В чем состоит значение для России порта Владивосток?


. В статье рассмотрена экономическая целесообразность использования территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток как плацдарма России для выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Автором выявлен механизм, содействующий данному процессу. Это формируемые международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», которые способствуют не только логистическому развитию Приморского края, но и являются составной частью международного проекта «Один пояс один путь». Определена обоснованность применения данной концепции в стратегии России «разворота на Восток».. Economical ^ feasibility of using areas of advanced development and Free port of Vladivostok as the Russian’s springboard for penetration on the markets of Asia-Pacific region is approbated in the article
Author revealed the mechanism promoted to this process the forming international transport corridors «Primorye-1» and «Primorye-2», which are contributing not only for logistics development of Primorsky region but also are the integral part of the international project «One belt one road». Reasonableness of the concept’s applicability is defined to Russian’s strategy «turn to the East».. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК ДЛЯ ВЫХОДА РОССИИ НА РЫНКИ АЗИАТСКО-. ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА. Аннотация. В статье рассмотрена экономическая целесообразность использования территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток как плацдарма России для выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Автором выявлен механизм, содействующий данному процессу
Это формируемые международные транспортные коридоры «Приморъе-1» и «Приморъе-2», которые способствуют не только логистическому развитию Приморского края, но и являются составной частью международного проекта «Один пояс — один путь». Определена обоснованность применения данной концепции в стратегии России «разворота на Восток».. Ключевые слова. Территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, Азиат-ско-Тихоокеанский регион, международные транспортные коридоры, МТК «Приморъе-1», МТК «Приморъе-2».. THE IMPORTANCE OF AREAS OF ADVANCED DEVELOPMENT AND FREE PORT OF VLADIVOSTOK FOR RUSSIAN PENETRATION ON THE MARKETS OF ASIA-PASIFIC REGION. Abstract Economical feasibility of using areas of advanced development and Free port of Vladivostok as the Russian’s springboard for penetration on the markets of Asia-Pacific region is approbated in the article. Author revealed the mechanism promoted to this process — the forming international transport corridors «Primorye-1» and «Primorye-2», which are contributing not only for logistics development of Primorsky region but also are the integral part of the international project «One belt — one road»
Reasonableness of the concept’s applicability is defined to Russian’s strategy «turn to the East».. Keywords. Areas of advanced development, Free port of Vladivostok, the Asia-Pacific region, infrastructure, international transport corridors, ITK «Primorye-1», ITK «Primorye-2».. Дальний Восток России занимает 6169,3 тыс. км2 (около 36% всей территории Российской Федерации) и превосходит площадь всей Западной Европы. Географически расположен рядом с конкурентным и динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, на пространстве которого сконцентрированы крупнейшие компании, возглавляющие рейтинг Forbes-2000 [15], и сосредоточена деятельность транснациональных корпораций. Данный регион представляет стратегическое значение для всего мира: центр мировой экономической активности перемещается с Запада на Восток вследствие ее снижения в старых индустриальных центрах Европы и США
Эти обстоятельства представляют перспективу для интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион России, а российский Дальний Восток может стать «мостом» для выхода на рынок этого региона.. ГРНТИ 06.51.02 ©ЮюкинаТ.П., 2017. Татьяна Игоревна Ююкина — аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.. Контактные данные для связи с автором: 195213, Санкт-Петербург, ул. Казанская, 7/40 (Russia, St. Petersburg, Kazanskaya Str., 7/40). Тел.: +7 921 925-66-41
E-mail: uu2003@mail.ru.. Создаваемые на Дальнем Востоке территории опережающего развития (ТОР) способствуют указанной экономической стратегии и являются механизмом привлечения иностранных инвестиций. «Инвесторы получат уникальные возможности для работы на российском рынке и — что важно — выгодный плацдарм для прямого выхода на ёмкий растущий рынок АТР», — отметил В.В. Путин, говоря о территориях опережающего развития на Петербургском международном экономическом форуме 19 июня 2015 года [11]. Согласно Федеральному закону № 473-ФЭ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» определены: особый правовой режим данных территорий, порядок осуществления деятельности в них, а также меры государственной поддержки. Инвесторы, получившие статус резидентов ТОР, пользуются необходимой инфраструктурой и налоговыми льготами, упрощенными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также механизмами защиты своих прав. Наличие подобных механизмов и административной поддержки представляет стабильную и устойчивую основу для функционирования ТОР за счет возможности привлечения инвесторов
Резиденты ТОР, получая преимущества при использовании таможенных и налоговых льгот, взамен обязуются инвестировать средства, необходимые для развития данных территорий.. Значение территорий опережающего развития для выхода России на рынки Азиатско-Тихо-океанского региона и вопрос наделения их особым экономическим статусом с целью привлечения иностранных инвестиций требует концептуального осмысления. В качестве основополагающих теоретических концепций нами предлагается теория «полюсов роста» Ф. Перру и эклектическая парадигма международного производства (парадигма OLI-преимуществ) Дж. Даннинга. В центре аргументации Франсуа Перру — теория экономического доминирования и понятие неоднородности роста при сосредоточении потенциала производства в ведущей отрасли [7, с. 404-410]
Стратегическая задача экономической политики, по мнению Ф. Перру, заключается в создании государством подобных «полюсов роста» и управлении эффектом их распространения, что способствует повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке вследствие роста концентрации производства и инвестиций. Парадигма OLI-преимуществ Джона Даннинга интегрирует различные теории международного производства и в этом ее преимущество применительно к рассматриваемой научной проблеме. Данный подход позволяет оценить взаимодействие между предприятием и его макроэкономическим окружением. Эклектическая парадигма предоставляет возможность рассматривать прямое иностранное инвестирование как результат наличия преимуществ собственности, местоположения и интернализации, что позволяет соединить микро- и макроэлементы исследования в одних аналитических рамках.. Согласно концепции OLI-преимуществ, предприятие, располагая преимуществами собственности (ownership-specific advantages), имеет специфические конкурентные преимущества перед основными конкурентами, используя которые, появляется возможность для локального размещения производства на тех территориях, в отношении которых имеются специфические преимущества местоположения (location-specific advantages) для акцептующей стороны. За счет наличия преимуществ интернализации (internalization advantages) обеспечивается контроль и его поддержание над системой активов предприятия [14]
Таким образом, гипотеза Дж. Даннинга в отношении территорий опережающего развития может выражаться в виде дальнейшего стратегического решения об организации производства непосредственно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Реализация данного предложения позволит снабжать рынки уже не посредством экспорта произведенных товаров с внутреннего рынка, а за счет организации производства внутри рынка указанного региона за пределами национальных границ, что может явиться следующей ступенью развития территорий опережающего развития Дальнего Востока.. Цель создания данных преференциальных экономических зон — апробирование новых экономических инструментов в Дальневосточном регионе с возможностью их последующего применения на других территориях страны для развития конкурентоспособности российской экономики в целом. В связи с поручением Президента В.В. Путина Правительству РФ о закрытии неэффективных особых экономических зон и приостановлении создания новых, территории опережающего развития как институт преференциальных зон приобретают особое значение. В настоящее время образовано 13 территорий опережающего развития, в которых заявлено более 140 инвестиционных проектов к выполнению
«Совокупность проектов, реализуемых в сети ТОР, это фактически новая современная индустриализация Дальнего Востока» [2], — заявил А.С. Галушка, министр по экономическому развитию Дальнего Востока.. «Развитием идей ТОР является создание свободного порта Владивосток» [10]. Это восточные морские ворота РФ, позволяющие эффективно использовать экономико-географические преимущества Приморского края с целью интеграции в экономическое пространство стран АТР и развития международной торговли. Законодательно был закреплен Федеральным законом № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» и получил свой статус 12 октября 2015 года. Свободный порт создается на 70 лет, и срок его существования может быть продлен федеральным законом. Предусмотрен особый таможенный, налоговый, инвестиционный режим, а также смежное регулирование
Резидент в случае попадания под оба режима (ТОР и Свободный порт) вправе выбрать более предпочтительный.. Свободный порт Владивосток распространяет свое действие и на перспективные международные транспортные коридоры: «Приморье-1», «Приморье-2», которые способствуют не только логистическому развитию Приморского края в ДВФО, но и сопряжению с международным проектом «Экономического пояса Шелкового пути». Свободный порт Владивосток вписывается в проект трансграничного транспортного коридора «Один пояс — один путь», как его составная часть. Указанные транспортные коридоры порта также позволяют соединить Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с «Шелковым путем». Международные транспортные коридоры — это не просто объединение материальных объектов в виде автомобильных и железных дорог, пограничных переходов, портов, а «система более высокого уровня информационного, технического и технологического взаимодействия между портовиками, железнодорожниками, таможенниками и другими участниками процесса» [4].. Сопряжение Дальнего Востока с международным проектом «Экономического пояса Шелкового пути» предоставляет возможность формирования интегрированной транспортной системы. «Такое решение даст бизнесу Приморья возможность перевозить грузы из европейской части и в обратном направлении напрямую по коридорам через Китай, а не огибать весь земной шар» [6]
Данное обстоятельство способствует неделимости логистической услуги в процессе передвижения товаров от пункта отправления до пункта назначения, что позволяет эффективнее, быстрее и дешевле доставлять продукцию с территорий опережающего развития в Азиатско-Тихоокеанский регион. Перед экспортоори-ентированными предприятиями Дальнего Востока открываются новые возможности. «Это практический пример взаимовыгодного сотрудничества России и Китая на Дальнем Востоке, сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути» [12], — пояснил глава Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, рассуждая о МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».. В целях своевременного финансового обеспечения инвестиционных проектов необходимыми средствами предполагается мобилизовать инвестиции частного характера. Концепция развития трансграничных коридоров была изложена на втором Восточном экономическом форуме, а потенциальным инвесторам предложено реализовать инвестиции на условиях государственно-частного партнерства. Взаимодействие бизнеса и государства предполагается осуществить между государственными структурами Приморского края и китайскими частными инвесторами, а также институтами развития с обеих сторон. Разработку технико-экономического обоснования и расходы по дорожной эксплуатации примет на себя администрация Приморского края
Концепция развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» предполагает поэтапное развитие, уже утверждена Правительством РФ и опубликована на официальном сайте [5]. Формирование МТК «Приморье-1» осуществляется в рамках одного из проектов региональной программы помощи странам Северо-Восточной Азии — «Расширенной Туманганской инициативы» с целью привлечения международных инвестиций, расширения торговли и улучшения бизнеса в регионе Северо-Восточной Азии.. Транспортный коридор «Приморье-1» способствует транспортному сообщению в Приморском крае, так как, помимо морского пути, включает железнодорожный и автодорожный маршруты. Направление транспортного коридора «Приморье-1» следующее: Харбин — Суйфэньхэ — Гродеково (РФ) — порты Владивосток / Находка / Восточный — порты АТР. Т.е. маршрут начинается с северо-восточных провинций Китая — Харбин, Суйфэньхэ, а затем проходит через железнодорожную станцию в Приморском крае — Гродеково, затем — Владивосток / Порт Восточный / Находка и выходит в порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона [13].. Поэтому данный транспортный коридор имеет стратегическое значение не только для Дальнего Востока, но и обеспечивает северо-восточным провинциям Китая выход к морю и к портам России.
Международный транзит из Китая и в Китай приобретает большие выгоды: грузы из провинции Китая имеют возможность направляться кратчайшим маршрутом по коридору «Приморье-1» в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через российские порты (на востоке Приморья) и в обратном направлении. «Наши соседи очень заинтересованы в этом, ведь тогда путь грузов из северо-восточных провинций в Северо-Восточную Азию сократится в 2-3 раза» [1], — объяснил губернатор Приморского края В.В. Миклушевский. Кроме того, реализация проектов в целом требует более 300 млрд рублей, а это весьма значительная сумма для бюджета регионального уровня. Поэтому для реализации проектов по модернизации данных международных транспортных коридоров планируется привлечь китайские инвестиции. Главное преимущество МТК «Приморье-1» — это, прежде всего, прямой морской маршрут в его составе. Такой простой и линейный путь помогает миновать промежуточные транзитные порты, что способствует сокращению сроков доставки грузов и формированию меньшей стоимости доставки
К 2030 году дополнительный грузооборот по МТК «Приморье-1» сможет составить до 7 млн тонн грузов в контейнерах и до 5 млн тонн зерна [8].. Направление транспортного коридора «Приморье-2» следующее: Чанчунь — Цзилинь — Хуньчунь — Махалино — Зарубино / Посьет — порты АТР. Таким образом, данный транспортный коридор свяжет юго-западные порты Приморья (Посьет, Зарубино, а также Славянка) с провинциями Китая, что позволит из северо-восточных провинций оперативно доставлять грузы в юго-восточные районы Китая, а также в страны региона АТР (равно как и в обратном направлении) 113].. Товары и грузы из северо-восточных провинций Китая будут перегружаться в юго-западных портах Приморья в контейнеровозы для доставки грузополучателям всего мира: из контейнерного терминала контейнеры грузятся на железнодорожный, автомобильный и морской транспорт. Объем внешней торговли между Приморьем и провинцией Цзилинь, а также объем внутренних перевозок Приморского края через порт Зарубино в рамках МТК «Приморье-2» может составить около 90 млн тонн в год к 2025 году [9].. Использование инфраструктуры в сфере транспорта обеспечивает Приморскому краю около 18% ВВП, в планах увеличить этот процент более чем в 2 раза (на 2025 год) [4]. Вследствие прямой зависимости бюджета края от грузооборота окружающих его портов, реализация проектов МТК «Приморье-1, 2» может создать необходимые условия для достижения мультипликативного эффекта в Дальневосточном регионе: увеличение грузооборота в 1,5-2,0 раза способно увеличить налоговые поступления до 18-20 миллиардов рублей в год [6]
МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» обеспечивают не только северо-восточным провинциям КНР совершенствование торговой логистики и кратчайший выход к морю, но также Японии, Южной Корее и другим странам АТР. При этом у Приморья появляется уникальная возможность получать прибыть от транзитных транспортировок; достигается положительный экономический эффект в целом для всего региона.. «Интеграция должна опираться на серьёзные совместные проекты, которые будут буквально «сшивать» наше экономическое пространство, создавать дополнительные ресурсы для развития» [3], -отметил В.В. Путин на пленарном заседании второго Восточного экономического форума «Открывая Дальний Восток». Среди четырех обозначенных проектов такого рода возможностей Президент России выделил сотрудничество в сфере транспортной инфраструктуры, В контексте данного подхода такие важнейшие макроэкономические проекты Дальнего Востока, как международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» приобретают особое значение, поскольку способствуют интеграции России со странами АТР.. 1. Чем больше людей будут жить в Приморье, тем лучше будет развиваться наша экономика
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.primorsky.ru/news/121832/7splrase_icN3723413 (дата обращения 17Л2.2016).. 2. ТОР для инвесторов: минимальные риски и максимальная доходность. Истории успеха. ¡Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foramvostok.ru/prograinma-main/odna-sessiya/?session_id=1489 (дата обращения 20.09.2016).
3. Открывая Дальний Восток. [Электронный ресурс]. Режим доступа: littp://kremlin.ra/events/president/ news/52808 (дата обращения 18.12.2016).. 4. Дробышева II. Проекты транспортных коридоров Приморья поддержали в КНР
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2015/10/15/reg-dfo/proekty.litml (дата обращения 08.12.2016).. 5. Концепция развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://govermnent.ra/media/files/jqfm5NlYLGTTVliUn3AKqOAg9mJcb2Yxx.pdf (дата обращения 31.12.2016).. 6
Коридоры «Шелкового пути». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.parldv.ru/2475 (дата обращения 07.12.2016).. 7. Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. В 5-ти т. Т
4. Век глобальных трансформаций / под. ред. ЮЛ. Ольсевич. М.: Мысль, 2004. 942 с.
8. Модернизированный участок транспортного коридора «Приморье-1» открыт в регионе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/v-strane/3558607 (дата обращения 06.12.2016).. 9. МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» получили официальную поддержку. [Электронный ресурс]
Режим доступа: ht^://priininvest.ni/m1kprimore-l-i-primore-2-polucliili-oficialnuyu-podderzhku (дата обращения 15.12.2016).. 10. О Дальнем Востоке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foramvostok.ru/mesto/o-dalnem-vostoke (дата обращения 06.02.2017).. 11. Время действовать: совместными усилиями к стабильности и росту
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://foramspb.coin/bfx-cc/systein/uploads/files/site_session_attr/stenogram_ru/661/1165_ra.pdf (дата обращения 20.12.15).. 12. Правительство России утвердило концепцию развития международных транспортных коридоров «Примо-рье-1» и «Приморье-2». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://imnvr.ru/press-center/news_min-vostok/?ELEMENT_ID=493 7 (дата обращения 20.01.2017).. 13
Российско-китайский информационный портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rassiacliina-eastcargo.com/ra/transport-corridors (дата обращения 05.12.2016).. 14. Dunning J.H. The Eclectic (OLI) Paradigm of International Production: Past, Present and Future // Journal of the Economics of Business. 2001 .Vol

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *