Где найти иллюстрации, картинки по поэме «Мцыри»?


Описание презентации по отдельным слайдам:. Выполнила: Горковенко Ольга «О б р а з М ц ы р и в иллюстрациях художников xx века» . Целью работы над рефератом «Образ Мцыри в иллюстрациях художников xx века» является изучение изобразительного образа Мцыри, созданного художниками xx века. Изучив иллюстрации с изображением героя и определив его литературные особенности, я попыталась провести параллели между литературными и изобразительными образами Мцыри. .
«Боже мой! Какой роскошный талант! Право в нем таится что-то великое», -такими словами характеризовал М.Ю. Лермонтова критик В.Г. Белинский. . Немного лет тому назад Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. . .
«Исповедь Мцыри». 1891г. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Герой с порывистым движением рукой, направленной за стены монастыря, в дикую природу, в родные края, противопоставлен статичной фигуре старца. Художник создал образ, полный романтического пафоса: взволнованное осунувшееся лицо, горящие глаза, порывистое движение вытянутой руки, контрасты света и тени — все передает неукротимый, мятежный дух юного Мцыри. ПАСТЕРНА́К Леонид Осипович (1862-1945), рус. художник …И от желаний ты отвык.
Тебе есть в мире, что забыть, Что за нужда? Ты жил старик! Ты жил, — я также мог бы жить! . «Исповедь Мцыри» художник А. Заславский. А. Заславский Главный герой представлен нам в роли послушника. Герой рассказывает, что с ним приключилось за дни его отсутствия. Можно сказать, это крик души героя.
Он сравнивает себя с цветком, выросшим в стенах тюрьмы. Лишь смутно он помнит воспоминания детства. Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь . «Мцыри». Побег. Художник В.
Замирайло. 1914 Это «чудный мир тревог и битв» , о котором герой мечтал с детства, в который вырвался из келий душных и молитв» . Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы «. Утром он увидел то, к чему стремился:  …Пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев» , шумящих, как «братья в пляске круговой.  . () О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил… Пётр Петро́вич Кончало́вский .
Гармония природы восхищает Мцыри, дает почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И усиленный грозой горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит «дружбу» с Мцыри, как и гроза.  «Гроза » . .Поляков В.А. Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, Смеясь неловкости своей. И беден был ее наряд; И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув. Иллюстрация Марии Николаевны Орловой-Мочаловой Мцыри увидел грузинку, спускающуюся по узкой горной тропе за водой.
Ему хочется идти за девушкой, его одолевает страстный порыв, желание оказаться в кругу близких, родных людей, слышать рядом с собой голос «так сладко вольный». Но он, поборов своё желание, не посмел выйти ей навстречу, остаётся верным своей цели и продолжает нелёгкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома. . Ф. Д. Константинов Мцыри во время грозы.». . .И в час ночной, ужасный час,  Когда гроза пугала вас…  …Я убежал.
О, я как брат  Обняться с бурей был бы рад.  Глазами тучи я следил,  Рукою молнию ловил… КОНСТАНТИ́НОВ Федор Денисович  Этот портрет, в котором многие художники и искусствоведы нашли «настоящего Мцыри», изображенного в момент наивысшего напряжения душевных сил. . Ф.А.Константинов Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек… Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы: Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы.
В.А. Поляков Битва с барсом. Юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений. Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь: Юноша и барс! Почему одержал победу над сильным зверем юноша? Да потому, что силен он духом. Он выходит победителем в этой схватке. Невероятное, но очевидное. Мужество, отвага, жажда жизни раскрываются в эпизоде борьбы с барсом.
. Ю́ло И́льмар Со́остер  «Битва с барсом». Иное понимание образа мы видим на этой иллюстрации. Полуобнаженный вид героя объясняется тем, что красота человеческого тела тоже божественна, его пластика и трепетность, сила, мощь, нежность, ранимость, гармония дают прекрасную возможность передать движения человеческой души. На основе высказываний иллюстратора можно заключить, что он показал душевную составляющую образа Мцыри. Основанием для «создания образа чуткой души» служат слова героя в начале исповеди: «А душу можно ль рассказать». .
«Бой с барсом». Гравюра на дереве М. Н. Орловой-Мочаловой. 1947. В образе Мцыри, человека сильного и мужественного, можно легко угадать черты самого автора произведения М. Ю.
Лермонтова. Основная черта, объединяющая творца и его героя, — это страстное желание быть свободным, не ограничивать себя рамками условностей и догм. Автор восстает против угнетения личности, вкладывает отважные слова в уста своего смелого героя, ставя тем самым извечный вопрос о правах личности. Иллюстрация. Ущелье. 2-я пол.1930-х гг. Орлова-Мочалова Мария Николаевна (1898 — 1958) Художник — график .
(Гравюра на дереве Ф. Д. Константинова) «А душу можно ль рассказать?» Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Образ Мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера. …Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности.
В.Г. Белинский . Татьяна Литвинова изобразила Мцыри, который говорит: «Мир прекрасен. И человек рожден для воли, а не для тюрьмы.» О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил… . И. Глазунов.
Илья́ Серге́евич Глазуно́в  Мцыри в монастыре. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова «Мцыри». 1965 . Замирайло Виктор Дмитриевич.  (1868-1939) — русский художник в области книжной графики. . Орлова-Мочалова Мария Николаевна, Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли.
Он страшно бледен был и худ И слаб, как будто долгий труд, Болезнь иль голод испытал. Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь . ЗАКЛЮЧЕНИЕ В своей работе я проследила, как творчество М.Ю.Лермонтова преломилось в искусстве 20 века. Значение живописи для русской культуры неоспоримо.  Живопись открыла новые имена художников для русской культуры . Мы можем обнаружить существенные отличия в изобразительных образах героя. У каждого художника свой Мцыри.
Литературное наследие Лермонтова для нас живой родник, неисчерпаемое богатство. Его творения живут! И будут в жить в веках! «…он мыслью с нашим веком слился -Былых времѐн великий пленник, И в наш творящий век явился Как самый яркий современник…» ( Молчанов И. «Сказки и баллады М.Ю.Лермонтова) . Номер материала: ДВ-538623 . Низкая стоимость обучения. Бессрочное зачисление. Не нашли то что искали?.