Искра Бабич. Какова судьба этого советского режиссёра?


Из всех советских кинрежиссеров-женщин именно Искра Леонидовна Бабич делала самое женское кино, воплощая в нем лучшие женственные качества: мягкость, простодушную доброту, радость к жизни.
Но словно в чистом и теплом озере, сквозь приятную на ощупь гладь воды руки упираются в острые черные камни. В творчестве Искры Бабич за лучистым настроением ясно просматривается жестокая и грубая реальность, губительная для души ранимого человека. Несмотря на махровый соцреализм, в ее фильмах как будто открывается портал в другое измерение, где всё точно так же, но как-то… словно в раю. Это мы заглянули в душу творца. Удивительный это режиссер — Искра Бабич!. Чувствуется в ее судьбе некий трагизм, рок.
Сотворив в советскую эпоху несколько скромных киношедевров, на пороге Перестройки Искра, словно предчувствуя грядущий ураган событий, испугалась, замкнулась и навсегда ушла из творческого процесса. Потом была долгая неизлечимая болезнь. Уже после ее смерти судьба сделала два контрольных выстрела: жуткими случились уходы из жизни ее мужа и дочери. Тот случай, когда неординарный творец с ранимой душой слишком близко приближается к границе между этим и тем миром. Вот такая метафизика пронизывает творчество Искры Бабич, одного из самых нераскрытых и недооцененных талантов в отечественном кинематографе, именно так!. Искра Леонидовна сняла за 25 лет всего 4 полнометражных фильма, и каждый из них по-своему очарователен. Даже молодежная мелодрама в стилистике соцреализма «Первое свидание».
Редкий случай, когда от «совка» хочется не плеваться, а любоваться им! Сразу видно, что режиссер — женщина, пока еще во многом молодая, наивная и простодушная. Но между прочим, режиссура уже на высоком уровне! Не случайно Искра Бабич считалась любимой ученицей Ивана Пырьева.. Самая известная ее лента — конечно же «Мужики», классика, которая часто мелькает на телеканалах до сих пор. У Искры Бабич самые сильные образы — это молодые женщины. Здесь к ним прибавляется характерный мужской персонаж, «мужик». Плюс дети, собачка. И острый социальный сюжет.
Неудивительно, что фильм стал хитом 1983 года.. Потом был фильм «Прости меня, Алеша!», очень откровенный и слезоточивый, но режиссура уже похрамывает, чувствуется некоторое творческое утомление. Наконец, «Половодье» 1963 года…. Если составить список самых незаметных шедевров советского кино (их еще называют «тихими шедеврами»), то «Половодье» обязано должно в нем оказаться. В «Половодье» простой сюжет: колхоз, коммунизм, доярка Даша получает звание героини труда и соответствующий орден. . Но дальше разворачивается драма на ровном месте.
В Даше вдруг просыпаются запретные желания — быть любимой женой и свободной женщиной. Для героини труда это в высшей степени аморально. Поведение Даши не вписывается в советские шаблоны. Народ не понимает.. Искра Бабич показывает историю становления отношений Дарьи и Зиновия в колхозе. Как чувственно показаны их ссоры и примирения! Куда смотрела цензура?. Молодожены, преодолевая собственные страхи и критику со стороны, обосабливаются и создают собственное хозяйство.
Надо же было придумать такой сюжет! Местами режиссер допускает прямо антикоммунистическую пропаганду, конечно же, невольно. Здесь можно серьезно придраться к сценарию и к режиссуре. Если бы Искра Бабич сдавала экзамен этим фильмом, наверняка получила бы «неуд». Но спустя десятилетия сюжетные несуразности выглядят так мило и очаровательно, что хочется ими восхищаться. . Что мне нравится в работах Искры Бабич — это то, что как она подбирает актрис и как она их снимает. Она привлекает актрис не просто красивых, а эстетичных, с особой, очень женственной энергетикой.