Виггеры — кто это такие? Чем характерно поведение и образ жизни виггеров?


Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.. Размещено на http://www.allbest.ru/. Глава 1.
Теоретический анализ понятия «Молодежная Субкультура». 1.1 Молодежь как социально-демографическая группа. 1.2 Теоретический подход к понятию «Молодежная Субкультура». 1.2.1 По отношению к Общей культуре. 1.2.2 По отношению к Контркультуре. Глава 2. Особенности «Молодежной Субкультуры — диггеры».
2.1 Исторический анализ становления и развития. 2.2 Философия и мировоззрение. 2.3 Отличительные внешние признаки представителей. Список используемой литературы. Субкультура понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологи — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах.
В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.. В 1950 году американский социолог Дэвид Риcмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.. Французский социолог Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Российский орнитолог Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы»..
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка».. Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.. Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре.
Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.. Глава 1. Теоретический анализ понятия «Молодежная Субкультура». 1.1 Молодежь как социально-демографическая группа. Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений? Объективные, фундаментальные общественные отношения касаются ее практически во всем..
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы.. В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое — признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам. Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г.
В. Т. Лисовским: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»..
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.. Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.. В книге «Социология молодёжи» под редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы:. К первой относятся специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.. Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т.д.).. Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства.
Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.. Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями. Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И. Иконникова и В.Т.
Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий — важный показатель позиции молодежи в обществе. В. Чупров отмечает, что “…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся… структуру общественных отношений ”..
Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).. Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:. 1.14-16 лет — подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства..
2.17-19 лет — юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения — начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации — происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.. 3.20-24 года — собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи..
4.25-30 лет — старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.. Россия вступила в XXI век. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы..
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.. Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.. В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.. В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.. В-пятых, молодёжь — это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой — источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.. В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором, как ускорения, так и торможения общественного развития..
Это зависит от того, насколько молодёжь:. — знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;. — обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;. — обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.. Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально-экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего.
Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.. 1.2 Теоретический подход к понятию «Молодежная Субкультура». Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века. Ее появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму.. Стремительное, непрерывное ускорение и обновление стали ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Разворачиванием научно-технической революции был положен конец естественно-природной сфере, началась эра искусственно-технологическая. Появилась возможность практически все фабриковать, то есть создавать по заранее заданным параметрам и свойствам.
С появлением возможности фабрикации в прошлое ушли уникальность, индивидуальность: сначала в предметах, а затем и в людях. Их место заняли шаблонность, стереотипность, массовость, универсальность, нивелирование.. Наблюдались два взаимосвязанных процесса: люди, желая соответствовать индустриально развитому обществу, принимали его правила игры, вовлекались в создаваемые им индустрии труда, развлечений, потребления, то есть в массовое общество, а общество с той же целью использовало социальные технологии. К числу таких технологий можно отнести: 1) усиленное «промывание мозгов» различными средствами массовой информации, 2) навязывание посредством рекламы, моды, эталонов престижности жизненных стандартов, стереотипов, шаблонов, 3) внедрение посредством поточно-конвейерной индустрии досуга массовой культуры, для которой характерны примитивность, развлекательность, натуралистичность, общедоступность.. Формирование массового общества совпало с началом НТР и пришлось на 50-е годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры.. С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура.
Невписываемость при одновременном стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставляют возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры.. Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:. 1) плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;.
2) множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;. 3) неопределенна, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура;. 4) фрагментарна, то есть каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие;. 5) изменчива, так как периодически молодежная субкультура обновляется, перерождается;. 6) эклектична, так как вбирает в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга.. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:. — утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире;.
— её произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;. — отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени;. — отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке;. — имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству.. — снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»;. — ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей;. — рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере;.
— насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.);. — формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности;. — используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения.. Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.. Составляющие и признаки субкультуры: знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.. Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу.
Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.. Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные, прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье.
Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.. Генезис молодежной субкультуры. Довольно часто появление феномена молодежной субкультуры исследователи связывают с конфликтом поколений. Однако, как показывают социологические исследования, это представление верно лишь отчасти. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений в той или иной форме существовало всегда, но оно необязательно оборачивается возникновением молодежной субкультуры. О проблеме конфликта поколений рассуждали еще Платон и Аристотель.. Конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода молодого человека в молодежную субкультуру, а, скорее, его следствием.
Причины того, что молодежная субкультура является структурным элементом индустриально развитых социальных систем, кроются в невиданном ранее удлинении периода обучения, вызванном тем, что новые технологии и техника требуют не просто образованных, но особенно хорошо образованных, специально подготовленных работников. В результате самостоятельность приходит к молодому человеку значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Это положение «ножниц» усугубляется и современной биологической акселерацией, в силу которой в старшей школе обучаются с физиологической точки зрения вовсе не дети. Кроме того, длительный официально признанный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь и во взрослый мир. Идея нескончаемого детства витает в большинстве молодежных субкультур. Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающая значительную неуверенность у них в занимаемых социальных статусах, приводят их к спонтанному созданию частичной культуры, каковой является молодежная субкультура..
Пока в обществе за молодым человеком не будет признан и закреплен тот или иной социальный статус, ему самому необходимо его создавать, поскольку его потребность в статусе, ощущение принадлежности к некоторому обществу не могут удовлетворить ни семья, ни школа, ни любая формальная молодежная организация. Поэтому и возникают неформальные контактные группы, в которые подростки собираются инстинктивно. Прямой контакт со сверстниками ценен для молодежи как таковой.. 1.2.1 По отношению к Общей культуре. Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные, прежде всего на молодежь.. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления.
Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.. Развиваясь, субкультура вырабатывает единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур 20-го века и традиционных народных культур.. Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура..
У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.. молодежь субкультура диггер социальный. 1.2.2 По отношению к Конткультуре. Контркультура — форма выражения ограниченными социальными группами, прослойками своей культурной специфики и образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе.. Контркультура — определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения молодежи..
Существует три направления молодежной субкультуры по отношению к контркультуре:. 1. Левоэксцентристская направленность (критика образа жизни).. 2. Смесь экзистенциализма, фрейдизма, анархизма, марксизма (критика массовой культуры). 3. Раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий..
Выделяют следующие причины возникновения контркультуры:. Противоречия внутри капиталистической системы.. Несовершенство системы образования.. Духовный разрыв между поколениями.. Буржуазно-мещанский образ жизни.. Утилитаризм, конформизм массовой культуры.. Угнетение индивидуальной свободы..
Отсутствие общения с природой.. Буржуазное общество — общество организованного насилия.. Угнетение творческих порывов, жизненной энергии.. Ценности молодежной контркультуры:. — акцент на бессознательной, эмоциональной сфере;. — сексуальные влечения;. — переоценка кожных и слуховых чувствований с помощью музыки, наркотиков;.
— отрицание дисциплины и науки;. — утверждение неограниченной свободы и любовно-дружеских отношений;. — общение с природой;. — выступление против насилия, за неограниченные творческие порывы, за революцию с помощью сознания.. Глава 2. Особенности «Молодежной Субкультуры — диггеры». 2.1 Исторический анализ становления и развития.
Диггерство — альтернативное увлечение преимущественно молодёжи. Средний возраст диггера — 20 лет. Еще совсем недавно ребята «осваивали» окрестные подвалы и «бомбарики» под родной школой и домом, а теперь они — база движения. Более взрослый сегмент малочислен и предпочитает сбор информации в Интернете реальным спускам.. Предмет занятий диггерства — исследование урбанистических горизонтов ниже уровня асфальта. Объекты спусков подразделяются на «техногенка» и «историчку». Последняя объективно опаснее, ибо на голову может что-нибудь обрушиться, да и часто такие подземелья населены опасными субъектами.
«Техногенка» опасна в основном последствиями другого рода — «стоять!» «лежать!» и т.п.. Не следует путать диггерство со спелеологией (исследование пещер и полостей природного происхождения) и спелестологией (исследование пещер, каменоломен и катакомб, сделанных человеком в горных породах). Диггеры занимаются изучением подземных сооружений, построенных человеком с применением строительных материалов и технологий, например, дренажных систем, канализационных коллекторов, подземных рек. А также подземных военных объектов (заброшенных). Также очень популярны поиски станций-призраков Московского метро и системы Д-6 (Метро-2).. Но по сути диггерство — есть подраздел спелестологии, любительская спелестология. Хотя многие диггеры отрицают связь с данным родом исследования, аргументируя тем, что это убивает налёт таинственности..
Очень часто диггерство сопряжено с разного рода опасностями, поэтому считается увлечением в основном мужской части молодёжи, однако девушки тоже не редкие гости подземелий. Диггеров интересуют практически все подземные сооружения — бомбоубежища (как заброшенные, так и функционирующие), подвалы, подземные реки и коммуникации, старые шахты, тоннели метро и метрострой. Особый интерес диггеры проявляют к старинным сооружениям, их устройству.. Не стоит забывать: подобное проникновение на различные закрытые объекты преследуется по закону. В большей части это относится к объектам метрополитена и метростроя, а также к различным сооружениям, стоящим на балансе МО РФ.. Идея использования слова «диггер» в качестве определения увлечения принадлежит Вадиму Михайлову. Вечером, после одного из своих первых спусков под землю, Вадим Михайлов с товарищами искал в словарях термин, которым можно было бы обозначить данное увлечение.
Выбор остановился на слове «диггер», обозначающем социально-политическое движение, возникшее в середине XVII века в Англии. Но, как объясняет сам Вадим Михайлов, данный выбор обусловлен не тем, что английские диггеры являются историческими предшественниками современных диггеров, а значением слова «to dig» — копать, т.е. погружаться в глубь земли, в. В настоящее время Вадим Михайлович руководит в официальной организации «ДиггерСпас». В свое время (середина 90-х) он выдвинулся своими всегда сенсационными статьями в желтой прессе о пресловутых «Метро-крысах», библиотеке Ивана Грозного, «голосах подземелий», благословении Патриарха и мэра Лужкова. Кстати, мэра Вадим умудрился затащить на экскурсию по подземной Москве, что оправдывает его славу суперимиджмэйкера.. Но…
У истоков движения на самом деле стоял совсем другой человек. Его зовут как и Высоцкого — Владимир Семенович. Он колоритен, впрочем, как и Вадим, но зато с образованием. В.С.Гоник — автор скандального романа «Преисподняя», катехизиса всех диггеров. Вообще-то он сценарист и занимался спусками в … 70-х годах, когда большинства современных диггеров ещё не было и в проекте. Ходил всегда один.
Плюс по крохам собирал сведения у осведомленных людей. Во время путча 1991 года Владимир Семенович был приглашен как специалист при «зачистке» подземных коммуникаций Белого Дома. В своем романе, он описал много реальных фактов и о «техногенке» и об «иcторичке» подземной Столицы. Сейчас Владимир Семенович занят серьезными кино проектами с западными телестудиями.. Исторические подземелья не так часто встречаются. Далеко не всегда они так интригующе интересны, как можно себе это представить! Завалы мусора, пробитые стены и замурованные камнем проходы встречают вас в этих негостеприимных местах. Редко, когда есть освещение.
В наиболее «приличных» местах с выходами в подвалы заброшенных домов часто есть обитатели — это бомжи, (бомжи в лучшем случае, это следует иметь ввиду). Исторические подземелья, как не трудно догадаться, никто не поддерживает в порядке. Никаких погружных дренажных насосов «Гном»… Результат — подтопление нижних уровней. Здесь незаменим комплект Л1 или ОЗК с калошами. Хождение по таким «достопримечательностям» здоровья не прибавляет. Реальное «копательство» — т.е.
пробивание стен, открытие заваленных древних ходов — занятие почти не встречающееся, за исключением кладоискателей, роющих ради монет и пр. Заваленный ход под силу разгрести только подготовленной команде со снаряжением, техникой, большим количеством времени, денег и … разрешением копать, чего у диггеров, к большому сожалению, обычно не бывает.. Техногенка на каждом шагу. Это «верхний пласт» — городские коммуникации, и подвалы зданий, иногда многоуровневые. Спуски в такие места могут быть опасны. Есть шанс напороться на обходчика (на диггерском диалекте «монтера») или на охранника коммерческой фирмы, арендующей подвал.
Многие городские коммуникации в центре Столицы в последние годы снабдили системой противопожарной и охранной сигнализации. Некоторые люки снизу реально заблокированы и поставлены на охрану. Диспетчеры дежурят круглосуточно и без колебания вызывают наряд милиции для задержания непрошенных гостей. В основном используются инфракрасные датчики движения, которые обнаруживают себя по загорающимся и гаснущим светодиодам. Кроме того, многие коммуникации перегорожены решетками с контактными датчиками. Теплосети нового типа не имеют проходов от магистрали на разветвления. Трубы уходят в глухую стену.
Максимум, что удается — пройти метров двести до очередной замуровки. В теплосетях часто живут бомжи (зимой), тут и барахлишко их развешано, и лежанки их можно понаблюдать. Более старые сети имеют соединения, частично заделанные, частично нет с подвалами домов. Магистральные коммуникации освещены 36 вольтовыми лампами. Вентиляторы в автоматическом режиме «продувают» тоннели. Регулярно выполняется обход с контролем датчиков метана. Результаты фиксируются в журнале., из которого легко т.о.
узнать время обхода. Байпассы под авто- и ж/д — магистралями выполнены обычно на большой глубине (20 метров) и закрытым способом. «Грибки» вентиляции внушительного размера с обеих сторон перехода указывают на наличие шахтного ствола. Их часто принимают за Метро и, особенно, за Метро-2 венткисоки. Залезть в них часто несложно, т.к. бомжи их освоили очень хорошо. В таких «грибках» масса места и бомжи их очень любят..
Технические подвалы, во-первых, заняты реально работающими установками: КТП, бойлерными, каптерками монтеров, фекальными, водопроводными и прочими инсталляциями. Во- вторых, там постоянно, даже ночью, дежурят.. 2.2 Философия и мировоззрение. Говорят, что если у человека нет хобби, то ничто по-настоящему не может его заинтересовать. Поэтому даже коллекционирование этикеток от спичечных коробков возводит в ранг человека увлеченного. А что можно сказать о людях, которые все свободное время проводят, скажем, в подвале заброшенного здания? Бомжи? Нет, они — диггеры.. По жанру диггер практически ничем не отличается от альпиниста, археолога или драйвера.
Всех их объединяет одно — поиски, различные исторические исследования и абонемент в ленинскую библиотеку. Только диггеры плохо пахнут, потому что под землей, в общем, не может быть иначе. В остальном они — обычные люди, самых разных профессий и социальных ступенек.. Диггеры стали общеизвестны большинству с 1995 года, когда в столице появилось их московское движение. Но немногие знают, что самый первый диггер России появился в 1983 году в Санкт-Петербурге, его звали Костя Крот, и он всегда вел исследования в одиночку, хотя это не приветствуется. Потом первопроходец пропал, а Вадим Михайлов — главный диггер московского подземелья — вполне здравствует и ныне является руководителем подразделения МЧС «Диггер-спас». Сегодня у Кости и Вадима много последователей не только среди жителей двух столиц, но и в бывших советских республиках..
Строго говоря, диггерами нельзя называть всех, кто в свободное время живет под землей. В сферу интересов диггера входят городские и техногенные подземелья: бомбоубежища, коллекторы, бункеры, подземные реки и метрострой. Все «копатели» очень нервные люди и ревностно оберегают свои достижения.. Истинные городские исследователи никогда не занимаются вандализмом, кражей или порчей чего-либо, даже не оставляют мусор. Занимаются этим из-за жажды приключений и интересных кадров, и скрытым местам наших городов.. Несмотря на то, что некоторые аспекты диггерства иногда бывают, нелегальны, здесь важно не путать понятия «нелегально» и «аморально». Законы против треспассинга похожи на законы о нахождении на улице во время комендантского часа: люди попадают в беду не потому, что фактически занимаются незаконной деятельностью, а потому, что власть предполагает, что они потенциально могут.
Также неверно, что исследования нелегальны только потому, что опасны.. Законопослушные граждане могут несогласиться, однако, по мнению большинства, это хобби является осознанным риском, не менее чем курение, вождение автомобиля или даже езда на велосипеде. Грустно видеть, как большинство людей проживают свою жизнь и из-за собственной невнимательности не видят бесчисленное количество бесплатных удивительных вещей вокруг них. Большинство считает, что единственные достойные внимания вещи в наших городах это безопасные и чистые коммерческие аттракционы. И нет ничего удивительного в том, что люди чувствуют себя неудовлетворенными, проходя сквозь лабиринт вельветовых канатов на пути из магазина сувениров.. Исследователи стараются накапливать опыт, совершая открытия, которые позволяют попадать в неизвестные места городов и зданий и по достоинству оценить фантастические, загадочные места, которые могли бы стать совсем забытыми.. Диггеры не ищут путей противостоять государству, просто игнорируют его предписания на темы, которые ему, в общем, не очень известны.
Когда они видят знак «Опасно: не входить», они понимают, что это просто способ сказать «Ты покидаешь спокойное место: покажи свои собственные способности принимать решение за этой чертой».. Исследование городов весело и не наносит никому вреда. Это захватывающее и расширяющее кругозор увлечение, которое позволяет нашим инстинктам развиваться и действовать в нашей же окружающей среде. Оно подталкивает людей к созданию собственных приключений, как в детстве, а не «покупке» готовых, а также привносит атмосферу чуда в обыденную обстановку, которую едва ли могут воссоздать исторические книги.. 1. Ничего не ломай — исследователям и так хватает неприятностей, получаемых только за проникновение на охраняемую территорию. Не усложняй жизнь другим исследователям.
Попытки как-либо нанести какой-либо ущерб объекту неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Никогда. Никогда — значит никогда. Если ты не можешь проникнуть в здание не разбив окно это означает, лишь то, что тебе не доведется там побывать. Тресспасиннг — административно (а в некоторых случаях — и уголовно) наказуемое деяние, вандализм будет лишь отягчающим обстоятельством.. 2. Никакого вандализма.
Иногда людям хочется оставить надпись в том месте, в котором они побывали: это понятно, хотя и не слишком хорошо. Графферские баллончики или перманентный маркер неприменимы. Можно использовать мел, карандаш, уголь, кирпич но лишь в тех местах, где это будет естественно, например на стене тоннеля Неглинки. Такое же действие в переполненном офисном здании не принесет ничего хорошего. Если вы хотите оставить свой знак в подобном месте, распечатайте визитки, которые удобно приклеивать. Мы посещаем многие места просто, чтобы насладиться архитектурой заброшенности, так что не следует портить красивые места надписями из трех букв и граффити.. 3.
Не брать чужого. Многие считают нормой унести с собой какую-нибудь вещь из полностью заброшенного места. Мы не имею ничего против, но и не одобряю такие действия: не потому, что это нарушает какие-то моральные принципы, а потому что следующий пришедший в это место увидит уже меньше. Понятно, что попытка унести что-нибудь из обитаемого места (офисного здания, например) будет расценена совершенно по-другому, подумай об этом. Если тебя поймают, то часто можно выкрутиться без последствий, но если у тебя с собой будут краденые вещи, то тебя уже обвинят в краже с взломом.. Как и у всех кружков по интересам, у диггеров есть свои правила и табу. Из правил: личная безопасность, которая важнее любого открытия, избегание встреч с обитателями исследуемых объектов (бомжи, сектанты или обыкновенные подростки) и никаких контактов с флорой и фауной подземного мира.
Самый страшный кошмар диггера — быть пойманным представителями милиции. Степень ответственности за проникновения на объекты разная, но чаще всего обвиняют в шпионаже. И по этой статье судят всегда.. Поэтому главное табу диггера — никогда не посещать военные и правительственные объекты. И дело не только в уголовной ответственности. Посягнув на государство, можно запросто прекратить жить — таблички «Стой! Стреляю!» висят там не для красного словца.. И диггеры, и их деятельность всегда идут рука об руку с городскими легендами..
Самая известная и захватывающая — поиск секретных линий метрополитена, Д-6, которые якобы предназначены для сообщения между государственными учреждениями и подземными бункерами. Официально нет ни документальных, ни фотографических подтверждений того, что Метро-2 существует, даже правительство никогда не подтверждало его существование. Тем не менее, по некоторым источникам, подземная сеть имеет место быть и соединяет Кремль с правительственными и военными бункерами, которые находятся в Подмосковье и служат для эвакуации в случае ядерной войны.. Так как система окутана мифами, тайнами и строго засекречена, обывателям остается полагаться на непроверенные данные и байки, а диггерам — самим развенчать или подтвердить эту легенду. Поговаривают, что входы в Метро-2 есть почти на каждой станции обыкновенного метрополитена за служебными дверьми. И подобный лакомый кусок для диггеров есть не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Его официальное название — Д-7, и некоторые факты его существования, — правда, не в виде системы, а отдельных линий, — подтверждают диггерские экспедиции..
Еще одна байка — легенда о Белом Спелеологе, общем духе всех погибших в пещерах людей.. Есть у него свой могильный холмик, на котором обычно оставляют спички, сигареты и свечи. Знающие люди приносят что-нибудь из личных вещей умерших — фонарик, каску или записную книжку.. Также ходят слухи о подземных животных-мутантах и многочисленных голосах, непрестанно зовущих диггеров во тьму. Скептики утверждают, что все это — лишь галлюцинации, порожденные постоянным звуком падающих капель. Как бы то ни было, все это сформировало в диггерстве свой, особенный фольклор. Кстати, частью этого фольклора (и не самой последней) является одиозная фигура Вадима Михайлова.
Именно он сделал диггер-клуб открытым для общественности, за что нещадно и регулярно в словесной форме побиваем большой частью копателей, обвиняющих его в обесценивании диггерской деятельности. Он всегда готов рассказывать о некоторых секретах подземки и стремится сделать это движение общеполитическим.. Безусловно, многим это пришлось не по вкусу — в большинстве диггеры не любят афишировать свою деятельность и презирают, в частности, журналистов за стремление залезть в мир подземных романтиков. На самом деле, смею предположить, есть в этом некий двойной стандарт и лукавство. В «Живом Журнале» сообщество диггеров, доступ в которое открыт для всех, насчитывает около 900 человек,. Народ делится результатами прошедших экспедиций и вовсю обсуждает будущие. Скорей всего, заверения в том, что никакой славы и известности диггеры снискать не хотят, не более, чем своеобразный PR-ход, чтобы подогреть к себе интерес..
Однако обе стороны — и та, что последовала за Михайловым, и та, которая превратилась в самостоятельные единицы — сходятся в одном: не нужно спрашивать диггера о том, почему он спускается под землю и какое удовольствие от этого получает.. 2.3 Отличительные внешние признаки представителей. У большинства российских диггеров (в этом их отличие от иностранных) есть традиция «замыливать» или закрашивать свои лица на фотографиях (что обычно бесполезно, потому, что все друг друга знают) с целью того, чтобы полиция не использовала их портреты в своих целях.. Поэтому на внешний вид диггер не отличается от обывателя, при встречи с ним непосвященный решит, что перед ним рыбак или работник метрополитена. Если вы представляете то, как одеваются ассенизаторы и работники подземелья, то это и есть одежда диггеров. Почти всегда это комбинезон, ботинки, имеющие неблагозвучное название «говнодавы», и кепка-шлем.. У диггеров существует не гласный список, что брать с собой на «залаз» и что нельзя брать с собой..
-Фонарь. Естественно, под землей темно и без хорошего фонарика там делать нечего. Источников света должно быть два: основной и запаска. В качестве основного света оптимальный вариант — диодный налобник, в качестве запаски — тоже диодный налобник или любой другой фонарь. Также необходимо иметь с собой комплект запасных батареек.. -Перчатки. Под землей очень грязно, поэтому лучше ходить в перчатках — обычные продаются в любом хозяйственном магазине за пять рублей..
-Одежда должна быть старой, которую не жалко испачкать или порвать. Но в то же время вы не должны быть похожи на бомжа, чтобы не привлекать внимание. Лучше всего носить с собой в рюкзаке и переодеваться перед спуском.. — Щеточку для одежды — на поверхности не принято ходить в грязном виде.. — Запасные носки, лучше 2 пары. Ноги будут мокрые 100%, так что для комфортного существования запасные носки необходимы.. — Деньги на случай если поймают ~500 р..
