Даёт ли школьное образование навыки выживания в экстремальной ситуации?


Программа «Школа выживания в экстремальных условиях» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.. Программа предусматривает широкий подход в изучении природы Кубани, России и мира, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.. Одной из основных форм является туризм и краеведческая работа на местности. Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы, как средств выживания.. Новизна программы заключается в том, что курс ОБЖ в общеобразовательной школе практически отсутствует или же он интегрируется с различными предметами, что не дает элементарного представления, как вести себя человеку в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или антропогенного характера.
Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.. Программа включает в себя несколько блоков:. 1.  Туризм, как средство познания окружающего мира.. 2.     Знания о природных факторах и ресурсах.. 3.    Медицинская и психологическая и физическая подготовка..             4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе ив    антропогенных ландшафтах..
Пояснительная  записка. Программа «Школа выживания в экстремальных условиях» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.. Программа предусматривает широкий подход в изучении природы Кубани, России и мира, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.. Одной из основных форм является туризм и краеведческая работа на местности. Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы, как средств выживания.. Новизна программы заключается в том, что курс ОБЖ в общеобразовательной школе практически отсутствует или же он интегрируется с различными предметами, что не дает элементарного представления, как вести себя человеку в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или антропогенного характера.
Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания. . Программа включает в себя несколько блоков:. 1.  Туризм, как средство познания окружающего мира..             4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе ив    антропогенных ландшафтах..
Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские  походы,  экспедиции.. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. .                  Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью..            — формирование у учащихся  системы  знаний  о  законах  и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;. — обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенныхусловиях;. — обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии Кубани, России имира;.
—        закрепление знаний по картографии, экологии.. 2.        Воспитательные:. —        воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленныхна соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;. —        формирование организаторских навыков работы в коллективе.. 3.        Развивающие:. —        развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный ивероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных ижизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы   (убеждения   ввозможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний иличному участию в практических делах по защите окружающей среды..  Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам с раннего возраста обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного  здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации.
Программа объединяет в себе материал по различным школьным предметам: биологии, химии, физике, кубановедению, географии, ОБЖ и физической культуре, а это вызывает интерес более углубленного изучения вышеперечисленных предметов. . Программа рассчитана на учащихся  9 -15 лет.. Сроки реализации 1 год, с перспективой расширения знаний по изученным темам и накопленному опыту работы в полевых условиях.. Методы и формы  работы.. Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).. Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),.
Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.. Количество учебных часов: 144.. В результате прохождения программного материала учащиеся объединения «Школа выживания». — что такое туризм, понятие «карта» (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);. — типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;. —   свой организм — как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;.
— понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.. — подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять  правила хождения  по равнинным участкам  в  лесу  (хвойным,  смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;. —  определять типичные виды растений  и животных  края по   внешнему виду, определятьстороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков,   приводитьпримеры и объяснять особенности внешнего   строения живых организмов в   связи со средойобитания;. — выполнять правила личной гигиены,  правила оказания первой медицинской   помощипри ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);. — правильно выбирать и собирать   топливо для костра в разное время года, правильнобрать питьевую воду и  очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметьутилизировать  разные типы бытовых отходов,  собирать и использовать лекарственные,плодово-ягодные  растения, объяснять целесообразность  своего поведения в конкретномприродном окружении.. Способы проверки результатов усвоения программы:. Участие в соревнованиях туристов (поисково-спасательные работы)..
Проведение конкурсов викторин по изученному материалу.. Проведение родительских собраний.. Подготовка отчетов о проведении походов, экспедиций.. Контроль администрации учебного учреждения.. Учебно-тематический план.. Начальная туристская подготовка. Турист — друг природы.
Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях. Основы ориентирования на местности. Способы поиска воды и пищи. Физическая, медицинская и психологическая подготовка. Специальная туристская подготовка. Автономное выживание в экстремальных ситуациях. Что такое «выживание»?.
Выживание в полярных условиях. Выживание в условиях умеренного климата. Выживание в пустыне -. Выживание при чрезвычайных ситуациях природного характера. Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера. Безопасность в городе и домашней среде. Содержание изучаемого курса..
1-й раздел Начальная туристская подготовка 84 часа.. Формирование знаний о природе как взаимосвязанной системе, туристских знаний и умений природопользования (туристского, рекреационного природопользования), заинтересовать детей поисково-познавательной деятельностью и развивать у них творческую активность..           1.   Развивать знания о человеке и его месте в природе как особого объекта.. 2. Формировать навыки и умения автономной работы в природе. Сформировать понимание зависимости степени воздействия на окружающую среду от видов туризма и типа туристского природопользования, привитие эколого- туристских    навыков    и    умений,    поведенческих    (жизнеобеспечивающих,рекультивационных и побочного природопользования)..
3.  Формирование навыков и умений работы с планом и картой, ориентирования наместности.. 4.  Физическую, медицинскую и психологическую подготовку и подготовку туристкойтехнике проводить с учетом программных требований по физическому воспитанию ивозрастных особенностей..           Методы и формы проведения занятий:. Теоретические — беседа с демонстрацией иллюстративного материала и моделей.. Практические занятия в помещении и на местности: наблюдения, работа с измерительными приборами, экскурсии-практикумы по описанию объектов природы.
Игровые формы (игры с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы и  сюжетно-ролевые игры).. Краткое описание тем и теоретических и практических занятий. Туризм — массовая форма активного отдыха и оздоровления, как вид спорта. Виды туризма. Влияние пешеходного туризма на окружающую среду. Как туристы познают окружающий мир. Какие туристские и краеведческие должности и поручения бывают..
Что такое «экология»? Что такое окружающая среда. Зачем туристу изучать экологию. Как разные виды туризма влияют на окружающую среду. Участие туристов в деле по охране природы.. Практическая работа — подбор иллюстративного материала о растениях и животных края (для альбома, реферата), организация выставки книг, распределение туристских и. краеведческих   должностей   и   поручений.   Организация   наблюдений   за   природой..
Выработка техники передвижения в различных условиях местности, движение в одиночку и групповое. Понятия: темп, ритм, специальные команды в при групповом движении.. Практическая работа — поход с преодолением различных препятствий.. Наблюдение за природой и оформление материала по наблюдению. Оформление альбома «Туристу на заметку» (страница «Растения и животные из «Красной книги» края»). Экскурсия-практикум по изучению среды обитания растений и животных (или поход).. Что взять с собой в поход.
Снаряжение туристов. Палатка — дом туриста: ее устройство, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство места. Укрытия и их типы. Как правильно выбрать место для костра и обустроить кострище. Правила пользования костром в туристском походе. Правила «захоронения» бытовых отходов — после нас — чище, чем до нас.
Правила общения с дикими животными.. Практическая работа — подборка материала и оформление альбома «Туристу на заметку» (о лекарственных растениях, их нужно знать — они ядовиты).. План школы, школа на плане города (села, деревни, поселка). Какие бывают карты. План местности, топографическая карта, туристские карты. Карта спортивного ориентирования (первое знакомство). В мире ориентиров.
Компас. Топографические знаки и их назначение. Ориентирование на местности по карте и местным признакам.. Практическая работа — топографический диктант, работа с планом класса и школы, определение по компасу сторон горизонта, игры на местности по карте.. Поиск воды является первоочередной задачей для существования в автономных условиях. Источники воды, типы водных ландшафтов. Способы добычи воды из атмосферы..
Охота, рыбалка, приготовление и заготовка пищи в экстремальных условиях. Растения — враги и друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы. «Красный сигнал» — осторожно, ядовиты! Универсальный тест на съедобность.. Практическая работа — экскурсия-практикум по изучению и сбору гербария лекарственных растений «Зеленая аптека». Наблюдение за природой оформление материалов наблюдения..          1.6.  Физическая, медицинская и психологическая подготовка..
Адаптация человека к климату умеренного пояса. Меры профилактики простудных заболеваний, гриппа, авитаминоза. Сезонность заболеваний. Здоровье и болезни школьников. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека в природных условиях своего края. Влияние (косвенное и прямое) загрязненного воздуха, воды, почв на организм человека. Профилактика современных заболеваний.
Специальные физические упражнения. Психология выживания. Практическая работа — по оказанию первой медицинской помощи.. 1.7. Специальная туристская подготовка. Подготовка к соревнованиям по туристской технике и поисково-спасательным работам.. Практическая работа — тренировки в спортивном зале и природных условиях.
. 2-й раздел Автономное выживание в экстремальных ситуациях (72 часа).. Сформировать понятие адаптации человека к условиям автономного существования в природе, научить детей применять практические навыки выживания в различных ландшафтах и городском цикле, сохранении и улучшении здоровья человека.. Развивать знания о человеке и его адаптации к климату умеренного пояса, ролирекреационной (туристско-краеведческой) деятельности в укреплении здоровья юноготуриста.. Дальнейшее развитие навыков природного выбора в различных климатическихусловиях, применение правил и умений по выполнению норм и правил рекреационногоприродопользования.. Развивать навык выживания в любых условиях, а также привить цель не тольковыжить, но и помочь выжить другим.. Показать роль спортивного туризма, спортивного ориентирования в развитииличности, в оздоровлении.
  . Краткое описание тем, теоретических и практических занятий. 2.1. Что такое «выживание»?. Дается понятие «выживание», а также рассказать, какие мероприятия необходимо выполнит для успешного выживания.. 2.2. Выживание в полярных условиях..
Полярные области, передвижение в полярных условиях, типы укрытий, особенности разведение огня и приготовление пищи, добывание воды и пищи в условиях холодного климата.. Практическая работа — однодневный зимний поход.. 2.3. Выживание в горах.. Походы горы: климат и местность. Способы ориентирования в горах. Передвижение по горной местности.
Опасность ледников и лавин. Специальные альпинистские приемы. Узлы и спецснаряжение.. Практическая работа — плановый трехдневный поход. . 2.4.  .Выживание в тропиках..
Тропическая природная зона, передвижение по джунглям, советы по одежде для тропиков. Лагерь и укрытие, поиск воды и пищи в тропических условиях. Опасные растения и животные.. 2.5. Выживание в условиях умеренного климата.. Умеренный климат. Особенности географии Краснодарского края и Северского района.
В данном разделе главное место отводится походам по территории района (практика).. 2.6. Выживание в пустыне.. Высокие температуры и недостаточное количество осадков, вода в пустыне и способы ее добычи. Одежда для путешествий. Растительная и животная пища. Опасности.
Способы построения укрытия в пустыне.. Практическая работа — добыча воды в трудных условиях. . 2.7. Выживание в море.. Как избежать паники при аварии на воде? Выживание в воде. Спасательные средства и их содержимое.
Сигналы бедствия. Добыча воды и пищи.. Практическая работа — составление памятки спасения на воде и льду.. 2.8. Выживание при чрезвычайных ситуациях природного характера и меры по  спасению.                                                                                                                                                                                                                . Смерчи, ураганы, штормы.
Сильный снегопад и оледенение. Гроза. Лесные пожары. Землетрясения и извержение вулканов. Засуха..          Практическая работа — тренировки по спасательным работам (использование средств связи, знаки и сигналы спасения, действия поисковой партии)..            2.9.        Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера, аварии на химических и других опасных предприятиях..
           2.10.        Безопасность в городе и домашней среде.. Безопасность на дорогах, в общественном транспорте, в домашней среде, при террористических актах. Практическая работа — составление памяток выживания в разной среде..                  В результате освоения программы обучающиеся должны:. 1. Туризм, как средство познания окружающего мира.. —  устройство компаса и приемы работы с ним.Понимать:. — воздействие туристского снаряжения (кострового и бивачного снаряжения) иоборудования на природу;.
— что неправильное (т.е. экологически безграмотное) передвижение туристов,отдыхающих по местности — причина разрушения природных ландшафтов;. — что правильно выбранное личное снаряжение и медицинская аптечка — залогуспешного похода, отдыха и отличного здоровья;. — назначение плана местности и различных карт для туриста, роль плана, карты в делеохраны природы;. — влияние занятий по спортивному ориентированию на оздоровление, развитиенаблюдательности и кругозора.. — подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодныхусловий;. — пользоваться огнем в туристском походе;.
-правильно выбирать место спуска и подъема по склонам разного типа, спускаться иподниматься по склону; . — выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, лиственным,смешанным), по лугу и болоту;. -правильно оборудовать кострище;. — работать с планом и топографической картой;. — выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;. — работать с компасом: определять стороны горизонта, ориентировать на местности.. 2.
Знания о природных факторах и ресурсах.. — многообразие растений и животных леса, луга;. — типичные растения и животные природной зоны края;. — редкие и исчезающие растения края;. — факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своейприродной зоны).. — значение леса, луга, водоема в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе итуризме;. — влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);.
— влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.. — определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду;. — определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местныхпризнаков;. — приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов всвязи со средой обитания.. 3. Медицинская и психологическая и физическая подготовка.. — свой организм — как он устроен;.
— правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе;. — заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры ихпрофилактики;. — заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды;. — особенность медицинской и физической подготовки юного туриста;. — ядовитые и несъедобные растения и грибы своего края.Понимать:. — влияние условий окружающей среды на здоровье человека;. — необходимость в сохранении «чистоты» среды обитания человека для сохранения егоздоровья..
— выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощипри ранах, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу );. — определять ядовитые, несъедобные растения и грибы;. — обеззараживать и очищать питьевую воду в полевых условиях;. 4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах.. — в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов;. — собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;.
— объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.. Список литературы для детей. 1.        Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.- М.: ЦДЮТур, 1996.. 2. Планета — наш дом: учебн. — Хрестоматия для дошкольников и младших школьников.
/Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. — М.: Лайда, 1995. — 228 с.. 3. Велек И.
Что должен знать и уметь юный защитник природы. — М: Прогресс, 1983. — 273 с.. 4. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / ВестникАсЭКО-1994-вып. 3-4-С.
3-7.. Список литературы для педагога. 2. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ,1997. — 104 с.. 3. Плешаков А.
А. Программа факультативного курса «Экология для младших школьников» Вестник образования — 1993. — № 6 — С. 72-80.. 4. Плешаков А.А. Программа «Природа и мы» (4 класс).
5. Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детскихдошкольных учреждений. — Курган: ГУНО Администрация Курганской области, 1993. — С.14-22.. 6. Плешаков А.А. Экология для младших школьников — М.: Просвещение, 1995.
— 45 с.. 7. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас — определитель по природоведению и экологиидля учащихся нач. кл. — М.: Просвещение, 1998.
— 224 с.. 8. Поломис К. Дети в пионерском лагере. -М.: «Профиздат», 1989. — 143 с.. 9.
Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. — М.: Агар, 1997. — 144. Цели и задачи на 2009-2010. 1.        Создание целостной среды для становления и развития социально активной.
обладающей  рядом  умений   и   навыков,   необходимых  для   автономного при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.. 2. Формирование системы      знаний  о      законах      и закономерностях,в живой и неживой природе, обучение навыкам автономного существования в антропогенных условиях,    обобщение и углубление знаний по Кубани, России и мира, закрепление знаний по картографии.. 3. Воспитание норм поведения и деятельности, направленных наздорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды,организаторских навыков работы в коллективе.. 4. Развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный ивероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных ижизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы   (убеждения   в возможности  решения  ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и участию в практических делах по защите окружающей природы..
В результате прохождения программного материала учащиеся объединения «Школа выживания». — что такое туризм, понятие «карта» (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);. — типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека.. —   свой организм — как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности.. — понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.. — подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять  правила хождения  по равнинным участкам  в  лесу  (хвойным,  смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;. —  определять типичные виды растении и животных края по внешнему виду, определятьстороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводитьпримеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средойобитания;.
Организационно-массовая работа Мероприятия Сроки выполнения:. Праздник «Турист — друг природы» сентябрь.. Участие в «Звездном походе» сентябрь.. Конкурс «Я умею ориентироваться» октябрь.. Научная экологическая конференция ноябрь.. Викторина «Растения и животные краснодарского края» декабрь.. Игра «Что возьмем с собой в поход» январь..
Конкурс «Туристы — спасатели» февраль.. Соревнования «Туристская семья» март. Походы в течении года.. Итог: участие в районном слете туристов.. Организационно оформительская работа. 1. Родительские собрания:.
2. Соревнования «Туристская семья», Викторина «Растения и животные краснодарского края».. План по самообразованию. 1. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина. 3.        Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология — основы безопасностижизни ребенка.
— Санкт-Петербург: «Рйгос», 1995. — 214 с.. 4.        Туристско-краеведческая   деятельность   учащихся:   Программа   и   методическиерекомендации   для   учителя.   /   Автор-составитель   Ф.Г.   Багаутдинова.   —   Казань:Республиканская СЮТур, 1991.-21 с.. Календарно-тематическое планирование объединения «Школа выживания в экстремальных условиях».
1. Начальная туристская подготовка. Туризм — как вид спорта.. Туристы познают законы. Техника    продвижения. группы в экстремальных. условиях (в туристском.
обязанности участников. Различные           типы. Раскрываются все виды. препятствии               в. оговаривается техника. Преодоление    рек    и. Особенности наведения.
выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Преодоление горной местности. Техника преодоления препятствий в горах: подъем, спуск и др.. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. 1.3. Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях. Что взять с собой в поход.
Снаряжение туристов.. Личное и командное снаряжение туриста.. Минделевич С. Пора в поход! — М.; «Молодая гвардия», 1985,. Укрытия и их типы. Палатка — дом туриста: ее устройство, правила ее установки. Как устроена палатка, ее виды.
Рассматривается возможность устройства других видов укрытий: шалаш и др.. Минделевич С. Пора в поход! — М.: «Молодая гвардия», 1985.. Выбор места для бивака и обустройство места.. Что необходимо знать при выборе места ночевки и стоянки.. Минделевич С. Пора в поход! -М.: «Молодая гвардия», 1985..
Виды и типы костров и их применение. Минделевич С. Пора в поход! -М.: «Молодая гвардия». 1985.. Правила  «захоронения» бытовых    отходов после нас — чище, чем до нас. Экологическая работа в туристском походе. Пашканг КВ., Родзевич Н.Н.
Основные правила поведения учащихся в природе. // География в школе, 2002. — № 5.. Рассматривается каталог съедобных растений Краснодарского края. Пашканг КВ., Родзевич Н.Н. Основные правила поведения учащихся в природе. // География в школе, 2002.
— № 5.. Практика (занятия по физической подготовке). Кроссовая подготовка, комплекс упражнений для туристов. Минделевич С. Пора в поход! — М.: «Молодая гвардия», 1985.. Практика (занятия по физической подготовке). Кроссовая подготовка, комплекс упражнений для туристов.
Минделевич С. Пора в поход! -М.: «Молодая гвардия», 1985.. 1.4. Основы ориентирования на местности. Ориентирование на местности по местным признакам. Ориентирование по звездам, солнцу, луне, мху и др.. Куприн А.М.
Умей ориентироваться на местности. — М.: 1998. План местности, условные знаки. Научить детей работать. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. — М.:.
Ориентирование       по плану и карте. Ориентирование по компасу.. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности, — М.: 1998. Практика по ориентированию. Кроссовая подготовка, ориентирование на местности (практика).. Куприн А.М.
Умей ориентироваться на местности. — М.: 1998. Практика по ориентированию. Кроссовая подготовка, ориентирование на местности (практика).. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. — М.; 1998.
1.5. Способы поиска воды и пищи. Способы     поиска     и очистки воды. Описываются основные способы добычи воды в различных условиях природы и ее очистка.. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Охота,           рыбалка, приготовление           и заготовка     пищи     в экстремальных условиях.. Правила ловли рыбы и охота без специальных средств..
Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. 1.6. Физическая, медицинская и психологическая подготовка.. Адаптация  человека  к климату      умеренного пояса.. Описание правильного поведения и действия в живой природе умеренного климата, понятие «привыкание к природным условиям».. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Приемы психологической подготовки при возникновении ЧС..
Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Комплекс   упражнений для туристов (развитие силы и выносливости). Кроссовая подготовка, комплекс упражнений для туристов. Комплекс упражнений для туристов В. Миронов Москва, 2001 г.. Комплекс упражнений для туристов (развитие силы и выносливости). Кроссовая подготовка, комплекс упражнений для туристов.
Комплекс упражнений для туристов В. Миронов Москва, 2001 г.. Комплекс упражнений для туристов (развитие силы и выносливости). Кроссовая подготовка, комплекс упражнений для туристов. Комплекс упражнений для туристов В. Миронов Москва, 2001 г.. Комплекс упражнений для туристов (развитие гибкости).
Кроссовая подготовка, комплекс упражнений для туристов. Комплекс упражнений для туристов В. Миронов Москва, 2001 г.. Комплекс упражнений для туристов (развитие ловкости и быстроты).. Кроссовая подготовка, комплекс упражнений для туристов. Комплекс упражнений для туристов. В.
Миронов Москва, 2001 г.. Комплекс упражнений для туристов (развитие ловкости и быстроты).. Кроссовая подготовка, комплекс упражнений для туристов. Комплекс упражнений для туристов В. Миронов Москва, 2001 г.. 1.7. Специальная туристская подготовка.
Особенности специальной туристской подготовки. Специальные приемы туристской подготовки при проведении соревнований и в природе.. Правила проведения соревнований по туристскому многоборью В. Теплоухов 1996 г.. Прохождение  навесной переправы. Техника и тактика прохождения этапа навесная переправа. Правила проведения соревнований по туристскому многоборью В.
Теплоухов 1996 г.. Техника и тактика прохождения этапа брод. Правила проведения соревнований по туристскому многоборью В. Теплоухов 1996 г.. Техника и тактика прохождения этапа ПТС. Правила проведения соревнований по туристскому многоборью В. Теплоухов 1996 г..
Техника и тактика прохождения этапа ПТС. Правила проведения соревнований по туристскому многоборью В. Теплоухов 1996 г.. Прохождение параллельных перил. Техника и тактика прохождения этапа параллельные веревки. Правила проведения соревнований по туристскому многоборью В. Теплоухов 1996 г..
Прохождение туристской половы. Общая техника и тактика прохождения туристско-спортивной полосы. Правила проведения соревнований по туристскому многоборью В. Теплоухов 1996 г.. 2. Автономное выживание в экстремальных ситуациях. 2.1.
Что такое «выживание»?. Что такое выживание и его организация.. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. 2.2. Выживание в полярных условиях. Полярные        области, передвижение            в полярных условиях. Особенности природы полярных широт.
Новейшая энциклопедия выживания Москва. АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Типы укрытий в полярных условиях. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Особенности разведение огня и приготовление пищи. Способы добычи огня в полярных условиях. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г..
Добывание воды и пищи в условиях холодного климата.. Добыча воды и пищи в полярных условиях. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. 2.3. Выживание в горах. Походы горы: климат и местность.. Особенности природы горной местности.
Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Способы ориентирования в горах. Передвижение по горной местности,. Ориентирование в горах и тактика передвижений. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Опасность ледников и лавин. Что такое ледники и равнины, их опасность для человека..
Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Специальные альпинистские  приемы. Узлы и спецснаряжение. Специальная туристская подготовка. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. 2.4. Выживание в тропиках.
Тропическая природная зона, передвижение по джунглям, советы по одежде для тропиков.. Особенности природы тропической природной зоны. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Типы укрытий в тропической природной зоне. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Поиск воды и пищи в тропических условиях. Добыча воды и пищи в тропической природной зоне.
Новейшая энциклопедия выживания Москва. АСТ- Астрель под ред Т.Тимопшна 2006 г.. Опасные растения и животные.. Опасности тропической природной зоны. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. 2.5. Выживание в условиях умеренного климата.
Особенности природы России, Краснодарского края и Северского района. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Особенности географии Краснодарского края. В Чистяков География Краснодарского края изд. Кубань 1991 г.. Особенности географии Северского района.. В Чистяков География Краснодарского края изд.
Кубань 1991 г.. 2.6. Выживание в пустыне. Высокие температуры и недостаточное количество      осадков, вода      в   пустыне   и способы ее добычи.. Влияние на человеческий организм высоких температур и осадков. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Одежда для путешествий..
Подбор одежды для путешествий. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Растительная и животная пища. Опасности.. Рассмотрение каталога животного и растительного пустынь. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Способы построения укрытия в пустыне..
Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. 2.7. Выживание в море. Как избежать паники при аварии на воде?. Приемы психологической подготовки при возникновении ЧС.. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина. Способы выживания в водной стихии.
Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Спасательные средства и их содержимое.. Спасательные работы и оборудование для спасения на воде. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. Сигналы бедствия. Добыча воды и пищи.. Специальные сигналы бедствия..
Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина 2006 г.. 2.8. Выживание при чрезвычайных ситуациях природного характера. Наводнения. Смерчи, ураганы, штормы.. Велек    И.    Что должен   знать   и уметь         юный защитник природы..
Сильный снегопад и оледенение.. Велек    И.    Что должен   знать   и уметь         юный защитник природы.. Гроза. Лесные пожары.. Велек    И.    Что должен   знать   и уметь         юный защитник природы..
Землетрясения и извержение вулканов. Засуха.. Велек    И.     Что должен   знать   и уметь          юный защитник природы.. 2.9. Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера. Аварии на химических и др.
опасных предприятиях. Организация мер по спасению при авариях. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ Астрель под ред Т.Тимошина. Организация мер по спасению при авариях. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ Астрель под ред Т.Тимошина. 2.10. Безопасность в городе и домашней среде.
Безопасность на дорогах. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ Астрель под ред Т.Тимошина. Безопасность             в общественном транспорте      и      в домашней среде. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ Астрель под ред Т.Тимошина. Безопасность при террористических актах.. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ Астрель под. Рекомендуемая литература.
9.        Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология — основы безопасностижизни ребенка. — Санкт-Петербург: «Ре1гос», 1995. — 214 с.. 10.        Туристско-краеведческая   деятельность   учащихся:   Программа   и   методическиерекомендации   для   учителя.   /   Автор-составитель   Ф.Г.   Багаутдинова.