В чём проявилась творческая универсальность Дэвида Линча?


. Дэвид Линч — американский режиссер, художник и музыкант, творческий путь которого полон противоречий. Он стал символом независимого кино и при этом снял один из культовых сериалов ХХ века. Его называют мастером мистики и сюрреализма, но почитают за достоверную иллюстрацию жизни американской глубинки. В 2019 году 73-летний Дэвид Линч был удостоен премии «Оскар» за выдающийся вклад в мировой кинематограф.
При этом заслуги Линча многим кажутся преувеличенными. Не всем зрителям понятно, что такого особенного в его странноватых фильмах. AdMe.ru решил разобраться, в чем уникальность картин Дэвида Линча, признанных шедеврами мирового кино. В качестве бонуса в конце вас ждет подборка лучших фильмов режиссера.. Понятно, что Дэвид Линч — признанный в киносреде мэтр, однако за что его любят и критикуют простые зрители? Рассуждая об этом, нужно вспомнить сериал, прославивший режиссера в массах: «Твин Пикс». Он вышел на экраны в 1990 году и нарушил все правила, существовавшие тогда на телевидении.. Смешав детектив с мистикой в адский коктейль, режиссер заставляет наш мозг гадать о развязке, а вместо ответов появляются новые вопросы
На фоне сериалов, в которых «всегда все понятно», «Твин Пикс» выглядел как безумный эксперимент — и он удался. Весь мир хотел узнать разгадку главной интриги: кто убил Лору Палмер.. Линч настаивал на том, чтобы не давать ответа на этот вопрос, но продюсеры посчитали, что от такого смелого хода зрители придут в ярость. В итоге во втором сезоне выяснилось имя убийцы, а Линч покинул проект, вернувшись только для того, чтобы снять концовку.. © Twin Peaks / American Broadcasting Company   © Twin Peaks: The Return / Showtime Networks   . Спустя 25 лет (это самый долгий перерыв в истории сериалов) культовый «Твин Пикс» вернулся на экраны — и здесь Линч, уже признанный мэтр, делал все, что хотел. Многие поклонники старого доброго «Твин Пикса» были разочарованы
Самый частый комментарий о сериале в соцсетях: «Я ничего не понимаю».. Персонажи появляются и исчезают без причины, их сюжетные линии обрываются. Зрителям пришлось больше 2 минут наблюдать за уборщиком в баре, подметающим пол. При просмотре возникает подозрение, что режиссер вообще забыл, что по ту сторону экрана есть зритель.. Будучи человеком, не лишенным самоиронии, Линч снял сцену, в которой сам играет агента ФБР и произносит устами персонажа: «Я должен признать, Альберт, что я совершенно не понимаю, что происходит». Актеры сериала рассказывали, что им присылали только нужные для роли куски сценария, а о месте съемок они узнавали прямо перед их началом.. © Twin Peaks: The Return / Showtime Networks  
Впрочем, никто не жаловался: актеры обожают работать с Линчем и рассказывают о волшебной атмосфере на съемках его фильмов. А он, в свою очередь, очень ценит работу актеров. Линчу так хотелось подольше поработать с Шерил Ли (Лора Палмер), что он придумал для нее роль похожей на Лору как две капли воды кузины, которой изначально не было в сценарии.. Ради того чтобы его любимица Лора Дерн получила номинацию на «Оскар» за роль в фильме «Внутренняя империя», Линч организовал акцию, появившись на улицах Голливуда с портретом Лоры и коровой на привязи. Что хотел сказать художник, никто так и не понял, но Лора Дерн тогда так и не была номинирована на «Оскар».. Некоторые критики даже считают, что режиссер вообще работает без сценария. Но, конечно, это не так
Сценарий «Твин Пикса» он написал в соавторстве с Марком Фростом, который позже выпустил книгу по его мотивам.. Именно «Твин Пикс» стал началом пути, который привел формат сериала от жанра мыльной оперы к серьезному искусству. Популярность авторских киноработ на телевидении так или иначе восходит к тем временам. Черты «Твин Пикса» угадываются во многих проектах («Остаться в живых», «Секретные материалы»), почти во всех сериалах о маленьких городах и тайнах их жителей («Убийство», «Очень странные дела»). Впервые на телевидении авторы позволили себе оставить некоторые вопросы зрителей без ответа, что позже повторяли не раз («Клан Сопрано», «Дедвуд»).. © Mulholland Drive / Le Studio Canal Plus   . Все же нельзя сказать, что при просмотре зритель неспособен ничего понять
Фильмы мастера похожи фирменным стилем, но при этом они очень разные: от довольно обычного роуд-муви «Простая история» до мозговзрывательного «Шоссе в никуда». Однако Линча действительно любят за умение заинтриговать так, что тут же хочется пересмотреть картину несколько раз, только бы найти разгадку.. Сам режиссер часто говорит, что его истории просты и понятны, но сюжет выстроен нелинейно. Стоит собрать временные отрезки в правильной последовательности — и все станет ясно. Он описывает это как пазл, детали которого разложены в самом неожиданном порядке. Например, по одной из теорий в ленте «Малхолланд-драйв» сюжет закольцован во времени — он не имеет ни начала, ни конца.. Желание постичь тайны линчевских миров скорее иррационально
Это похоже на то, как мы стараемся досмотреть сон, хотя уже проснулись, потому что нам хочется вновь погрузиться в эту атмосферу и узнать, чем там все закончилось.. Фанаты пересматривают картины раз за разом и выдвигают самые невероятные объяснения событий. Сам Дэвид Линч говорит, что все трактовки его произведений верны и он приветствует любую из них.. «Когда вы видите абстрактную картину, внутри вас что-то происходит. То же самое случается с тем, кто смотрит мой фильм. Но мне не доверяют именно потому, что я снимаю кино, а не пишу картины: от фильма ждут поверхностного и последовательного сюжета. Однако человек может понять гораздо больше, чем ему кажется
Просто иногда он не в состоянии передать это понимание словами».. © Eraserhead / The American Film Institute   . Когда-то режиссеру было трудно получать финансирование своих проектов. Например, для «Синего бархата» пришлось написать 3 разных сценария, чтобы получить одобрение продюсеров. Первый свой полнометражный фильм, «Голова-ластик», режиссер снимал 5 лет, потому что деньги на фильм постоянно заканчивались.. Линч даже развозил газеты, чтобы как-то заработать. Между сценой в «Голове-ластике», в которой главный герой открывает дверь в свою квартиру, и той, где он в нее заходит, прошло 1,5 года
Кстати, преданный делу исполнитель главной роли Джек Нэнс все 5 лет съемок ходил с эксцентричной прической своего персонажа.. © INLAND EMPIRE / Studio Canal   . Не было бы желания разгадывать хитросплетения сюжета, если бы не уникальная атмосфера сапсенса, в которую нас погружает Дэвид Линч — не только кинорежиссер, но и художник. Это не могло не отразиться на его фильмах, где картинка преобладает над действием, а форма — над содержанием.. Особенности линчевской постмодернистской эстетики — намеренное использование и утрирование излюбленных киношных, сериальных приемов, высмеивание элементов поп-культуры. В его картинах всегда неестественно яркие цвета (любимые — глубокий красный и синий), игра света и тени.. Все вместе эти эффекты вновь возвращают нас к ассоциациям со сновидениями, в которых творятся абсурдные и странные вещи, но ведь во сне мы воспринимаем эти странности как нечто само собой разумеющееся, а проснувшись, не можем понять, что же это было
Сны вообще играют важную роль в картинах Линча. Часто можно запутаться, где герой видит сон, а где — реальность.. © Twin Peaks: The Return / Showtime Networks   . Атмосферу дополняют и яркие, запоминающиеся символы, которые могут играть в сюжете важную роль: деревянное полено, передающее тайные послания, зеркало, отражающее злую сущность, картина, телевизор, перстень — все что угодно может оказаться важным. Предметы могут заговорить, трансформироваться, исчезнуть.. Особенно часто в картинах режиссера можно увидеть красные шторы — барьер, отделяющий наш мир от потустороннего. Как говорили герои «Твин Пикса», «совы не то, чем кажутся»
Можно сказать, что в фильмах Линча все не то, чем кажется.. Конечно, главные проводники в сновидения Линча — харизматичные персонажи. Карлик в красном костюме, великан, загадочная певица театра Silencio, человекоподобные кролики — они не обязательно играют главную роль, но врезаются в память надолго. Вдохновлять режиссера могут совершенно неожиданные люди. На роль злодея «Твин Пикса», злого духа по имени Боб, он утвердил декоратора, который случайно отразился в зеркале в одной из сцен.. © Twin Peaks / American Broadcasting Company   . Режиссер метко определяет наши страхи, но не хочет испугать нас до дрожи в коленках: он хочет, чтобы по спине бежали мурашки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *