Какие главные проблемы в рассказе Тэффи «Свои и чужие»?


Н.А. Тэффи «Свои и чужие». С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала 20 века. Современники назвали его «лирической сатирой». Природа явления, названного «лирической сатирой», двойственна: с одной стороны, это странная сатира – сатира – шарж, почти карикатура на современность, а вместе с тем –элегия, жалоба сердца, словно слова дневника..
Сюжет рассказа «Свои и чужие» построен на доказательстве тезиса «Чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живётся на свете». Доказывая этот тезис, автор рисует следующие жизненные ситуации: обсуждение внешнего вида, лёгкого недомогания, «дружеского» приёма, жизненных планов героини. . Фразы, передающие отношение своих и чужих. «Посмотрит на вас презрительно». «Чужие должны деликатно привирать». «Улыбнётся вам приветливо».
Обсуждение лёгкого недомогания героини. «Начнёт допытываться, где и когда могли вы простудиться, начнёт укорять, зачем вы простудились».. Будет долго издеваться над вами. «От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы». «Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вылезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями…». «Принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены, моложавы, разговоры весёлые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут для вас приятные».
Обсуждение жизненных планов героини. «Заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают…». «И, кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два – четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи». » По отношению к вам полны самых светлых прогнозов. Все предприятия к вам, наверное, великолепно удадутся. С вашим –то умом , да с вашей обаятельностью». Свои режут правду – матку, чужие деликатно привирают, при этом и те и другие обнаруживают эгоизм, равнодушие, лицемерие.
Как у своих, так и у чужих эти качества скрываются под маской заботы о ближнем.. Особенности лирической сатиры Тэффи. Самовыражение автора в форме монолога, обращённого к читателю, которого он постоянно имеет в виду.. «Встретите вы, например, на улице чужого человека. Всё это для вас приятно…». Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки(индивидуальные и социальные) живой разговорной речи.
«Уж он и в постель завалился!». «Подбодрись –стыдно так раскисать!». Фрагментарность и мозаичность – основной композиционный принцип. . Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров – доказательств или примеров -отправных точек рассуждения, монологи – рассуждения.. Рамка, в которой происходит своеобразная игра автора и читателя, как композиционный приём.. Двойная оценка происходящего со стороны рассказчика и оценка происходящего и образа рассказчика со стороны читателя..
Рассказ о случае в вагоне.. «Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».. » И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».. Самовыражение автора в форме монолога, обращённого к читателю, которого он постоянно имеет в виду.. «Встретите вы, например, на улице чужого человека. Всё это для вас приятно…».
Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки(индивидуальные и социальные) живой разговорной речи. «Уж он и в постель завалился!». «Подбодрись –стыдно так раскисать!». Фрагментарность и мозаичность – основной композиционный принцип. . Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров – доказательств или примеров -отправных точек рассуждения, монологи – рассуждения..
Рамка, в которой происходит своеобразная игра автора и читателя, как композиционный приём.. Двойная оценка происходящего со стороны рассказчика и оценка происходящего и образа рассказчика со стороны читателя.. Рассказ о случае в вагоне.. «Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».. » И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».. Номер материала: ДБ-262775 .