-Паспорт или студенческий — в случае запала человеку с документами больше шансов отбрехаться, чем человеку без документов. Только не теряйте на объекте паспорт, это чревато неприятностями.. -Каска — некоторые ходят в каске, некоторые не признают ее. Выбор за вами.. — Дозиметр. Иногда необходим — под землей можно схватить дозу радиации, но это конечно зависит от объекта.. — Карманный вольтметр — под землей царит разруха, но провода-то в основном под напряжением….
Что нельзя брать с собой.. -Фотоаппарат. С ним вопрос спорный и решение брать или нет принимается исходя из объекта на который направляетесь.. -Крупная сумма денег. Конечно если денег много, то откупиться будет просто, но обычно можно обойтись суммой в 500 р. — не искушайте судьбу.. -Ломик, разводной ключ, инструменты.
Докажи потом что ты не взломщик или террорист и это не ты сломал все в радиусе километра.. Так же каждый начинающий диггер обязательно знакомится с правилами поведения под землей:. -Не шуметь. Ты можешь быть не один, так что не привлекай к себе лишнего внимания.. — Нельзя ходить в одиночку и большой группой тоже — оптимальный вариант 2-3 человека.. — Не трогать оголенные провода — они очень часто бывают под напряжением.. — Перед тем как наступить в лужу, убедись, что в ней не лежит оголенный электрический провод..
-В грязную воду не наступать, не проверив предварительно глубину — можно угодить в яму или затопленную шахту.. — По кабелям не ходить.. — Каждый член группы должен быть полностью автономен. Мало ли что…. — Ходить всегда вместе и не рассредотачиваться — и в двух стенах можно потеряться.. — Если слышите голоса — прячьтесь. Под землей друзей нет..
— От ментов убегать не желательно — себе дороже.. — Запасной свет — это закон.. -Огонь под землей не зажигать.. — Не оставлять следов, не мусорить. Никто не должен догадаться, что вы тут были.. — В подземной реке внимательно следи за уровнем воды. Он может моментально и без видимых причин подняться..
-Если в подземной реке слышите нарастающий гул — валите наверх или умрете.. -В пещерах/каменоломнях не трогайте потолок — никто не знает, почему он до сих пор не упал.. — Не трогать руками оголенные провода, шины и любые детали электроустановок какими бы ржавыми они не выглядели.. — Передвигаясь, смотри вниз. Не видишь пола — не наступай. Часто попадаются колодцы, ямы или хлам на полу. Иногда в самых неожиданных местах..
— Если на полу лежит «дрянь» типа порошка, баночки там стоят, с «водичкой» или еще чего — руки держать при себе, обходить подальше. Не ковырять палочкой и т. д.. — Если кто-то просит о помощи — помоги. Вдруг это свой, или «Белый Спелеолог»? Законы Вселенной работают и в подземке.. — Прежде чем залезть, подумай, как вылезешь.. — Главное при ЧП — ледяное спокойствие..
— Видишь свет — будь осторожен.. — Краники не трогать. Ручки не крутить. Выключатели не включать. Кнопки не нажимать.. — Прежде чем крушить стены и сворачивать решетки — посмотри не сделал ли это кто-то до тебя, но за углом.. — Если ты открыл дверь с трудом — не закрывай ее за собой.
Рискуешь не выйти.. — Если кто-то нагнулся к провалу — никто не должен ничего туда кидать. Это имеет право делать только нагнувшийся, или по его просьбе.. — Не ходить по гнилым доскам. Под ними может быть люк, например.. — Прежде чем открыть гермодверь можно легонько постучать — за ней может быть и вода…. — Если один сказал «валим» и куда-то ломанулся — ломись за ним.
Не задавай вопросов. Только когда он остановится шепотом спроси, что это было.. — Не подкапывай что-нибудь вверх.. У русских диггеров есть собственный сленг:. Абориген — местный житель.. Болтун — болторез (ножницы арматурные).. Бомбарь, бомб — бомбоубежище..
ВадМих — Вадим Михайлов.. ВШа — Вентиляционная Шахта.. Кондом, противень — противогаз.. Герма, гермуха — гермодверь (дверь герметичная).. Гермофорточка — герметичная дверца вентиляционной системы.. ГорКал — канализационный коллектор.. Хабар — имущество или некоторый артефакт, который может быть унесен с объекта.
Чаще всего к хабару относятся химзащита, противогазы, АИ-2, оборудование, лабораторная посуда, карты, схемы, сумки, датчики и др.. Заброс — проникновение на исследуемый объект.. Залаз — незаметный проход на объект в обход сигнализации или недоступного входа.. Запал — запалом называется обнаружение диггеров на объекте.. Запал залаза — запалом залаза именуют действие, приводящее к ликвидации повторного проникновения на объект (установка датчиков или камер, заваривание решеток, забутовка проходов, бетонирование стволов шахт).. Дачло — датчик, установленный охраной.. Красная шапка, красная пилотка — дежурная по станции в метрополитене..
Кабло — кабельный коллектор.. Негла — река Неглинка.. ЛДЧ — Лагерь дождевого червя (Reganwurmlager), подземная крепость на Укрепрайоне Восточный вал (Ostwall).. Момнтер — рабочий или другой человек, находящийся на объекте по долгу службы.. Момнтерка — рабочая куртка монтера или реже оранжевый жилет.. Монтерямтник — бытовка рабочих.. Объект — место, представляющее интерес для залаза..
Пруха — маленькое ПротивоРадиационное Укрытие, обычно располагающееся под домом.. Ракоход,раколаз, рачник — Узкий лаз, не позволяющий встать в полный рост.. ЧОП, чоппер — охранник (Частное Охранное Предприятие).. Шкуродёр, шкурник — узкое отверстие, пролезть через которое можно лишь сняв с себя все лишнее.. Элька или Алладин — костюм химзащиты Л-1. Преимущественно нижняя его часть.. Фома, фомич — гвоздодер..
Запилиться — удачно проникнуть без дестроя.. Дестрой — разрушение, наносимые объекту некоторыми диггерами.. Молодежная субкультура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Она обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.. «По мнению Кона И.С. основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры — стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса.. Краковский А.П., отмечает, что у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, субкультура же обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей..
Таким образом, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, что определяет их вступление в ту или иную субкультуру». . Социологический аспект молодежной культуры. Элементы молодежной культуры (досуг, отношение к религии, политические ориентации, ценности, культурная информированность, культурные потребности). Молодежная субкультура. Молодежная контркультура.отчет по практике [64,3 K], добавлен 22.02.2007. Молодежь как социальная группа в обществе.
Молодежная субкультура и ее влияние на общую культуру. Моральные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодежи. Истоки и историческое развитие неформального движения.дипломная работа [85,3 K], добавлен 04.02.2012. Понятие субкультуры молодежи и характеристика основных ее направлений: эмо и рэп субкультура, готическая субкультура и панки, металлисты и хип-хоп субкультура; их отличия, стиль и атрибуты. Результаты социологического опроса среди студентов колледжа.курсовая работа [116,5 K], добавлен 07.02.2010. Зарождение понятия и история развития молодежной субкультуры, ее основные характеристики. Идеология, символика, стиль одежды представителей музыкальных субкультур (хиппи, металлистов, панков, готов) и японских субкультур (акихабара-кэй, косплей, гяру).реферат [48,8 K], добавлен 20.11.2013.
Понятие «культура» и «молодежная субкультура», их влияние на развитие личности и общества. Типология молодежных субкультур (хиппи, панки, растаманы, грандж, рейв). Проблема наркотизации молодежи в современном обществе. Факторы наркотизации молодежи.курсовая работа [40,7 K], добавлен 22.01.2012. Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры». Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру. Основные черты субкультуры, ее классификация и причины появления.
Социальноопасные субкультуры или основанные на музыкальных пристрастиях.курсовая работа [59,0 K], добавлен 16.11.2010. Строение современной молодежной субкультуры в России. Неформальные объединения молодежи. Семья в процессе социализации подростков. Особенности молодежной субкультуры. Неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде.реферат [45,6 K], добавлен 07.12.2006. Основные направления в исследованиях молодежной субкультуры: социологический анализ.
Особенности молодежи как социально-демографической группы. Типология молодежной субкультуры. Анализ роли субкультурных объединений и их влияния на формирование личности.дипломная работа [174,1 K], добавлен 16.02.2013. Определение понятий «культуры» и «субкультуры». Структура толкиенистского движения, его влияние на культуру и молодежь. Убеждения, выразительные средства и ценности толкиенистов. История возникновения толкиеномании.