Изменился ли телеканал «Спас»?Чем и почему?


. Прот. Андрей Ткачев: Братья и сестры, здравствуйте! Сегодня темой нашей встречи будут Петр и Феврония, в монашестве Давид и Ефросиния — небезызвестные для всех россиян, для нынешней России покровители брака и супружества. Здравствуйте, друзья!
В первой половине XIII века в городе Муроме жили долго и счастливо и скончались в один день, как и положено в идеальном браке, два человека княжеского рода — Петр и Феврония, в монашестве Давид и Ефросиния.. В приснопамятные времена президентства Дмитрия Анатольевича Медведева его благочестивая супруга, тогда первая леди, инициировала вопрос создания некого праздника, цементирующего семейные ценности. Так у нас возник праздник любви, семьи и верности, и с тех пор мы празднуем этот праздник в скверах множества российских городов, от Владивостока до Калининграда.. Появились скульптурные композиции Петра и Февронии, к которым теперь, вместо вечного огня, молодые пары после бракосочетания и венчания кладут цветы, и их житие как-то разошлось в народе, о нем узнали.. Петр и Феврония жили в XIII веке, житие их было зафиксировано на бумаге в XVI веке. По благословению митрополита Макария Московского при Иване Грозном стали составлять Великие Четьи-Минеи.. В то время каждая земля на Руси имела своих святых, были Новгородские, Псковские, Вологодские, Муромские, Смоленские святые, и, в силу обширности русской земли, не все знали о тех святых, которые жили в других местах
Своих святых знали и почитали, а чужих нет.. У митрополита Макария возникла мысль свести воедино в некий общерусский свод всех святых и из местночтимых сделать их общецерковно почитаемыми. Для этого в разные части нашей страны пошли писцы, образованные люди, как правило, монахи, которые выспрашивали у местных жителей: «А кто у вас здесь чтится? Кого вы почитаете — какого-то князя, юродивого, монаха?». Тогда, в XVI веке, в Муромские земли попал некий инок Еразм, подписывавшийся Еразмом Прегрешным. Он и записал там эту устную легенду о местных князьях из XIII века, то есть до этого момента прошло 300 лет после их жития, большой кусок времени.. Житие Петра и Февронии получилось очень легендарным. Там появился какой-то змей, какая-то проказа на теле князя от крови этого змея, которого он убил
Из-за столь легендарного характера их жития в Четьи-Минеи его не включили, и оно осталось в русской литературе как повесть о Петре и Февронии.. Повесть об их житии сохранилась до нашего времени, и главное здесь не мифологическая система — не змей, не сражение с ним, а именно идеал супружеской верности и семейного бытия, чего людям всегда не хватало.. А ведь людям нужно на кого-то равняться. Скажем, художник может равняться на Тициана или Рафаэля, какой-нибудь балетмейстер равняется на Мариуса Петипа, музыкант мечтает быть вторым Бетховеном.. А на кого нам равняться, если мы хотим жить нормально в браке? Здесь обязательно нужны идеальные срезы бытия. И тут в нашей жизни возник такой идеальный срез супружеского бытия. Сегодня мы и поговорим с вами о Петре и Февронии, с тем, чтобы из XIIIвека завести их уже не в XVI, а в ХХI, что, с одной стороны, легче, а с другой стороны, сложнее, потому что жизнь очень изменилась.
Нам нужно будет извлечь для себя из этого короткого полулегендарного рассказа, имеющего под собой реальную основу, какие-то практические выводы, это наша задача, то есть нам нужно наполниться какими-то простыми смыслами, чтобы лучше понимать о семье и браке.. Вопрос: Добрый день! Меня зовут Екатерина. Я прихожанка обители Ганина Яма. Мы знаем, что Феврония была из простого народа, и, конечно, просто так князь к ней бы не пришел.. Как же в наше время обычной девушке достучаться до сердца мужчины из какого-то другого класса, даже просто обратить на себя его внимание, не обладая какими-то сверхспособностями? И что должна делать девушка, чтобы раскрыть ему свою душу, а не только внешность?. Прот. Андрей Ткачев: Во-первых, я не знаю, всем ли известно, что Феврония была дочкой древолаза
То есть ее отец был бортником, он собирал в лесу мед из диких ульев на деревьях, и это было его профессией.. Феврония была из очень бедной семьи, и она умела лечить, поэтому в самом житии говорится о том, что князя, пораженного кожной болезнью, какой-то проказой, направили к ней на лечение.. Встретила Феврония его странно. Она работала в доме, что-то делала, и перед ней, как пишется в житии, скакал заяц. Когда Петр пришел, она сказала: «Плохо, когда у дома нет ушей, а у светелки нет глаз».. Петр спросил, что означают эти ее слова, и она ответила: «Видишь, как бедно мы живем. Собаки у нас нет — у дома ушей нет
Если бы хотя бы дома был пес, он бы тебя услышал и залаял. В светелке дитя нет. Дите бы тебя увидело и закричало. Нет глаз у светелки, нет ушей у дома. Бедно мы живем».. Она начала загадывать ему загадки, как некий сфинкс, и показала ему особую, необычную глубину своего ума.  Феврония дала ему мазь, которой он помазался, но не весь, не полностью, и взяла с него обещание, что он на ней женится, если исцелится.
Он исцелился и подумал, с какой стати он должен жениться на какой-то простой девчонке, проказа вернулась, и он опять пришел к ней. Это такой очень остросоциальный момент — легенда о Петре и Февронии подчеркивает неравенство между ними.. Против Февронии восстали богатые люди, они сказали: «Чего это простолюдинка с нами, богатыми, здесь на равных?» Очевидно, что этот остросоциальный момент всегда актуален, то есть богатый бедному руки не протянет, богатый на бедной жениться не хочет, а если и женится, то его отторгнут свои же, богатые, как вступившего в неравный брак. Это вечная тема человечества.. И вот возникает вопрос, как же сегодня девушке составить свое счастье с человеком, который выше ее в социальной лестнице, не прибегая при этом к каким-то колдунам и шаманам.. Оказывается, мечта выйти замуж за социально более высоко стоящего человека составляет сердечное желание значительной части женского населения. На этом желании наживаются специальные учителя, которые ведут целые школы женского роста
Они собирают семинары, в которых участвуют по 700-800 женщин, и которые платят за эти семинары в общей сложности по 300-400 тысяч рублей.. На этих семинарах какие-то тетки учат их скакать на одной ноге, крутиться волчком на одном месте, произносить какие-то заговоры, разговаривать со своими внутренними органами — вести диалог с сердцем, с половыми органами, раскрывать в себе некий внутренний потенциал, чтобы через год они вышли замуж за министра. Они прямо так и говорят: «Заплатите мне 400 тысяч рублей, и за 2 недели я научу вас, как выйти замуж за члена правительства».. Но ведь членов правительства можно пересчитать по пальцам, а таких женщин десятки тысяч. Они платят этим бабам суммарно десятки миллионов рублей, и они, словно на манной каше, заваривают сумасшедшие деньги на такой простой вещи — как бы девушке выйти из грязи да в князи.. Мне лично кажется, что ловить сразу большую рыбу — это однозначно нацеливать себя на жизненную неудачу. Помните, в фильме «Москва слезам не верит» одна генеральша говорит: «Чтоб быть генеральшей, нужно выйти замуж за лейтенанта».
То есть сначала она была лейтенантшей, ездила с ним по дальним гарнизонам, питалась солдатской кашей в какой-то непролазной тайге, где дети не могли ходить в садик, где их заедали комары, и постепенно ездила из гарнизона в гарнизон.. Лейтенант становился капитаном, потом майором, поступал в академию и после этого становился полковником. Потом, через 35 лет добросовестной службы, на его погоны ложились большие звезды, и вот она уже генеральша в свои 55 лет. А иначе нельзя. А вот так сразу шмыг замуж за генерала — это, в общем-то, тема сценария для расхожих фильмов.. У нас сейчас наснимали множество фильмов о том, как девчонки пытались попасть в стюардессы, или в официантки, или в модельные агентства, как они, всеми правдами и неправдами, я извиняюсь, сначала ложились в постель, а потом шли в ЗАГС с каким-то человеком, стоящим выше их на социальной лестнице.. Мне кажется, что само такое желание подъедено молью, потому что достоинства богатого человека отнюдь не определяются его богатством
То есть, если человек ловится на такие внешние вещи, он изначально показывает, что он имеет не совсем чистые намерения. Это уже предосудительное желание.. Счастье девушки может быть со слесарем или с водителем троллейбуса, и зачем изначально вбивать себе в голову, что счастье возможно только с заместителем министра или с президентом какой-то отдельной страны? Почему нужно сразу себе формировать такую ложную картину мира?. Дорогие братья и сестры, мы беседуем сегодня о Петре и Февронии — о покровителях христианского брака, русских начальниках семьи, верности и любви. Мы возвращаемся в студию.. Конечно, у Февронии ум был совершенно уникальным, то есть она имела некое глубокое параллельное мышление. Она говорила с Петром загадками, словно в притчах Востока
Он не всегда понимал ее, она была явно умнее и сильнее его.. Потом люди, которые привыкли выбрасывать полкурицы и, чуть пригубив стакан, выливать все, выгнали их из княжества, после того как было замечено, что она доедает крошки со стола.. А ведь как ели раньше, допустим, средневековые рыцари? Они ели на больших кусках хлеба, ведь тарелок тогда не было, на этих кусках хлеба резали мясо и съедали его, а хлеб выбрасывали собакам. Люди привыкли так есть, а мы сейчас говорим: «Нельзя, чтобы кусок хлеба на пол упал, Боже сохрани. Что вы?». Я думаю, что и у русских так было. Почему у бояр были такие длинные рукава? Этим они подчеркивали, что простую работу они не выполняют
С такими рукавами ни топор не возьмешь, ни косу, ничего не возьмешь.. Это же символизируют и длинные ногти у женщин, которые как бы говорят: «С такими ноготочками, извините, я тряпку в руки не возьму, на реке стирать мужнино белье не буду, тряпкой по полу возить не буду. Мои ногти не для этого». Это тоже символическая вещь, они как бы дают понять: «Простите, но я дорогая цуца, я не для простого труда создана». То есть человек сразу отсекает себя от простой жизни и от счастья.. Так вот, когда Петра и Февронию выгнали из княжества, она тоже была мудрее и сильнее его. Он, правда, показал себя мужчиной правильным, он не захотел ее бросить, лишился своего законного княжества и ушел вслед за супругой.
Феврония была сильной женщиной, она обладала некой внутренней силой и была чем-то похожа на княгиню Ольгу. Помните, как князь Игорь на речке домогался княгини Ольги? Он просил перевезли его на лодке на другую сторону реки, и по дороге что-то пришло ему в голову. По-видимому, он не привык принимать отказов, а тогда княжеские нравы были жуткими, это же были некрещеные люди.. Кстати, у Владимира, которого называли Красным Солнышком, в сельце Берестово под Киевом было до полутысячи любовниц. До крещения его называли неистовым в блуде, никакой сытости не было у человека. Очевидно, тогда они все были такими.. Так вот, князь Игорь получил от Ольги отпор: «Стой! Сейчас я утоплюсь»
Он удивился: «Как? Чего топиться-то? Князь же к тебе любовь проявляет». А она ему и говорит: «Если ты, старший в народе, будешь таким развратником, то что с простых людей взять?» Она перевезла его на другую сторону реки и говорит: «Все, выходи. До свидания». Он вышел, и она уплыла.. Князь Игорь ее не забыл. Если бы она пошла ему навстречу, он бы ее тут же забыл, как забыл тысячи женщин, которых имел. Значит, было в ней какое-то целомудрие, твердость и мужество, какой-то мужской ум в женском теле, что-то было в ней такое, чего забыть нельзя.
А Феврония хотела замуж, причем за князя. Раз уж он попался ей в руки, то она его лечила, недолечивала, перелечивала, чтобы привязать к себе. Но для этого она обладала умом, волей, характером, какими-то знаниями, в том числе и врачебными, то есть был в ней целый набор сильных внутренних качеств.. Может быть, он влюбился бы в нее, если бы она была ослепительно красива, а он нет, он, наоборот, включил заднюю скорость и хотел от нее сбежать. Но болезнь вернулась, и он на ней таки женился. Поэтому внутреннее содержание женщины — в Февронии это есть.. Они умерли вместе, и тоже по ее молитве
Он послал гонца сказать ей, что умирает, и она ответила: «Пусть не умирает, пусть меня подождет». Она оставила какую-то свою работу и помолилась Богу, чтобы ей тоже умереть, и так и случилось.. Так вот, там вся история завязана на ней. На самом деле, это история о Февронии и Петре, ведь правильно, когда сначала лошадь, а потом телега. Когда супруги пишут записки: «Помолитесь о здравии Оксаны и Степана», — им говорят: «Стоп. Вы же муж и жена?» — «Да». — «Почему же вы так пишете? Пишите: о здравии Степана и Оксаны».
Казалось бы, это мелочи, и люди говорят: «Чего вы к мелочам цепляетесь?» Но это совсем не мелочи, это проявление мировоззрения людей. Вот она становилась сзади, а была первой. А часто бывает так, что человек становится впереди, хотя он явно сзади, по всем параметрам он хвост, а он лезет вперед.. Так что в этой женщине есть какая-то красота, и Еразм Прегрешный это подчеркнул. Кстати говоря, у Еразма, который написал это житие, есть еще одно произведение, в котором он пытается дать князьям назидание о том, что нужно любить простого человека и быть милосердным и сострадательным ко всякому человеку, о том, что нельзя никем гнушаться, нельзя никого презирать.. Исследователи русской литературы говорили, что это удивительное произведение, по своему духу совсем неподходящее для эпохи Ивана Грозного. То есть таких литературных произведений в то время не было
Тогда все молчали и принимали за данное то, что есть холопы, а есть князья, которые с холопов могли содрать шкуру.. У Еразма было какое-то социальное чувство справедливости, и оно отразилось также и в этом житии. Феврония простолюдинка, и это подчеркивается, но простолюдинка, очень богатая внутренне.. Я не думаю, что современный человек хочет искать внутреннего богатства. Многим непонятно, что это вообще такое — внутреннее богатство. Они думали, что если оно есть, то нужно побыстрее поменять его на богатство внешнее.. В общем, это повесть о Февронии и Петре, о внутреннем богатстве простой девушки, которая доказала его на целом ряде этапов этой кратко описанной совместной жизни.
Вопрос: Здравствуйте, батюшка! Меня зовут Юлия. Я в браке 9 лет, и у меня такой вопрос: говорят, что мы друг другу даемся по грехам.. Прот. Андрей Ткачев: Хороший вопрос.. Вопрос: Феврония была дана Петру, она его исцелила телесно, потом и духовно, и они создали свою крепкую семью. А как в современном мире так же исцелить друг друга в семье, чтобы, на крайний случай, не убить друг друга при исцелении?. Прот
Андрей Ткачев: Да, вообще стоит запомнить эту фразу, что мы даны друг другу по грехам, То есть, с одной стороны, такая высокая поэзия о браке, что браки вершатся на небесах, но с другой стороны, мы же падшие люди. Господь Бог так это прикладывает, все эти зазубринки, одну к другой, чтобы мы друг другу помогали спасаться.. Кто сильно строптивый, тому дается еще более строптивый супруг: «На тебе. Ты думаешь, что ты самый главный. Тебя с таким спаровали фруктом, что он вообще тебя стреножил, и все». Да, такое вполне возможно. Я думаю, что это прекрасная фраза
То есть мы живем друг с другом, для того чтобы друг у друга как-то обрубать, обсекать эти острые углы.. Так мы шлифуемся, и через какое-то время жена уже может сказать: «Спасибо тебе, милый. Благодаря тебе, я начала работать на кухне. Я полюбила кухню, и теперь я там и пеку, и варю, и что-то заготавливаю на зиму. А раньше у меня обе руки были левыми, и я только сидела и красилась». Сначала это выглядит, как такой жестокий урок, а потом окажется, что это нормально.. Или муж, например, лежит на диване и смотрит футбол с утра до вечера
Она ему говорит: «Слушай, ты что, с ума сошел? Чего ты лежишь? Иди, что-то делай, иди, таксуй. Короче, вставай. Ну, чего ты валяешься? Я бегаю по двум работам, а ты валяешься».. Если он нормальный мужик, через пару лет он ей скажет: «Спасибо тебе. Я, благодаря тебе, начал работать. Я полюбил трудиться, и скоро мы выплатим ипотеку». То есть, в принципе, они будут смирять друг друга, а снаружи это будет выглядеть, как некая война.
Но если они проведут эту войну победоносно с обеих сторон и до конца правильно, тогда в конце мы получим нормальную семью, двух обтершихся, ставших гладкими супругов. Он ей скажет: «Спасибо тебе. Ты мне была дана для спасения».. И совсем не бывает так, чтобы какие-то порхающие ангелочки спустились с небес, он со стороны юго-востока, она со стороны северо-запада, и так как-то слетелись в районе ЗАГСа, поженились и порхают себе оба, и беспроблемно наслаждаются.. Кто придумал такую глупость? Такого не бывает в принципе. Но люди ведь именно этого и хотят. Ну, не хотят девушки жить на съемной квартире и стоять после работы у плиты
Они хотят, чтобы их на дорогом автомобиле повезли ужинать в ресторан, а потом привезли домой, в горячую ванну, и чтобы вокруг них ходили, как вокруг Клеопатры.. А какая ты Клеопатра? Ты глянь на себя в зеркало. А она мечтает именно об этом, чтобы какой-нибудь замминистра почему-то на ней женился и ходил вокруг нее, как вокруг Клеопатры, кругами. Но это полное безумие.. Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Я работаю машинистом метро. У меня такой вопрос: был такой период, когда Петр и Феврония подвергались гонениям, и в отношении них проявлялась несправедливость. Скажите, поиск справедливости — это потакание своей гордыне?
Прот. Андрей Ткачев: Да. В поиске справедливости очень удобно закопаться гордыне, и тем более удобно, что человек как бы говорит: «Ну, я же не за себя, я же за справедливость». То есть у него словно написано на фасаде: «Я за справедливость», — и поэтому он удобно закрывает глаза на то, что в глубине он неправ.. Мы же многослойные люди, мы, как матрешка, все глубже и глубже, и матрешечки все меньше и меньше. Самая дорогая — самая маленькая матрешечка, она самая такая миниатюрненькая, ее тяжело вырезать. И в человеке как бы много всего
Снаружи он говорит: «Да, давайте за справедливость».. Но, знаете, как нам говорит Евангелие, каким судом судишь, таким будут судить тебя. То есть, если ты сильно кричишь о справедливости, то ты тоже должен стать на суд справедливости. На этом суде справедливости вполне может оказаться, что ты не выдержишь его, что ты окажешься не совсем достойным тех мерок, которые предлагаешь другому человеку.. Я понимаю, что власть плохая, ну, плохая, но еще хуже тот, кто говорит: «Давайте сбросим их и поставим меня». Это вообще ужас, это хуже, чем то, что есть, потому что, чтобы предлагать себя в качестве альтернативы, нужно просто не иметь совести. Здесь человек либо не знает о своих грехах, либо знает, но сознательно их утаивает, и на чужих грехах строит свою мнимую праведность
Да, там есть место гордыне.. В борьбе за справедливость полегло не меньше людей, и нанесено не меньше людьми друг другу ран, чем в откровенной борьбе за власть или за что-то еще, то есть это опасная вещь.. Революция — это что такое? Это борьба за справедливость, желание наконец-то навести на земле порядок. То есть, до каких пор дети будут беспризорными? До каких пор жены будут брошенными? До каких пор один будет обедать за те деньги, за которые целая семья живет две недели? До каких пор это, до каких пор то?. Люди раскочегарили себя, потом побежали, поехали, полетели, а потом оглянулись — а за ними уже пролиты целые реки крови. И что? И ничего. Природа человеческая не изменилась
То есть ничего не меняется, только льется кровь, и выкрикиваются лозунги.. Я думаю, что в человеческой истории так происходит постоянно. Другой вопрос — эти мнимые борцы за справедливость вообще понимают, что они неправы, в принципе неправы, или они действительно уверены, что правда на их стороне? Вот здесь есть вопрос.. Николай Сербский говорит: «Не кричи про чужие грехи, пока не вспомнишь о своих». То есть, как только вспомнишь о своих грехах, сразу отпадает желание кричать о чужих.. Откуда берется этот пафос? Пафос берется либо от сознательного утаивания своих злых намерений, либо от слепоты. То есть, либо ты слепой и ничего не понимаешь, либо ты сознательно имеешь какую-то хитрую цель и кричишь про справедливость, а на самом деле у тебя цель какая-то другая, а справедливость только ширма, маска, транспарант, за которым ты прячешься
Вот в этом я уверен на 100%.. Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Я Кирилл, студент второго курса юридического вуза. У меня такой вопрос: во время длительных отношений с любимой девушкой возникает какое-то охлаждение чувств, когда ты умом понимаешь, что это твоя единственная девушка, а сердце немного охладевает.. Как избежать этого охлаждения чувств в современном мире? Ведь мы же знаем, что Петр и Феврония под конец жизни жили в разных монастырях, но, тем не менее, чувства у них не охладевали.. Прот. Андрей Ткачев: Ты знаешь, когда нравы свободные, и слово «нельзя» как бы исчезло из лексикона, есть опасность все самое вкусное съесть еще до брака. В браке у тебя есть права и обязанности, и есть возможность насладиться правами, а потом остаются только одни обязанности, и тогда всякий интерес действительно охладевает.
Знаете, как дети едят торт? Они пальцем повыковыривают сверху весь крем, все эти вишенки, разроют его, он потеряет товарный вид, и его уже и есть не хочется. И есть такой риск, что молодые люди, встречаясь, съедят все сладкое еще до брака, а потом брак вырастает в какую-то официальщину, которая приносит человеку только одни обязанности и в правах уже не приносит ничего нового.. Если это так, то Вы находитесь в той группе риска, в которой находятся все молодые люди. То есть в это блюдо нужно добавить такую специю как целомудрие, потому что целомудрие — это специя, которая делает вкусной всякую еду.. Иов пишет: «Можно ли есть пресное без соли? Есть ли вкус в яичном белке?» Так вот, чтобы отношения не были пресными, современным людям нужно целомудрие.. То есть нужно ходить в кино, на выставки, нужно читать и обсуждать одни и те же книги, нужно созваниваться, какое-то время не видеться, и обязательно нужно быть целомудренными. Вседозволенность пресыщает, и от этого просто становится тошно

Пресыщенный человек ничего не ценит.. Добавьте целомудрия в свои отношения, и у вас сразу все наладится, и поднимется градус интереса друг к другу. Для Вас просто взять девушку за руку или обнять ее будет сокровищем, а не то, что можно себе позволять, когда нет слова «нельзя». Вот это, собственно, и есть обратная сторона свободы. Мы свободные люди.. Молодой человек или девушка говорит: «Не командуйте мной. Я уже взрослый, у меня есть паспорт
Ваши законы и морали — это ханжество, это средневековье, отживший век, это больше не работает. Мы — люди информационной эпохи, сейчас XXI век, технологии, свободная мораль».. Да на здоровье, только потом не жалуйтесь. Но вы же потом приходите и жалуетесь, ходите к психологам, пьете успокоительные. А потом вы говорите: «Где мой единственный? Почему я одна? Почему у меня нет детей? Почему он от меня ушел?». И начинаются все эти «почему», люди бьются головой о стенку и ищут виноватых. Но не ищите виноватых
Если вы несчастны, просто вспомните свою жизнь и поймите, что целомудрие, верность, воздержание, уважение — это не архаика, это норма бытия, это некие фундаментальные вещи, лежащие в основе жизни.. Эти вещи постареть не могут, как не стареют небо и земля, невзирая на то, что появились телефоны, самолеты. Небо такое же новое, как и вчера, как будто его только вчера создали, оно не стареет. И земля, сколько мы ее, бедную, ни мучаем, все равно рожает и рожает, кормит нас и кормит. Это же она нас кормит, не устает кормить.. Это никакая не архаика. Чуть-чуть целомудрия, и все будет хорошо
При наличии целомудрия брак будет нерасторжимым. При условии вседозволенности браки становятся очень хрупкими.. Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Меня зовут Екатерина Белова. Город Москва, я делопроизводитель. У меня такой немножко провокационный вопрос. Как-то я видела видео, и в нем говорилось о том, что Феврония просто шантажировала Петра, и что он боялся ее всю жизнь. А то, что они оказывались в одной могиле, так это их просто переносили туда-сюда
Как Вы это прокомментируете?. Прот. Андрей Ткачев: Ну, там не могила была, там они лежали в раке внутри храма. Например, во Владимире на Клязьме в храмах лежат князья, монахи. Так вот, Петр и Феврония оказывались в одной раке, и это не было связано с эксгумацией.. У Спиридона Тримифунтского в тапочках находят водоросли. Ему регулярно меняют тапочки, и они каким-то образом оказываются стоптанными
То есть он, видимо, встает из гроба, куда-то ходит, делает то, что ему нужно, а потом ложится обратно.. Вот и Петр как-то вставал и переходил к Февронии. Возможно, он ее боялся, и здесь нет никакой провокации. Все нормальные мужья боятся своих жен. Что же тут удивительного? Особенно, если муж любит жену, он очень боится ее обидеть, а жена — она же имеет власть над мужем. Муж имеет власть над женой, а жена имеет власть над мужем. Между ними как бы заключен некий взаимный договор о власти.
Тот, кто боится, всегда лучше того, кто не боится. Страх дан человеку как защита, как благословение Божие. Если бы мы были бесстрашными, то мы не дожили бы даже до 15 или 16 лет. Парни просто попадали бы с высоты, залезая на всякие крыши и деревья, а девчонки по-своему наломали бы дров.. Пусть каждый Петр боится своей Февронии. А то, что Феврония боялась Петра, в этом нет сомнений. Они же слышали: «Жена да боится своего мужа»
Женщины того времени вообще боялись своих мужей, ну, и мужья боялись своих жен и правильно делали. Почему нет?. Посмотрите, как после корпоратива возвращаются домой холостяки, и как возвращаются женатые мужчины. Холостяки идут веселые, душа нараспашку. Правда, им жить, в принципе, грустно, потому что они одинокие, как перст в огороде. А женатые идут, тихонько открывают двери, когда все спят, а там уже стоит ангел-хранитель и говорит: «Где был? А ну дыхни!». Кому по жизни лучше? Я, даже не закрывая глаз, не гадая, скажу: по жизни лучше женатому ответственному человеку, имеющему какие-то свои обязанности
Конечно, ему лучше, чем человеку безответственному, которому на все наплевать, и который никому неподотчетен. Так что нас такими провокациями с ног не собьешь.. Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Меня зовут Тим Яковлев. Я работаю видеоблогером и ведущим. У меня такой вопрос: говорят, что противоположности притягиваются, и если искать, к примеру, вторую половинку для совместной жизни, то нужно искать именно противоположность? Или, если я энергичный, то стоит ли искать такую же энергичную девушку?. Прот. Андрей Ткачев: Здесь голова помогает мало
То есть, если бы ты был джигитом и искал коня, то, я думаю, тебе нужно было бы определять некий набор качеств лошадей, хорошо разбираться в них и иметь деньги, чтобы его купить.. Если ты покупаешь машину, например, ты знаешь, что тебе нужно для работы или для чего-то другого, но, если речь идет о человеке, это же не машина и не конь. Поэтому ты можешь влюбиться в совершенно непонятного человека — в женщину, в девушку, которая вроде бы тебе никак не подходит.. Если решать все это головой, то ты бы сказал: «Боже, почему именно она? Почему я без нее жить не могу? Она вообще человек не моего романа. Я даже представить себе не мог, что влюблюсь в такого человека». Обычно так и бывает, и здесь есть некая тайна.. Соломон говорит, что он не понимает трех вещей: путь змеи на скале — она не оставляет следов, путь корабля в море — след быстро затягивается, и путь мужчины к сердцу девушки
То есть, каким образом эти сердца встречаются, почему именно она, почему то, а не это, понять трудно. Поэтому, я думаю, опираться здесь на свой головной расчет не стоит.. Например, я вот холерик, пусть и она будет такая же, или пусть она будет другая. Или гороскоп, что ли, составлять: «А когда ты родилась?» Она говорит: «Тогда-то». — «Нет, ты мне не подходишь». Это будет ошибочный подход, потому что там может все совпасть, а с человеком у тебя ничего не будет клеиться.. Ты можешь влюбиться в женщину старше тебя и вдруг скажешь: «Боже, почему? Да я никогда об этом не думал»
Ты можешь полюбить женщину с ребенком, а можешь, наоборот, влюбиться в какую-то девчонку, которая еще школу не окончила, и будешь ждать, когда она, наконец, ее окончит, чтобы быстрее жениться.. Так что будьте готовы к азартным приключениям. Все, что касается любви, вообще никак не выходит из головы, все это получается очень азартно. Это такая неожиданность, это именно то, что есть божественное, то есть то, что не рассчитывается наперед.. Так что здесь ничего не ищите, просто будьте способны любить. Ваше счастье будет зависеть от того, насколько вы способны любить, рассмотреть красоту за неброской внешностью или рассмотреть какую-то оригинальность там, где ее никто не замечает.. Чтобы влюбиться, нужно иметь другие глаза
Кто-то из святых сказал, что по улицам ходят миллионы совершенно обычных людей, и если любого человека вырвать из толпы, то кто-то любит этого человека. Для любящего человека этот человек из толпы уникальный, а для нас он как бы совершенно незаметный, потому что панорама современного города — это миллион одинаковых лиц.. Вот станьте возле выхода из метро и понаблюдайте хотя бы 15 минут, как этот вал людей входит и выходит, это же целые массы народа, но каждый человек уникален. И каждого в этой толпе кто-то любит, и для того, кто любит, у этого человека совершенно неповторимые глаза, это совершенно неподражаемый человек.. В этом есть какая-то тайна любви. Пока молодой человек не влюблен, вокруг него мужчины и женщины. Как только он влюбляется, рядом с ним она, а вокруг нее люди
До сих пор мужчины и женщины были легко различимыми, и вдруг появляется она, и кругом люди. То есть это уже не мужчины и женщины, это уже просто люди, а она — это уже она.. Так же и у девушки. Пока у нее нет его, кругом мужчины и женщины, потом появляется он, и вокруг него люди. Вот это и есть любовь. А кто для нас будет именно этим человеком, мы не можем знать заранее. И слава Богу, что не можем.
Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Меня зовут Диана. Я студентка Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел. У меня такой вопрос. В современной жизни мы привыкли к тому, что в отношениях первый шаг делает мужчина, но пример Февронии говорит совершенно о другом. Первый шаг сделала она, она хотела замуж.. Как современной девушке, находясь в этом постоянном ожидании, не упустить своего счастья, но при этом не быть слишком навязчивой?. Прот
Андрей Ткачев: Хороший вопрос. Да, это действительно мучительно для современной девушки, потому что, с одной стороны, девушка вроде бы эмансипирована, и она считает себя вправе начать первой, хотя ее держат тысячи внутренних механизмов — естественный стыд, какая-то генетическая память, осуждение людей. Ну, нельзя, да? Правильно. А она говорит: «Да почему нельзя?» И действительно, почему нельзя?. С другой стороны, мужчины стали несколько нерешительными в этом отношении. Они, как какие-то телята, ходят, мычат и ничего не делают. И что тут делать? И вот здесь пример Февронии в этом смысле очень актуален
Она решает эту проблему, благодаря своей мудрости.. В ней есть какая-то глубокая начинка, благодаря которой, он поступает правильно. Она не стыдится своего естественного желания выйти замуж, она не кокетничает: «Ну, нет. Ну, что вы?» Она говорит себе: «Я хочу замуж, причем именно за этого человека», — и она делает со своей стороны неординарные шаги. Она не соблазняет его, она как-то по-другому это делает.. Девушке нужно признаться себе в естественном желании: я хочу замуж. Я думаю, что, чем раньше девушка даст себе этот внутренний ответ, тем меньше у нее в жизни будет проблем, потому что они отодвигают этот вопрос: «Ну, нет
Ну, что вы? Наверное, нет». Девушки почему-то стыдятся этого своего вопроса.. Да почему же нет? Хотеть замуж — это же нормальное желание, и искать нужно все-таки победы от ума. Почему премудрый Соломон говорит: «Ищи премудрость, полюби ее, как подругу, как невесту. Пусть она хранит тебя днем и ночью. О ней об одной думай, потому что премудрость дороже золота, дороже драгоценных камней. Пусть она хранит тебя на всех твоих путях
Люби премудрость, ищи премудрость».. Видимо, нужно искать эту премудрость, предстоящую Божию престолу, чтобы в нужное время поступить правильно. Возможных ситуаций же миллионы, и мы не можем заранее их спрограммировать, но человек, обладающий премудростью и просящий у Бога мудрости, как поступить, найдет способ завести разговор или включиться в какие-то отношения без греха.. Феврония нам как раз говорит: «Да, пожалуйста». Многие девушки потом уже говорят: «Да мы бы так и не поженились, если бы я первая не подошла». А парень говорит: «А я все боялся, смущался. Я все думал, моя, не моя»
А она как-то хитренько взяла отношения в свои руки, и, спустя какое-то время, они женились, и все у них нормально, брак устоял.. Очень важно, чтобы брак устоял. Просто жениться — это, на самом деле, не очень трудно, а вот сделать так, чтобы брак сохранился, устоял, окреп и реализовался — это уже задача другого порядка. Потом проходят многие годы, и она говорит: «Да если бы я к тебе тогда не подошла, не посмотрела на тебя, ты бы так ничего и не понял». У мужчин появилась какая-то инфантильность, которой раньше не было.. Помните святого Иосифа, который был в египетском плену, целомудренного прекрасного Иосифа? Когда Иосиф в плену был рабом у начальника телохранителей фараона, его в отсутствие мужа домогалась госпожа, жена этого человека.. Она положила глаз на Иосифа и домогалась его прямо внаглую
Она схватила его за одежду и потащила на кровать с требованием: «Спи со мной». Он вырвался от нее, оставив в ее руках одежду. Потом она его осудила, говорила, что он пришел ее изнасиловать, и Иосиф за свое целомудрие попадает в тюрьму. То есть за то, что он боялся Бога, он еще и угодил в тюрьму.. Это один из ярких эпизодов Священного Писания. Иоанн Златоуст говорит об этом следующее: «Эта картина из писания предвозвещает будущие времена, в том смысле, что в женщину Господь Бог вложил некий избыточный стыд, который удерживает ее от активности в поиске мужчины.. По законам мира, в котором мы живем, мужчина должен искать женщину
И женщина согласна на этот поиск, но стыд заставляет ее избегать его, уклоняться или делать вид, что она избегает. В конце времен женщина отбросит всякий стыд, и тогда она будут еще настырнее искать мужчин, чем когда-то мужчины искали женщин. И вот тогда спастись будет невозможно».. Когда развратившаяся женщина, отбросившая стыд, с удесятеренной энергией будет искать мужика, тогда все пропало. Процессы эти запущены давно, и кто-то скажет: «Да это уже есть сейчас», — и в подтверждение своих слов они могут привести много примеров, что так оно и есть. Да и я знаю, и вы, может быть, знаете такие примеры.. Но, с другой стороны, мы знаем, что далеко не все женщины такие
Есть множество женщин, девушек, которые хранят некий избыточный стыд как Божий дар и ведут себя достойно. Поэтому женщине нехорошо искать мужчину, это такая антихристова модель мира. Мир будет уже совсем близок к концу, когда так будет везде.. Поэтому здесь нужно действовать умом, а не какими-то чакрами. Все же грамотные в отношении индуизма, все знают фэн-шуй, все слышали о чакрах, но они научились не тому, чему нужно. Они еще «Отче наш» не выучили наизусть, но уже знают, что есть чакры, и какие чакры как действуют. Вот такой русский человек сегодня.
Дорогие друзья, мы возвращаемся в студию. Сегодня наш разговор о Петре и Февронии — о Муромских князьях, покровителях брака, семьи и верности. Еще одна интересная тема как раз о верности.. Помните, когда Петр и Феврония плыли на лодке уже в период своего изгнания, ее домогался какой-то родственник, и она ему сказала: «Выпей воды из реки с этой стороны лодки, — он выпил, — выпей воды из реки с этой стороны лодки», — он снова выпил. Она его спросила: «Вода разная?» Он ответил: «Нет, одинаковая». — «Вот так же одинаково и женское естество».. Слышите, какой мудрый ответ? Попробуйте так сказать: «Попей воды из этого стакана и той же воды из другого стакана, и что, вода разная?» — «Нет, она та же»
Слышите, сколько мудрости вложено в слова эти? Но она же не только эти слова сказала, она ему много чего в жизни сказала. Вот эти маленькие кусочки, которые мы знаем из того, что она говорила, каждый раз попадают прямо в десятку. Вот что такое настоящая женщина.. Получается, что блудник безумствует, не просто грешит, но безумствует, потому что он ищет то, что у него уже есть, если он женатый человек. Если все то же самое, то чего ты ищешь?. Вопрос: Отец Андрей, меня зовут Лола. Я в браке 20 лет
Теперь, спустя 20 лет, я могу сказать, что в браке я счастливом. У нас с мужем есть дети и крестные дети. Конечно, одно из главных сердечных попечений —  дети. Они подрастают друг за дружкой, входят в переходный возраст, затем в чуть более взрослый возраст, их тянет друг к другу, словно мотыльков на огонь.. Сколько бы ты ни приводил примеров, и из житий святых, в том числе, они говорят, что это здорово, это красивая история, но способны ли они на брак в раннем возрасте, например, в 18-19 лет, когда видно, что они влюблены, но еще незрелые? И могут ли они быть зрелыми в 18-летнем возрасте? Конечно, это невозможно.. Прот. Андрей Ткачев: Ну, да, ясно, что это проблема еше та
Но, в зависимости от воспитания, два 18-летних человека могут быть совершенно разными. Мне известно достаточное количество примеров целомудренного отношения друг к другу молодых людей разного пола даже в возрасте 25 лет и так далее.. И это примеры целомудренного отношения друг к другу не потому, что они какие-то ущербные, увечные или неполноценные, а потому, что они имеют страх Божий. Есть люди, которые в 18-19 лет уже способны жениться.. У меня есть примеры, когда люди сохранили дружбу еще со школы. Они женились по окончании школы и давно уже разменяли полтинник, у них уже есть внуки, и они много лет живут вместе. Такие примеры тоже существуют
Может быть, этого в процентном отношении не хватает настолько, чтобы это было видно всем, но это существует.. Поэтому моделей здесь может быть несколько: либо женить их пораньше, только, чтобы у них была профессия или желание обрести профессию, чтобы они не были тунеядцами и иждивенцами и работали, либо продлевать этот срок женитьбы, но вести себя целомудренно.. Все-таки целомудрие остается нормой. Кто-то может его потерять, не сохранить, но эта норма не отменяется. Целомудрие как норма должно оставаться. Если говорят: «Да ладно, пусть делают, что хотят», — это, мне кажется, преступная и очень ошибочная мысль.. Поэтому целомудрие есть норма, а жениться нужно, конечно, пораньше
Но что такое «пораньше»? Кому-то в 19 лет уже можно, кому-то нельзя, но в 25 лет можно жениться уже всем. А куда дальше ждать? А в 28 лет тем более, а в 30 уже пора детей вести за ручку в школу, бантики завязывать.. Я думаю так. Кто думает иначе — у него есть свобода думать иначе, но цель-то — не погубить себя, не сгуляться в край и не разбить свою будущую жизнь. Поэтому целомудрие — это норма, ее нельзя отменять, и жениться нужно пораньше.. А для того чтобы жениться пораньше, нужно быть созревшим сознательным человеком. В 19 лет уже можно быть созревшим сознательным человеком
Я понимаю, что, конечно, трудно при живых родителях, которые пытаются поддержать, накормить, одеть, а ты только учись, потому что никакой ответственности он на себя не берет, но стремиться к этому надо.. Просто, когда ребенку, например, было 6 лет, мы даже думать не думали, что его нужно воспитать так, чтобы в 19 его можно было женить, поэтому каких-то навыков ему не хватает, есть еще какая-то незрелость, сырость, и психологическая, и бытовая. Нужно просто поставить правильные ориентиры и цели, а добиться можно всего.. Люди могут все, они очень сильные существа. Можно поставить себе цель, например, воспитать своего парня так, чтобы в 20 лет он мог быть отцом семейства, и он будет им, воспитается таким образом. Или можно воспитать его так, чтобы он не лег с женщиной до тех пор, пока не предложит ей руку и сердце, не распишется и не повенчается. Это тоже достижимая цель, просто мало кто их ставит.
Проблема не в том, что мы такие цели ставим, а они у нас не получаются, их просто никто не ставит, поэтому они и не получаются. Нужно просто ставить такие цели, и человек, повторяю, это такое существо, которое обычно достигает поставленных целей.. Ну, а сегодня мы уже подходим к завершению передачи, посвященной святым Муромским князьям Петру и Февронии, в иночестве Давиду и Ефросинии. Отдельная благодарность супруге Дмитрия Анатольевича Медведева, усилиями которой, как я уже говорил, у нас появился праздник.. Народ — он ведь воспитуем, только нужно знать, куда идти. Вот это выбранное направление очень верное. Семья, как говорил Паисий Афонский, это то последнее, что есть у человечества, и, если разбить ее, то все остальное рассыплется, и его уже не соберешь.
Поэтому в нашем больном народе, в этом чахлом современном человечестве нужно поддерживать единственное, чем жив человек, целый комплекс семейных добродетелей — верность, честность, трудолюбие, многодетность, широкую семейственность, и так далее, и так далее.. Сегодня мы говорили о тех людях, которые помогают нам в этом, о Петре и Февронии — Муромских князьях, умерших незадолго до нашествия Батыя на Русь, до начала монгольского ига, в конце 20-х годов XIII века в городе Муроме. Мощи их лежат вместе, рядышком, как и положено. То есть они жили долго и счастливо и умерли в один день. О них это действительно можно сказать.. Я желаю мира вашим семьям. Желаю ищущим брака найти свою половину и не ошибиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *