Благополучная семья: по каким критериям это определяется?


Вы не авторизованы. Если у вас есть пригласительный код,зарегистрируйтесь. Это очень просто.Авторизованным пользователям доступно множестводополнительных возможностей.
. Определение степени неблагополучия  семьи и социально опасного положения ребенка на основании комплексных критериев и показателей. Оценку степени неблагополучия семьи и социально опасного положения несовершеннолетнего рекомендуется проводить по девяти критериям, в рамках которых оценивается неблагополучие семьи:. 1. Социально-демографические характеристики семьи . — Отсутствие регистрации и постоянного жилья у семьи;. — Деформация состава семьи; .
— Лишение  родительских прав в прошлом;. — Отрицательное влияние религиозных факторов на условия жизни ребенка. 2. Социально-экономические условия жизнедеятельности семьи. — Недостаток финансовых, материальных средств для содержания и воспитания ребенка;. — Нерациональное использование имеющихся материальных средств, в т.ч. пособия на ребенка;.
3. Бытовые условия жизнедеятельности семьи . — Нарушение безопасности  бытовых условий жизнедеятельности;. — Необеспеченность детей качественным питанием;. — Необеспеченность ребенка необходимой  мебелью  для занятий, сна, питания;. — Необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями. 4.
Медико-санитарные условия жизнедеятельности семьи. — Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние жилища;. — Состояние здоровья ребенка, обеспечение медицинских профилактических осмотров и ухода;. — Состояние здоровья родителей. 5.  Степень педагогической компетентности родителей . — Неадекватность и отсутствие системности в воспитательных действиях родителей. — Отсутствие контроля за посещением учреждения образования, за  успеваемостью, досуговой деятельностью  ребенка   .
— Отсутствие взаимодействия родителей с учреждением образования. 6. Жестокое обращение и насилие по отношению к несовершеннолетнему в семье, злоупотребление родительскими правами. — Физическое и эмоциональное насилие по отношению к несовершеннолетнему. — Сексуальное насилие над ребенком. 7. Психологические состояния и эмоциональные отношения родителей и ребенка .
— Отсутствие эмоциональной близости, привязанности у родителей и детей. — Нарушение коммуникации и наличие конфликтов в семье. — Негативные эмоциональные состояния и агрессивное (в том числе аутоагрессивное) поведение несовершеннолетнего. 8. Девиантное поведение родителей и несовершеннолетнего. Асоциальное поведение родителей. Асоциальное поведение  несовершеннолетнего.
Употребление алкоголя, наркотиков и других  психоактивных веществ родителями. Употребление алкоголя, наркотиков и других  психоактивных веществ несовершеннолетним. 9. Нарушение социальных связей несовершеннолетнего. Нарушение социальных связей семьи. Асоциальные связи несовершеннолетнего . Каждый критерий оценивается  по показателям (от двух до четырех показателей), по каждому показателю дается  краткое описание ситуаций, фиксирующих  степень  неблагополучия: низкую, среднюю или  высокую..
Таблица 1. Критерии и показатели  для оценки неблагополучия семьи и  социально опасного положения несовершеннолетнего. 1. Социально-демографические характеристики семьи. 1.1. Отсутствие регистрации и постоянного жилья у семьи. Степень неблагополучия.
Собственного жилого помещения семья не имеет, жилье арендуется. Семья живет совместно с близкими родственниками в стесненных жилищных условиях.  Зарегистрированы в другом месте. Собственного жилья семья не имеет,  часто меняет места проживания, члены семьи зарегистрированы в разных местах, семья живет в стесненных жилищных условиях. Семья не имеет определенного места жительства и регистрации. Часто меняет места проживания. Живут во временно предоставленном и/или не приспособленном  для постоянного проживания помещении. Отдельные взрослые члены семьи не имеют регистрации и или необходимых документов.
1.2. Деформация состава семьи  . Степень неблагополучия. Состав семьи деформирован (неполная, проживание с отчимом, мачехой, бабушкой). Это оказывает незначительное негативное влияние на ребенк. Деформированный состав семьи (неполная, многодетная вследствие отсутствия контроля матери над репрподуктивным поведением, сводные дети, сожитель) оказывает негативное влияние на содержание и воспитание  ребенка. Состав семейной группы часто меняется, в нее включаются временные чужие для ребенка взрослые (сожители).
