В чем вы ограничиваете своего ребенка дома?


. В разные времена различные педагогические теории занимали умы родителей в поисках оптимального пути развития ребенка. Но всегда камнем преткновения оставался один центральный момент: наказывать детей или нет? Так что же в самом деле можно позволять детям, чтобы они росли благополучно и гармонично? . Когда в семье появляется младенец, обычно даже самые суровые взрослые на какое-то время превращаются в некое подобие курицы-наседки: по первому всхлипу малыша родители берут его на ручки, проверяют, чего крохе нужно, стремятся помочь. Мало кому приходит в голове воспитывать младенца нескольких недель от роду — понятно, что он не от каприза хочет есть, и сменить подгузник ему также необходимо не из желания манипулировать родителями
Но время идет, дети растут, и уже родители двух-трехлетних карапузов вовсю обсуждают: «Мой совсем на шею сел и ножки свесил, совсем границ не чувствует!» Что происходит? . А происходит очень простая вещь — рост и развитие ребенка, особенно его морально-волевой сферы. Младенец и в самом деле капризничать не умеет, все его потребности заключаются в области чистой физиологии. Но даже годовалый ребенок уже имеет социальные навыки — он общается с родителями и другими родственниками, изучает пространство вокруг, учится манипулировать предметами. Чем шире распространяется этот интерес к окружающему пространству, тем больше дети осознают как-то личное отношение к предметам в этом пространстве. Они открывают для себя понятия «хочу» и «нельзя», понимают, что в этом мире они живут не одни — вокруг есть другие дети с их собственными интересами. Разобраться в этой картине мира, и уж тем более, в правилах существования общества непросто
Дети очень по-разному усваивают законы общения и поведения. И для того, чтобы они могли успешнее осваивать эту непростую науку, им нужны родители рядом, которые в свое время уже прошли путь социализации, и настала пора им передавать свой опыт по наследству. . Именно на такой модели, «я старший — я умнее, а ты молчи и слушайся» долгое время строилась вся система воспитания. Взрослые — родители, воспитатели, учителя — были абсолютной истиной, к которой неизбежно должны прислушиваться неразумные малыши. Дело детей — как можно внимательнее слушать родителей и делать так, как они говорят, исключений быть не может. Собственного мнения тоже не может быть — потому что оно либо совпадает с родительским, либо неправильное
В самом деле, как может быть прав ребенок, если он еще ничего не знает об этом мире? . Именно из тех времен пошло выражение «и без возражений!». Развитие ребенка должно идти в строгом соответствии с указаниями родителей, личный опыт может только повторять предписанное ими. Рамки для всего определены и прописаны — когда стоять можно, а когда нельзя, когда говорить, когда молчать. Любое отклонение от этих ограничений воспринимается как нарушение закона и должно быть искоренено немедленно — это в интересах самих детей! Зачем им пробовать, можно ли иначе? Зачем совершать ошибки и ходить по пути, который родители уже когда-то не одобрили? Увы, в этом и заключается минус авторитарной системы воспитания. Дети не живут своей жизнью — они могут прожить только жизнь родителей. Но ведь они другие люди! У них могут быть свои приоритеты и представления о правильном
Другой не значит плохой. Лишенные шанса на собственную ошибку дети в итоге вырастают неспособными принимать свои решения. А ведь взрослая жизнь потребует от них именно этого. . На контрасте авторитарную систему воспитания сменила абсолютно либеральная. Ничто не должно ограничивать развитие ребенка — весь мир подчинен только его потребностям. Сладкий возраст младенчества простирается и дальше — ребенку уже 3 года, 5 лет, но он не знает запретов, в доме не звучит слова «нельзя», максимум родители могут употребить выражение «не надо, не стоит»
Казалось бы, это прекрасный мир счастливого детства. Увы, он практически неизбежно приводит к слезам, разочарованию и испорченным нервам и у родителей, и у ребят. Дети, выросшие с единственным приоритетом личной воли, не умеют воспринимать критику — родители всегда подтверждали им их правоту. В итоге, любое возражение другого человека оборачивается конфликтом. Таким детям сложно выстраивать отношения, договариваться с другими детьми — они уверены, что им должны уступать. Грустным фактом нарушения социального развития дело не заканчивается — поведение людей, не привыкших себя ограничивать, может быть просто опасным для их жизни.
Так как же правильно подойти к развитию ребенка? Секрет идеального воспитания не может быть универсальным и простым — нужно просто каждый раз максимально подробно анализировать ситуацию и стараться принимать решение на основе новой информации. Главный враг родителей в выборе стратегии воспитания абсолютность — не будем разрешать ничего, не будем запрещать ничего! И то, и другое одинаково плохо. Дети — это не такие маленькие взрослые — они не могут принимать важные решения только на основе своих представлений о правильном. Родители нужны, чтобы обозначать рамки, за которые нельзя выходить — это спасет жизнь, здоровье и сделает жизнь более благополучной. Но рамки не должны полностью перекрывать возможность проявлять инициативу и получать новый личный опыт, пусть негативный. Иначе дети не получат довольно важного навыка — обучаемости и возможности принимать самостоятельные решения исходя из объективных обстоятельств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *