Каким предстает Петербург в повести Гоголя Шинель?


Н. В. Гоголь, пожалуй, является самым загадочным писателем 19 века. Его произведения мистического содержания порой захватывающе интересны, порой пугающи.
Даже в реалистические повести и рассказы писатель умело вплетает фантастический элемент. Ярким примером такого совмещения являются Петербургские повести. Не будет ошибочным сказать, что центральным в них является образ Петербурга. В повести «Шинель» писатель подробно описывает улицы этого города, его жителей. В своей трактовке этого города Гоголь сближается с традицией Достоевского, обнажая все негативные стороны Петербурга.. Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин. Он титулярный советник, забитый и зашуганный начальством и сослуживцами.
Гоголь подробно останавливается на том, как родился Башмачкин, как ему выбирали имя. Раз отец был Акакий, то и сын будет им. Родители заранее знали, что из него выйдет титулярный советник. Такая предопределенность подчеркивает то, что Акакий Акакиевич — маленький человек, который никак не может повлиять ни на свою жизнь, ни на других людей. Над ним жестоко издеваются коллеги, сыплют ему на голову бумажки, а он ничего не может сказать.. Главная тема повести «Шинель» — это замещение всего духовного в человеке материальным. Даже фамилия героя указывает на это.
Акакий Акакиевич одержим тем, чтобы отремонтировать шинель, но портной отказывает ему. Тогда герой решает накопить денег на новую. И вот его мечта сбылась. В новой шинели его наконец заметили, даже пригласили в гости к одному столоначальнику. Наконец Акакий Акакиевич почувствовал себя полноценным. Но на обратном пути с него сорвали его новое одеяние. Ему в этот момент казалось, будто снимали не одежду, а часть него.
Убитый горем герой решает идти к «значительному лицу», но тот орет на него. После этого происшествия у Башмачкина ухудшается здоровье, ему мерещатся странные видения. В итоге герой умирает. А по улицам города разгуливает призрак, который срывает шинели с прохожих.. Образ Петербурга в повести «Шинель» является очень значимым не только для понимания самого произведения, но и для того, чтобы разобраться в замысле всего цикла «Петербургских повестей». Город на страницах повести фантасмагоричен и неестественен. Он напоминает город-призрак.
В такой обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование. Гоголь описывает подъезды и дома Петербурга, особенно подробно останавливается на странном, едком запахе. Образ Петербурга в повести «Шинель» близок к тому, каким он представлен в романе «Преступление и наказание». Достоевский также пишет о характерной для Питера «вони». Однако у Достоевского нет мистического элемента в его описании.. С самого начала складывается ощущение того, что город хочет выгнать людей, он отторгает их. Но не всех.
Страдают в первую очередь такие как Акакий Акакиевич. Враг всех чиновников с мизерным жалованием — петербургский мороз. Холод в повести символизирует еще и пространство смерти, прежде всего духовной. Ведь ни у людей, окружающих Башмачкина, ни у него самого нет никаких других интересов, кроме как вещи.. Подробно описывается городской пейзаж, когда Башмачкин направляется к портному, чтобы починить шинель. Парадные богатые подъезды контрастируют с вонючими, грязными черными ступенями домов бедных. Сам герой теряется в многолюдном Петербурге, у него нет своего лица.
С этой точки зрения важно портретное описание главного героя, которое дано в самом начале повести. Он не высок и не низок, лицо не худое и не толстое, то есть ничего конкретного автор не упоминает, тем самым показывая, что герой не обладает никакими отличительными чертами, он безликий, из-за этого он практически не вызывает сочувствия.. Олицетворение — еще один прием, к которому прибегает Н. В. Гоголь. «Шинель» считается по праву центральной повестью в цикле, ведь именно здесь (как и в «Невском проспекте») город словно становится главным героем. После смерти героя «Петербург остался без Акакиевича».
Но что удивительно, этого никто не заметил. Пропало существо, которое никому не было нужно.. Зато в городе, по отношению к которому Гоголь использует такие же слова, как к живому существу, ходят не люди, а воротники, шинели, сюртуки. Мотив вещности важен для всех повестей данного цикла.. Образ Петербурга впервые появляется на страницах гоголевской прозы еще в рассказе «Ночь перед Рождеством». С самого начала город стал пространством, противопоставленным Украине, а если быть точнее, Диканьке. Уже здесь Петербург — это живой город, уставившийся на героя огненными глазами домов.
За годы жизни в Петербурге Гоголь все отчетливее стал различать за пышностью и красотой дворцов бесчеловечность, алчность и хищническую натуру людей, населяющих его.. С описанием городского пейзажа тесно связана основная идея повести «Шинель». Гоголь обнажил социальные контрасты этого города, поднял тему униженных и оскорбленных, страдающих бесправных людей. Анекдот о бедном чиновнике он услышал от своих знакомых, история сильно запала в душу писателя, и он решил создать такое произведение, в котором отразилось все его сострадание к маленькому человеку, такому как Башмачкин.. Несмотря на всю сострадательность, повесть Гоголя «Шинель» иронична. Автор делает своего героя убогим. Ведь он не просто добрый, спокойный, мягкий и бесхарактерный, он жалкий.
Он ничего не может противопоставить своим сослуживцам, он боится начальства. Кроме того, он еще и ничего не может делать, кроме как переписывать. Более высокая должность — переписывать, внося исправления, — Акакию Акакиевичу не по душе, он отвергает ее. Этим Гоголь показывает, что герой и сам не особенно стремиться выйти из своего униженного состояния. С явным сарказмом автор говорит о том, как Башмачкин одержим идеей приобретения шинели, будто это не вещь, а цель всей его жизни. Что же это за жизнь, в которой главная идея — купить шинель?. Пожалуй, это основной мотив, к которому сводятся все нити повествования, включая образ Петербурга.