Стабильные семейные связи отсутствуют, отношения взрослых в семье временны, вследствие чего нет условий  безопасной  жизни для ребенка. 1.3. Лишение  родительских прав в прошлом. Степень неблагополучия. В опыте  родителей (родителя) ранее ставился вопрос о лишении родительских прав.. Родителей (родителя) ранее  лишали родительских прав. . Родитель (родители) лишены родительских прав относительно старших детей..
1.4. Отрицательное влияние религиозных факторов на условия жизни ребенка. Степень неблагополучия. Участие одного или обоих родителей в религиозном объединении негативно влияет на развитие  личности и социальную адаптацию ребенка . Неадекватное религиозное поведение одного или обоих родителей, существующие в семье запреты, методы религиозного воздействия родителей на ребенка ведут к его  социальной дезадаптации,  задержке развития. Социальная и личностная дезадаптация родителей (либо одного из них), связанная с принадлежностью к религиозному объединению или религии ведут к  социальной дезадаптации ребенка, утрате здоровья.. 2.
Социально-экономические условия жизнедеятельности. 2.1. Недостаток финансовых, материальных средств для содержания и воспитания ребенка. Степень неблагополучия. Финансовые средства семьи ограничены. Бюджет планируется неэффективно. Родители временно не работают или работают на низкооплачиваемой работе, оплата их труда, иные доходы не всегда позволяют полноценно содержать ребенка.
Тяжелое финансовое положение семьи. Постоянные финансовые, трудности, в том числе связанные с безработицей одного или обоих родителей. Длительные периоды нехватки средств для полноценного содержания ребенка. Семья не способна жить экономически самостоятельно, постоянно нуждается в финансовой и иной материальной помощи, полностью зависима от поддержки государственных социальных служб и благотворительных организаций.. 2.2. Нерациональное использование имеющихся материальных средств, в т.ч. пособия на ребенка.
Наличие долгов. Степень неблагополучия. У семьи есть серьезные материальные трудности. Семья временно живет на детские пособия. Родители берут деньги в долг, задерживают оплату коммунальных услуг в течение двух – трех месяцев.. Семья постоянно живет на детские пособия, пенсии по потери кормильца, которые являются основным источником дохода семьи и расходуются на самое необходимое, в том числе иногда не по назначению. Расходование средств не связано с девиантным поведением старших членов семьи.  Семья  имеет задолженности по коммунальным платежам от шести и более месяцев..
Пособия на ребенка, пенсии по потери кормильца являются единственным источником дохода семьи. Расходуются на алкоголь и иные потребности взрослых. Из дома выносятся вещи и продукты. Семья длительно не оплачивает коммунальные услуги и не предпринимает никаких попыток  их погасить. Существует реальная угроза выселения. 3. Бытовые условия  жизнедеятельности.
3.1. Нарушение безопасности  бытовых условий жизнедеятельности. Степень неблагополучия. Длительное отсутствие ремонта жилища. Не выполняются санитарно-гигиенические требования по температуре и освещенности.. Состояние жилища неудовлетворительное, ветхое. Не производится необходимый текущий ремонт.
В стенах и на потолке трещины, подтеки и т.п. Не выполняются санитарно-гигиенические требования по температуре и освещенности. Не исправны электропроводка, электророзетки, электроприборы (холодильник, телефон, электроплита), печь. Спички в доступном для детей месте, электроприборы размещены близко к шторам, деревянным конструкциям и т.п.. Аварийное состояние электропроводки, электроприборов, печи; способ приготовления пищи угрожает пожаром. Жилье захламлено, загромождены выходы. Во время употребления алкоголя, в постели родители курят (рядом со спальным местом емкость с окурками).
В частных домовладениях отсутствие запаса топлива на зимний период. Состояние жилища представляет прямую угрозу жизни членов семьи. 3.2. Необеспеченность детей качественным питанием. Степень неблагополучия. Ребенок обеспечен горячим питанием дома. Продукты питания имеются в ограниченном объеме, питание однообразное.
Запас продуктов не обеспечивает потребности ребенка в полноценном систематическом питании. Дома питание ребенка скудное, за питанием ребенка родители не следят. Ребенок берет из столовой с собой хлеб впрок домой перед каникулами и выходными днями. Нет приготовленной еды для ребенка дома.. Дома ребенок питается некачественными продуктами или живет впроголодь. Продукты в доме появляются эпизодически, ребенок самостоятельно добывает пищу, вынужденно может питаться у соседей, воровать продукты. У ребенка имеются признаки истощения..
3.3. Необеспеченность ребенка необходимой  мебелью  для занятий, сна, питания . Степень неблагополучия. Мебель, постельные принадлежности имеются в ограниченном объеме нет места для занятий игр, покупку новой мебели и иных предметов быта затруднительны. Мебель, постельные принадлежности имеются в существенно ограниченном объеме и состоянии, не обеспечивающем потребности ребенка. Ребенок-подросток делит спальное место с другими членами семьи, нет места для занятий, игр, принятия пищи. Отсутствуют необходимые предметы мебели.
Отсутствуют постоянное спальное место ребенка, необходимая мебель, предметы быта, что приводит к нарушению физического и психического здоровья  ребенка. 3.4. Необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями. Степень неблагополучия. Одежда, обувь, школьные принадлежности имеются в необходимом объеме, однако ребенок часто одет вне связи  с сезоном,  возрастом  и полом. Одежда, обувь, школьные принадлежности имеются в ограниченном объеме, отсутствуют некоторые необходимые предметы одежды, школьные принадлежности, используются одежда и предметы  не соответствующие возрасту, полу, сезону, изношенные и неопрятные.. Ребенок не обеспечен одеждой, обувью, школьными принадлежностями в соответствии с возрастными и сезонными потребностями.
4. Медико-санитарные условия  жизнедеятельности.  4.1. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние жилища . Степень неблагополучия. Уборка жилого помещения, территории и мест общего пользования проводится нерегулярно и некачественно, низкое качество мытья окон, пола, посуды, одежды. Постельное и столовое белье грязные, жилые помещения и приусадебная территория в частном секторе захламлены..
Уборка жилого помещения не проводится. Состояние мест общего пользования (в частном секторе также и окружающей территории) неудовлетворительное. Переполненные мусорные урны, гниющие остатки пищи, выраженный запах. Застарелые следы копоти и жира на мебели, грязные окна, пол, посуда, постельное белье не используется, жилые помещения и приусадебная территория в частном секторе захламлены. Крайне неудовлетворительное санитарное состояние жилья. Имеются реальные прямые угрозы здоровью проживающих: грязный пол, устойчивый запах мочи, гниющие остатки пищи, бытовые паразиты, переполненные мусорные урны. Места общего пользования не убираются.
4.2. Состояние здоровья ребенка, обеспечение медицинских профилактические осмотров и ухода . Степень неблагополучия. Состояние здоровья ребенка в целом удовлетворительное (по медицинской карте). Медицинский уход и профилактический осмотр обеспечиваются.. Состояние здоровья ребенка неудовлетворительное. Частые болезни ребенка.
Возможно наличие хронического заболевания спровоцированного условиями жизни (кожные заболевания, педикулез, чесотка). Не выполняются  рекомендации врача (подтверждается документом из медицинского учреждения). Есть признаки задержки физического развития ребенка. Родители не обеспечивают профилактический осмотр ребенка. Осмотр производится только благодаря усилиям сотрудников учреждений здравоохранения и образования. Имеются прямые угрозы здоровью ребенка. По поводу болезней ребенка родители не обращаются за медицинской помощью.
В доме отсутствуют медикаменты для оказания доврачебной медицинской помощи. Есть признаки истощения и задержки физического развития ребенка, наличие или последствия травм у ребенка, видимых признаков запущенных заболеваний. 4.3. Состояние здоровья родителей. Степень неблагополучия. Хронические заболевания /инвалидность одного или нескольких членов семьи создают незначительные препятствия для ухода за ребенком. Хронические заболевания/инвалидность одного или нескольких членов семьи часто (в периоды обострений) создают серьезные препятствия для  ухода за ребенком .
Один или несколько членов семьи имеют хроническое заболевание (соматическое, психическое), в том числе алкоголизм, или инвалидность, которые не позволяют членам семьи обеспечивать минимально приемлемый уровень удовлетворения нужд ребенка, что создает реальную угрозу его безопасности. 5.  Педагогическая компетентность родителей. 5.1. Неадекватность и отсутствие системности  в воспитательных действиях родителей . Степень неблагополучия. Родительское воспитание носит несистематический характер, члены семьи затрудняются определить воспитательные требования и последствия их нарушений (отсутствует контроль за просмотром ребенком телепередач, за проведением  свободного времени, соблюдением режима дня). Родители или чрезмерно требовательны к детям,  или предъявляют противоречивые воспитательные требования, не знают и/или не хотят знать об окружении ребенка (компании его друзей).
Организация режима дня ребенка несистематическая или слишком жесткая, избыточно регламентированная. Ребенок может бесконтрольно смотреть телевизор, сидеть за компьютером.. Родители практически не занимаются воспитанием ребенка. Воспитание сводится к жесткому контролю или полному отсутствию контроля над поведением ребенка.  Взрослые члены семьи не соблюдают воспитательных требований. Родители некритичны к своему поведению, неверно интерпретируют поступки и особенности поведение ребенка. Не умеют определить возрастные потребности ребенка, не знают индивидуальных особенностей ребенка, отказываются от выполнения педагогических рекомендаций. Организация режима дня ребенка отсутствует.
Иногда предъявляются родительские требования соблюдения  своевременного приема пищи, просмотра телепередач, отхода ко сну.. Родители не занимаются воспитанием ребенка. Отсутствует родительский контроль, воспитательные требования. Меры воспитательного воздействия сводятся в основном к наказаниям. Дети предоставлены сами себе. Родители не думают о требованиях к режиму дня ребенка и их выполнении. Дети остаются без присмотра длительное время.
5.2. Отсутствие контроля посещением учреждения образования, за  успеваемостью, досуговой деятельностью  ребенка    . Степень неблагополучия. У ребенка есть пропуски учреждения образования по неуважительным причинам. Совместная досуговая деятельность детей и родителей в семье практикуется редко. Отсутствие или ограниченный набор развивающих игр и игрушек. Ребенок пропускает учреждение образования по неуважительным причинам более трех дней.
Из учреждения дошкольного образования, начальной школы детей регулярно без письменного согласия родителей и предупреждения педагогов забирают знакомые, соседи, бабушки, дедушки, старшие братья или сестры. Выполнение уроков не контролируется,  помощь не оказывается.  Родители не контролируют где, с кем и чем занимается ребенок в свободное время. Свободное время родители с детьми практически не проводят.. Родители не контролируют посещение учреждения образования. Ребенок часто более трех дней пропускает занятия по неуважительным  причинам. Ребенка дошкольного и младшего школьного возраста часто забывают забрать из учреждения образования, родители теряют детей по дороге домой. Из учреждения дошкольного образования, начальной школы детей регулярно без письменного согласия родителей и предупреждения педагогов забирают знакомые, соседи, бабушки, дедушки, старшие братья или сестры.
Родители не заботятся об успеваемости ребенка, выполнении домашних заданий, досуговой деятельности. Ребенок предоставлен самому себе.. 5.3. Отсутствие взаимодействия родителей с учреждением образования. Степень неблагополучия. Родители редко посещают родительские собрания, но  являются по приглашению педагогов в учреждение образования, интересуются учебой и поведением  ребенка. Родители не посещают родительские собрания.
Учреждение образования родители посещают редко и только после неоднократных приглашений педагогов.  Сами не интересуются учебой и поведением ребенка. Родители не посещают учреждение образования, не проявляют интереса к учебе, поведению ребенка; уклоняются от встреч с представителями  педагогического коллектива, по вызову в учреждение образования не приходят. 6. Жестокое обращение и насилие по отношению к несовершеннолетнему в семье, злоупотребление родительскими правами. 6.1. Физическое и эмоциональное насилие по отношению  к несовершеннолетнему.
Степень неблагополучия. Для родителей характерно ругань и  сквернословие по отношению к ребенку, запугивание наказанием, неумышленное проявление родителями физического насилия и т.п. Родители дают адекватную оценку своему поведению, видят его недостатки, раскаиваются.. Родители применяют физические наказания без тяжелых физических последствий. Часто проявляются в поведении родителей унижения и оскорбления ребенка, пренебрежение запугивание, угрозы. Свое поведение родители оправдывают. Предъявление к ребенку требований по хозяйству, требования ответственности не соответствуют возрасту.
Ребенок боится возвращаться домой.. Систематическое применение к ребенку физических наказаний, унижений и оскорблений, проявляющихся в наличии у ребенка физических травм и депрессивных состояний. Ребенок является свидетелем насилия или жестокого обращения по отношению к близким ребенку людям, домашним животным. Наносится вред физическому, психическому и интеллектуальному развитию ребенка.. 6.2. Сексуальное насилие над ребенком. Степень неблагополучия.
Для родителя характерна смена половых партнеров, ребенок имеет доступ к порнографическим материалам (журналы, видео, сайты), отсутствует адекватное сексуальное образование ребенка. Родители допускают обнажение перед ребенком, часто меняют половых партнеров, ребенку демонстрируются порнографические материалы. Имеет место совместный просмотр продукции порнографического характера. Родители  допускают совершение полового акта в присутствии ребенка, со стороны родителей или лиц из их окружения имеют место сексуальные  домогательства к ребенку, половой акт с ребенком, сексуальная эксплуатация ребенка, вовлечение ребенка в проституцию и производство порнографической продукции. 7. Психологические состояния  и эмоциональные отношения родителей и ребенка. 7.1.
Отсутствие эмоциональной близости, привязанности у родителей и детей. Степень неблагополучия. Родители обращают внимание на эмоциональное состояние ребенка, знают интересы ребенка, тепло относятся к нему, переживают за него, защищают и хвалят, однако могут унизить при посторонних, повысить голос, пригрозить наказанием. Присутствует позитивный контакт с ребенком (поглаживание, прикосновения, взгляд), выражают позитивные чувства к ребенку в разговоре. В основном позитивное отношение ребенка к родителям, прежде всего, матери. Потребность в постоянном контакте с ней. Возникающие разногласия с родителями являются поводом для  длительных  капризов и обид ребенка..
Родителей не заботят проблемы и интересы, эмоциональные состояния ребенка, они ругают и унижают его при посторонних, могут ударить. Родители не выражают позитивные чувства к ребенку. Наблюдается эмоциональная отстраненность родителей от ребенка. Ребенок демонстрирует страх и потребность в  контакте, одобрении, позитивном эмоциональном отношении. Противоречивое  эмоциональное отношение  к родителям, прежде всего, матери.  Ребенок может выглядеть обиженным, уклоняется от физического контакта  с родителем; либо наоборот — постоянно требует контакта: провоцирует ссоры, оскорбляет и игнорирует родителей. Родители не принимают ребенка, равнодушны к ребенку, либо негативно относятся к нему: ругают и унижают его,  грубо обращаются с ним; не интересуются  ребенком, сам ребенок – повод для недовольства или раздражения.  Родитель проявляет крайнюю степень  непредсказуемости и нестабильности эмоциональных реакций по отношению к ребенку. В общении ребенка с родителями присутствует страх.
Отрицательное  эмоциональное отношение ребенка к родителям, прежде всего, матери. Элементарная забота о поддержании контакта с ребенком со стороны родителей отсутствует.. 7.2. Нарушение коммуникации и наличие конфликтов в семье . Степень неблагополучия. В семье общаются в основном на бытовые темы, плохо понимают состояние других членов семьи, склонны уходить от общения с ребенком на интересующие его темы. Семейные конфликты случаются часто, в семье длительное время сохраняются  напряженные отношения.
Происходят частые конфликты, скандалы с привлечением третьей стороны, свидетелем которых является ребенок. Члены семьи друг друга не понимают, не желают выслушивать чужую точку зрения или сразу ее отрицают. Эмоциональная атмосфера в семье характеризуется неустойчивостью, непредсказуемостью, часто враждебностью. Допускаются угрозы, повреждение имущества и жилого помещения. В семье происходят частые затяжные ссоры, скандалы с привлечением третьей стороны. Полная неспособность взрослых членов семьи конструктивно решать проблемы взаимодействия. Действия взрослых в конфликте создают опасность для окружающих, в первую очередь, детей.
Имеют место насильственные действия со стороны одного из взрослых членов семьи, угрожающие другим членам семьи. 7.3.Негативные эмоциональные состояния и агрессивное (в т.ч. аутоагрессивное) поведение несовершеннолетнего. Степень неблагополучия. Для ребенка характерны частые перепады настроения. Ребенок проявляет приемлемые формы выражения агрессивности и гнева, контролирует выражение агрессии, избегает нанесения физического и эмоционального вреда себе и окружающим. Для несовершеннолетнего характерно сопротивление или негативное отношение воспитательским воздействиям.
Возможны частые перепады настроения, проявление негативных эмоций. Несовершеннолетний употребляет нецензурные выражения, не сдерживает агрессию. Может повреждать имущество в ходе выражения эмоций (пнуть  дверь, разорвать тетрадь, книгу, швырнуть предмет)  грозится уйти из школы, убежать из дома, угрожает суицидом. Для несовершеннолетнего характерно сопротивление или негативное отношение воспитательским воздействиям. Деструктивные эмоциональные состояния и негативные эмоции у ребенка доминируют. Переживает депрессии. Часто демонстрирует угрозу насилия, Проявляет агрессивные действия по отношению к окружающим и (или) себе, проявляет жестокость по отношению к сверстникам, младшим, животным.
Увлекается самоповреждением: нанесение шрамов, порезов на руках, других частях тела. Чрезмерно увлечен пирсингом, татуировками. В приступах ярости может существенно повредить имущество. Совершал попытки суицида.. 8. Девиантное поведение родителей и несовершеннолетнего. 8.1.
Асоциальное поведение родителей. Степень неблагополучия. У родителей есть зафиксированные в протоколах административные правонарушения (употребление спиртных напитков в неположенных местах, транспортные правонарушения, употребление ненормативной лексики и т.д.). Систематическое нарушение общественного порядка одним или обоими родителями. Правонарушения одного или обоих родителей, неоднократно зафиксированные в органах внутренних дел. Устойчивое девиантное поведение, аморальный образ жизни одного или обоих родителей, приводит к правонарушениям, в том числе: организации притонов,  вовлечению ребенка в преступную деятельность, приобщение его к употреблению спиртных напитков и иных психоактивных веществ, азартным играм, занятию проституцией, формам противоправного поведения (воровству, мошенничеству и др.). Возможно суицидальное поведение родителя, оставление ребенка в опасности.
8.2.   Асоциальное поведение  несовершеннолетнего. Степень неблагополучия. Ребенок дошкольного возраста не соблюдает правила поведения. Учащийся нарушает правила поведения и внутреннего распорядка учреждения, не выполняет требований педагогов. Девиации в поведении несовершеннолетнего носят эпизодический характер. Имеют место: грубость, употребление ненормативной лексики, курение, эпизодическое употребление легких спиртных напитков, случайно (однократно зафиксированное) нахождение в позднее время на улице без сопровождения взрослых. Возможен учет подростка  в ИДН.
Ребенок дошкольного возраста не знает правил поведения и  не соблюдает их, агрессивно реагирует на замечания педагогов, дерется. Учащийся нарушает правила поведения и внутреннего распорядка учреждения, агрессивно  реагирует на замечания. Имеют место уходы из дома и бродяжничество, беспорядочное сексуальное поведение, систематическое употребление алкоголя и другие формы стойкого девиантного поведения, приводящие к, постановке несовершеннолетнего на учет в органах внутренних дел  (ИДН) и применению мер административного воздействия  к его родителям. Вхождение в объединения, в том числе религиозные и политические, деструктивного характера. Учащийся срывает занятия, демонстрирует отстраненность, либо агрессию по отношению к учебной группе и педагогам. Не выполняет требований педагогов. Забирает деньги и вещи у одноклассников и младших учащихся.
Применяет физическую и вербальную агрессию по отношению к учащимся. Сквернословит и курит в учреждении образования. Часто уходит из дома, не ночует дома, бродяжничает. Устойчивое и систематическое девиантное поведение несовершеннолетнего приводит к совершению правонарушений, постановке на учет в органах внутренних дел (ИДН), учреждениях здравоохранения (наркологический и психоневрологический диспансер). Несовершеннолетний совершает правонарушения, приводящие к уголовной ответственности и осуждению или помещению в условия обучения и воспитания в специальном учреждении.. 8.3. Употребление алкоголя, наркотиков и других  психоактивных веществ родителями.
Степень неблагополучия. Употребление алкоголя родителями по поводу значимых событий и праздников, в компании или на отдыхе, без серьезных социальных последствий и эмоциональных расстройств. Родитель ситуативно может употребить большие дозы алкоголя. Осознает проблему и выражает согласие на участие в программе профилактики. Зависимость при наличии ремиссии.. Регулярное употребление алкоголя и (или) иных психоактивных веществ родителем с серьезными социальными последствиями: потеря или частая смена места работы, финансовые проблемы; эмоциональные расстройства: эмоциональная несдержанность, раздражительность, агрессивность. На словах осознает проблему и выражает согласие  на  участие в  программе реабилитации..
Регулярное, в течение длительного времени употребление психоактивных веществ (в т.ч. алкоголя) с серьезными личностными социальными и эмоциональными последствиями. Хроническая алкогольная либо иная химическая зависимость. Не согласен (а)  прилагать усилия для реабилитации.. 8.4. Употребление алкоголя, наркотиков и других  психоактивных веществ несовершеннолетним. Степень неблагополучия.
Употребление легких спиртных напитков в малых дозах со взрослыми и сверстниками более чем 2-3 раза в год. Регулярное (раз в месяц и чаще) употребление легких спиртных напитков. Эпизодическое употребление крепких спиртных напитков. Несовершеннолетний имеет свободный доступ к алкоголю или (и) наркотическим, и токсическим веществам.. Регулярное (раз в месяц и чаще) употребление легких и крепких спиртных напитков и (или) иных психоактивных веществ. Наличие признаков формирующейся или сформированной зависимости.. 9.
Нарушение социальных связей семьи и несовершеннолетнего. 9.1. Нарушение социальных связей семьи . Степень неблагополучия. У семьи узкий круг друзей и родственников. Возможности получения помощи со стороны родственников и друзей ограничены. Семья испытывает трудности в организации присмотра за детьми, иной родственной помощи и поддержке.
Семья не имеет родственной поддержки, позитивного соседского общения. Дружеские связи у родителей либо отсутствуют, либо носят асоциальный характер. Семейные родственные и дружеские связи носят асоциальный характер. Отношения с позитивным соседским окружением отсутствуют. Дети не имеют возможности получить помощь и поддержку родственников и знакомых семьи. 9.2. Асоциальные связи несовершеннолетнего  .
Степень неблагополучия. Несовершеннолетний имеет группу общения сверстников, в которой эпизодически встречаются, сквернословие, совместное распитие легких спиртных напитков и иные формы девиантного поведения. Несовершеннолетний имеет друзей среди сверстников и совершеннолетних, которые демонстрируют девиантное поведение, нарушают нормы безопасного поведения,  совершают правонарушения, состоят на учете в правоохранительных органах, наркологическом учете. Для близкой группы общения несовершеннолетнего характерно групповое противоправное поведение, в котором участвует несовершеннолетний. Использование критериев и показателей для оценки неблагополучия семьи и положения несовершеннолетнего начинается на этапе сбора предварительной информации, в ходе  посещения  семьи на дому, а также информации, полученной из учреждений здравоохранения, обращений родственников ребенка, соседей, иных граждан. . Оценивание производится по показателям, имеющим три степени неблагополучия: низкую, среднюю, высокую .. Низкая степень неблагополучия семьи и угрозы СОП несовершеннолетнего свидетельствует о возможном зарождающемся неблагополучии в семье ребенка.
Оно соответствует ситуации в семье, которая ранее давала возможность в учреждениях образования включать ее в «группу риска», а детей считать «требующими повышенного внимания». В таких семьях родителями (родителем)  в основном  применяются конструктивные схемы взаимодействия с ребенком. Однако при этом, не созданы условия для развития ребенка или у ребенка появились признаки нарушенного поведения. Низкая степень неблагополучия  свидетельствует о возможном недостаточном воспитательном  потенциале родителей,  недостаточных навыках ухода за несовершеннолетним, которые могут спровоцировать нарушения в  его развитии. Низкая степень неблагополучия может быть определена если при наличии девиаций в поведении родителей существуют  компенсационные социальные факторы, которые, при имеющихся недостатках воспитания и ухода за несовершеннолетним, позволяют все же контролировать уровень его безопасности. Например, таким фактором может быть наличие бабушки, живущей по соседству или непосредственно в семье и участвующей в воспитании,  возраст несовершеннолетнего (его возможность обслужить себя самостоятельно, если родители находятся на работе продолжительное время). . Если по большинству показателей определено неблогополучие, но степень его низкая, это свидетельствует о том, что  семья все же нуждается в определенных видах медицинской, социально-экономической, психологической  помощи, социально-педагогической поддержке и  т.п.
Все это должно быть оказано, при сохранении участия родителей в воспитании ребенка.. Средняя степень неблагополучия семьи и угрозы СОП несовершеннолетнего свидетельствует, что в семье по одному или нескольким показателям существует явная ситуация угрозы жизни, здоровью, социальному благополучию  несовершеннолетнего или у ребенка появились признаки устойчивого нарушенного поведения, длительные негативные эмоциональные состояния. Средняя степень угрозы  СОП фиксируется   в случае, если существуют  факторы утраты  здоровья и нарушения развития несовершеннолетнего.  Она требует вмешательства в дела семьи с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности  несовершеннолетнего и создания условий для его полноценного развития. Таким образом, данная степень неблагополучия семьи чаще всего свидетельствует о необходимости признания несовершеннолетнего находящимся в СОП  и постановке его на учет.. Основным признаком при определении   высокой степени угрозы неблагополучия  семьи и крайне неблагоприятных условиях социализации несовершеннолетнего  является наличие опасности для жизни и здоровья ребенка, высокая вероятность причинения ему серьезного вреда, вплоть до нанесения необратимых физических повреждений и даже гибели. Такая ситуация требует немедленного вмешательства. Ребенока в соответствии с ней необходимо признавать нуждающимся в государственной защите..
Высокая степень угрозы неблагополучия, фиксируемая по показателям «асоциальное поведение  несовершеннолетнего» может повлечь за собой общественное наказание, изъятие несовершеннолетнего из провоцирующего окружения, что в свою очередь должно вызвать изменение образа жизни, связанного с помещением в специальные учреждения. Реабилитация такого несовершеннолетнего предполагает целенаправленные действия по его ресоциализации, содействие личностным изменениям, использование  поведенческой терапии в различных ее модификациях.. Высокая степень угрозы, выставляемая по показателю  «употребление алкоголя, наркотиков и других  психоактивных веществ несовершеннолетним» должна повлечь за собой незамедлительную организацию реабилитационной работы: консультирование, психотерапию, мотивирование на принятие решения о лечении (осознание болезни, ощущение невозможности так дальше жить, готовности лечиться), выбор наиболее адекватной формы лечения. Далее реализуется программа сопровождения ремиссии.. Критерии и показатели,  на основании которых изучаются   условия жизни и воспитания имеют разное значение (вес)  при оценке угроз. Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении выносится  при  определении средней степени угрозы хотя бы по одному из следующих показателей:. 5.1.
Неадекватность и отсутствие системности  в воспитательных действиях родителей;. 5.3. Отсутствие контроля за посещением учреждения образования, за  успеваемостью, досуговой деятельностью  ребенка;. 6.1. Физическое и эмоциональное насилие по отношению  к несовершеннолетнему;. 6.2. Сексуальное насилие над ребенком;.