В каком месте Библия указывает на возраст земли или человечества в годах?


Христианство • Иудаизм. Танах (Тора • Пророки • Писания)Ветхий Завет • Новый ЗаветМасора • АпокрифыНеканонические книгиВтороканонические книгиСамаритянское Пятикнижие  . ТаргумСептуагинтаСтаролатинский переводВульгатаПешиттаДревнеармянский переводЦерковнославянский переводБиблия ЛютераБиблия короля ЯковаСинодальный перевод. Библейская хронологияКумранские рукописиРукописи БиблииКаирская генизаБиблейская археологияБиблейская географияИсагогикаБиблейская критика.
Герменевтика • ЭкзегетикаПешер • Мидраш • ПардесАллегоризм • Буквализм. Пророчества • МессияВторое пришествие • АнтихристАрмагеддон • Страшный судХилиазм • Вечная жизнь. Адам • НойАвраам • Исаак • ИаковМоисейДавид • СоломонИсаия • ИезекиильДева Мария • Иисус ХристосАпостол Пётр • Апостол Павел. Сотворение мира • ГрехопадениеВсемирный потопВавилонская башняСодом и ГоморраЖертвоприношение ИсаакаИсход • Золотой телецРождество Христово • Преображение • Воскресение. Библейская хронология — внутренняя последовательность и датировка событий, описанных в Библии, и наука, исследующая эту последовательность. . Следует отметить, что в библейской хронологии существует значительное различие между версиями Священного Писания.
. По Септуагинте строили хронологии всемирной истории Феофил Антиохийский и Климент Александрийский. Предпочтение Септуагинте в своих «Хрониках» также отдавали Юлий Африканский и Евсевий Кесарийский. Хронология Септуагинты (наряду с астрономическими расчётами) использовалась при определении даты Сотворения мира в Византийской эре — суббота 1 сентября 5509 г. до н. э. по Юлианскому календарю. .
Согласно общим подсчётам в «Хронике Евсевия», от Адама до 15 года Тиберия прошло 5228 лет (то есть до рождения Христа — 5198 лет) по Септуагинте. При этом Евсевий отметил, что библейская хронология по версии Септуагинты на 1237 лет дольше еврейского текста (позднее положенного в основу Вульгаты) и на 935 лет дольше самаритянского (тем не менее редакция Септуагинты, использованная Евсевием, не вполне совпадает с современной — см. ниже). . Времена от Адама до потопа по версии Септуагинты на 586 лет дольше еврейского текста и Вульгаты[4] и на 935 лет дольше самаритянского.[5]. По этой теме существует как минимум две точки зрения, христианская и традиционного иудаизма. По многим вопросам библейской хронологии до рождения Иисуса Христа эти точки сходятся, а после рождения Иисуса Христа расходятся.
. Библейское повествование охватывает времена: . Эти времена описаны в первой книге Библии — Бытие. . Между допотопными хронологиями церковно-славянского и современного греческого текстов Септуагинты есть одно разночтение — возраст, в котором Мафусал родил Ламеха: 167 или 187 лет. Из-за этого дата Потопа смещается на 20 лет. Вероятно, это различие связано с разными списками Септуагинты, с которых делался перевод.
Например, согласно Лукиановой редакции Септуагинты (ок. 300 г.) Всемирный потоп был в 2242 г. от с.м. (как в современном греческом тексте Септуагинты), а согласно Александрийскому кодексу Септуагинты (ок. 420 г.) Всемирный потоп был в 2262 г. от с.м. (как в церковно-славянском переводе).
В Синайском и Ватиканском (ок. 350 г.) кодексах эти главы Книги Бытия не сохранились. В Ватиканском кодексе были утеряны листы с главами 1-46 Книги Бытия, вместо которых были в XV в. вставлены листы с реставрацией текста на основе Лукиановой редакции Септуагинты. Эта реставрация XV в. научной ценности не представляет. В Синайском Кодексе от Книги Бытия фрагментарно сохранились главы 21-24.
. В датах Лукиановой редакции Септуагинты, в отличие от еврейского масоретского Танаха и Александрийского кодекса Септуагинты, существует явное противоречие в тексте: Мафусаил, по Лукиановой редакции Септуагинты, прожил 802 года после рождения сына, то есть 14 лет «после потопа» (600 лет — возраст Ноя ко времени потопа, а 188 лет — возраст Ламеха ко времени рождения Ноя). На споры по этому поводу указывал ещё Аврелий Августин[6]. Примечательно, что Иосиф Флавий, в целом следуя Септуагинте, приводит даты[7]: 187 лет — возраст Мафусаила ко времени рождения Ламеха, 180 лет — Ламеха к рождению Ноя, в итоге от Адама до потопа получается 2256 лет, но ведь Мафусаил должен был умереть лишь в 2258 году (разница составляет 2 года). Хронологии Иосифа Флавия придерживается Иоанн Златоуст[8]. На расхождение в датировках обращалось внимание ещё в «Хронике Евсевия», которую поэтому автор начал только с рождения Авраама. .
Кроме того, Евсевий, используя иную редакцию Септуагинты, не называет имя Каинана и указывает, что от потопа до рождения Авраама прошло 942 года, а не 1072. Иосиф Флавий[9], в целом следующий данным Септуагинты, тоже пропускает Каинана, но добавляет в сумме 41 год ко времени рождения сыновей у других патриархов. . Не сходятся также некоторые времена жизни Ноя, Сима и Арфаксада. Сим родил Арфаксада через два года после потопа в возрасте 100 лет (Быт. 11:10). Ною в это время было 600+2=602 года. Из этого следует, что Ной родил Сима в возрасте 602−100=502 лет, однако, в Быт. 5:32 написано, что «Ною было 500 лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.», то есть к возрасту 500 Ной уже родил трёх сыновей, которым к возрасту Ноя 500 были разные возраста (разные числа лет), причем первым в списке назван Сим, который в Быт. 10:21 именуется «старшим братом» Иафета.
Возникающее противоречие не нашло однозначного разрешения у комментаторов[10]. По мнению Раши, старшим сыном Ноя был Иафет, так как из указанного следует, что им не мог быть Сим[11][12], но это мнение не разрешает противоречие, а приводит к ещё большим противоречиям, так как в Быт. 10:21 написано, что Сим был старшим братом Иафета, а описание старшинства словом имеет бо́льшую значимость, чем числовые вычисления. Противоречие объясняется следующим образом: в оригинальном масоретском тексте и переводах, сделанных на его основе, утверждается, что Сим родил Арфаксада через 2 года после потопа (Быт. 11:10); но в оригинальном греческом тексте Септуагинты этот же фрагмент выглядит несколько иначе: «δευτερου ετους μετα τον κατακλυσμον [во втором году после потопа]». При этом слово «δευτερου» означает «второй, следующий после первого, последующий, другой». Потоп начался в 2242 г. от с.м. (по данным Лукиановой редакции Септуагинты и сделанной на её основе реставрации в Ватиканском кодексе).
Это — первый год потопа. Следующий после него — 2243 г. от с.м., и именно тогда, согласно буквальному переводу греческого текста, родился Арфаксад. Поэтому не нужно прибавлять 2 года к 100-летнему возрасту Сима, чтобы вычислить дату рождения Арфаксада: «неразрешимое» противоречие при этом разрешается само собой. . Времена жизни древних людей, бо́льшие, чем в Библии, и представление о долгожительстве древних людей вполне типичны и для шумерских царских списков, и для других описаний мифических эпох (например, в Индии или Японии). Ещё в поздней античности было высказано мнение, что огромная продолжительность жизни библейских патриархов на самом деле говорит о том, что 10 лет нужно считать за год[13], что маловероятно, так как 1/10 года (36,5 суток) очень плохо связана с лунным календарём, которым пользовались в те времена; также излагалось мнение, что допотопные времена нужно считать в лунных месяцах[14][15][16].
. Неоднозначную проблему представляет толкование срока в «430 лет», которое евреи, согласно Исх. 12:40, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова. Согласно самаритянскому тексту и Септуагинте, этот срок относится к пребыванию «в стране Ханаан и в стране Египетской», то есть должен отсчитываться с переселения Авраама, а собственно в Египте они провели намного меньше. Такое толкование принято и в иудейской традиции (см. таблицу выше), и в христианской Гал. 3:17. Однако текст Быт. 15:13 говорит о «400 годах угнетения». Например, Феофил Антиохийский считал, что от переселения Иакова до Исхода прошло 430 лет[17].
. Согласно еврейскому тексту 3Цар. 6:1, Исход из Египта случился за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме (в тексте Септуагинты здесь указаны 440 лет). Обратив внимание на это противоречие, Евсевий указывает и на другое: что только время правления судей вплоть до Илия дают 450 лет (причём этот срок указан в речи апостола Павла в Деян. 13:20), кроме того, 40 лет скитаний по пустыне, 27 лет Иисуса Навина, 40 лет Саула, 40 лет Давида и 4 года Соломона дают 601 год в сумме от Исхода до начала строительства Храма. Произведя сравнительный анализ, он предлагает устранить из общего подсчёта срок в 120 лет как указанный для правления чужеземцев в книге Судей, и принимает в итоге за истинный срок в 480 лет. . Таким образом, Евсевий принимает 2242 + 942 + 505 + 480 = 4169 лет от Адама до начала строительства храма (а его он относит к 1032 году до н. э.). Однако ряд последующих византийских хроник принимали более длинный срок, и в дополнение ко времени жизни Каинана одно это давало их цифрам дополнительные 250 лет по сравнению с «Хроникой Евсевия».
. Сейчас общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчисления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как эпоха Судей, так и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.
Кроме того, если следовать только данным Библии, нужно отнести строительство Храма Соломона в XI век до н. э. . С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древне-египетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов. . И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от ханаанской на культуру древних евреев относящуюся к 1250-1150 гг.
до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.; . Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 до н. э.
и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов. . Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, часто относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг.
до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древнеегипетской хронологии); другая теория связывает его со смутами в конце XIX династии (начало XII века до н. э.). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории. . В нижеследующей таблице приведены основные даты и события данного периода.