Какие самые запоминающиеся роли Владимира Этуш?


Состояниеотпатрулирована. Влади́мир Абра́мович Э́туш (6 мая 1922(1922-05-06), Москва — 9 марта 2019(2019-03-09)[1], Москва) — советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог, профессор. Художественный руководитель Театрального института им. Щукина (2003-2019).
Народный артист СССР (1984). Участник Великой Отечественной войны[2]. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». . Родился 6 мая 1922 года в Москве в еврейской семье. О годе своего рождения актёр рассказывает так: . «Началось всё с того, что я появился на белый свет дважды.
Первый раз — 6 мая 1922 года. А второй — в ту же пору, но год спустя. Объясняется это очень просто. Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорождённого мальчика годом позже. Дескать, придёт время призыва в армию — крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 1923-го года.» .
Отец — Абрам Шахнович Этуш (в быту Савельевич, 1888-1967)[3], родом из местечка Глуск Бобруйского уезда Минской губернии Российской империи, до Октябрьской революции был коммивояжёром, в годы НЭПа — владельцем небольшого галантерейного цеха, затем работал на строительстве. Мать — Раиса Константиновна Этуш (урождённая Шмульян, 1900-1954), вплоть до первого ареста мужа была домохозяйкой (Абрама Шахновича арестовывали дважды), потом работала кассиром в фотоателье[4]. Этуши жили в четырёх просторных комнатах, что по тем временам считалось роскошью. Закончился НЭП, и Этушей уплотнили, то есть подселили к ним соседей. . Сразу после начала Великой Отечественной войны (1941-1945) Владимир Этуш записался добровольцем на фронт, после чего был направлен в школу военных переводчиков в Ставрополе-на-Волге, ныне Тольятти[5][6][7][8]. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украинской ССР[6], воевал под городом Малгобеком Чечено-Ингушской АССР (ныне — Республика Ингушетия).
В 1943 году имел звание лейтенанта. Последняя его военная должность — помощник начальника штаба 581-го Краснознамённого стрелкового полка по тылу. . Приказом (указом) частям и подразделениям 151-й стрелковой дивизии Южного фронта № 027/Н от 19 сентября 1943 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» награждён орденом «Красная Звезда». Выписка из наградного листа: . «В боях за социалистическую Родину против немецких оккупантов показал себя смелым и решительным командиром. .
В наступательных боях в районе Моспино 07.09.1943 г. командованием полка он был послан на помощь в батальон, имевший сложную обстановку в выполнении поставленной боевой задачи, он бесстрашно не щадя своей жизни воодушевляя бойцов, смело повёл роту на врага, причём своим умелым манёвром выбил противника из района Городок, при этом уничтожил 30 солдат и офицеров, захватил ручной пулемёт. . Он работая начальником штаба по тылу на всём протяжении наступательных боёв, обеспечил нормальную работу тыла и его передвижения. Бесперебойно доставлял боевым подразделениям продовольствие и боеприпасы. Хорошо обеспечил приём и эвакуацию раненых. .
15.09.1943 г., наступая на районный центр Куйбышево, лично с группой бойцов первым ворвался в село и в уличных боях уничтожил 8 солдат и офицеров противника».[2]. В 1943 году под городом Токмаком (село Ворошиловка) Запорожской области Украинской ССР был тяжело ранен. После госпиталя получил вторую группу инвалидности и был комиссован[5][6]. . Член ВКП(б) с 1946 года. . Театром будущий актёр «заразился» ещё в школе.

На школьных вечерах он читал рассказ «Маска» А. П. Чехова. Потом стал заниматься в художественной самодеятельности — в кружке при школе, которым руководил Павел Тихонович Свищев. Однако по окончании средней школы он решил стать не актёром, а режиссёром. После неудачи при поступлении в ГИТИС ему помог главный режиссёр Театра имени Евгения Вахтангова Рубен Николаевич Симонов. Как признаётся актёр, он в то время дружил с племянницей режиссёра. Ничего серьёзного у них не было — просто приятельские отношения, но видимо у Симонова было другое мнение. Так, благодаря Рубену Николаевичу, в 1940 году он был зачислен вольнослушателем на первый курс Щукинского училища в Москве.
Но начавшаяся Великая Отечественная война (1941-1945) внесла свои коррективы — девятнадцатилетним он ушёл добровольцем на фронт. В 1943 году он был комиссован после тяжёлого ранения, а в 1944 году вернулся на четвёртый курс училища[5][6]. . В 1945 году он окончил актёрский факультет Театрального училища имени Б. В. Щукина[9] (курс Анны Алексеевны Орочко) и был принят в труппу Театра имени Е. Б. Вахтангова, где вскоре стал одним из ведущих актёров[6]. . В 1945 году он начал преподавать в качестве ассистента педагога по мастерству актёра в Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина, профессором которого стал в 1976 году[6]. В 1958 году стал художественным руководителем своего первого актёрского курса, выпускниками которого в 1961 году были такие известные актёры как Александр Збруев, Юрий Авшаров, Александр Белявский, Зиновий Высоковский, Людмила Максакова, Вениамин Смехов и другие[10].
В 1987 году занял должность ректора этого училища, с 2003 года — художественного руководителя[6]. . В театре Вахтангова свой творческий путь начал он с характерных, комедийных эпизодов, причём возрастных. Первой заметной ролью актёра стал слуга Лаунс в комедии Уильяма Шекспира «Два веронца». Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Всё это в полной мере присутствовало у артиста, и эта роль до сих пор — одна из самых любимых зрителями. .
В кино актёр начал сниматься в 1953 году и первую роль (Сеид-Али, флотоводец) сыграл в исторической картине Михаила Ромма «Адмирал Ушаков». . Являлся мастером острохарактерных и комедийных ролей. Зрителям памятны его великолепные работы в комедиях Леонида Гайдая — Б. Г. Саахов из легендарной «Кавказской пленницы» (1966), инженер Андрей Брунс из экранизации «12 стульев» (1971) и стоматолог Антон Семёнович Шпак из картины «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). . После «Кавказской пленницы» актёр стал национальным героем и на Кавказе, и в Закавказье. Он рассказывал: .
«После выхода картины на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен — мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем наоборот. Как-то пришёл на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов — это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно.
Особенно мне»[5][11]. . Прославленная «вахтанговская» его актёрская манера ярко проявилась в замечательных киносказках режиссёра Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка» (1968), «Тень» (1971), «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977) и «Ослиная шкура» (1982), а также в мюзикле «31 июня» (1978), поставленном Леонидом Квинихидзе по мотивам одноимённой фантастической повести Джона Бойнтона Пристли. . Детям запомнился сыгранный им Карабас-Барабас из телевизионного фильма «Приключения Буратино» (1975). . Герои актёра были людьми преимущественно хитрыми и алчными.
Большинство из них при этом вызывает смех зрителей, однако если роль требует серьёзного, драматичного звучания, актёр мастерски ведёт её в совершенно иной интонации. Ему были подвластны все жанры — от буффонады и площадной сатиры до подлинной трагедии. Помимо работы в кино и театре, выдающиеся актёр выступал на концертах, в качестве артиста разговорного жанра. . Среди его последних работ в кино — роли в психологическом триллере «Классик» (1998), телесериале «Поворот ключа» (1999), новогоднем музыкальном фильме «Первый скорый» (2005), историческом приключенческом фильме/телесериале «Три мушкетёра» (2013) режиссёра Сергея Жигунова, кинокомедии «Убежать, догнать, влюбиться» (2013), драматическом телесериале режиссёра Сергея Снежкина «Подросток» (2017) по одноимённому роману Ф. М. Достоевского. . В 2011 году актёра пригласили в детский юмористический киножурнал «Ералаш», где он примерил на себя роль доброго старика — привидения.
. В 2002 году в издательстве «Олма-Пресс» вышла книга воспоминаний актёра «И я там был». В 2012 году издана новая книга актёра «Всё, что нажито…». В этой книге он подробно и с юмором рассказывал читателям о своей жизни и творчестве. Автор не только вспоминал детство, Великую Отечественную войну, первые роли, великих своих учителей и товарищей, знаменитых артистов, но и размышлял о том, почему театр не всегда выдающийся творческий праздник… . 2 апреля 2009 года он был избран директором Центрального Дома актёра имени А. А. Яблочкиной (ЦДА) в Москве.