Каковы основные ошибки руководителя по отношению к подчинённым?


Опечатался – а все выполнили. Заблудился – и сообща пошли не той дорогой. Лидеру порой тяжелей, чем саперу. Его промахи дорого обходятся не только ему самому, но и бизнесу в целом.
Портал HR-tv.ru обобщил самые грубые ошибки руководителей.. 1. Неверная цель – и бизнес «трясет и лихорадит». Слово Инне Власовой, PR-директору консалтинг-центра «ШАГ»:»Так как мы часто работаем с владельцами бизнесов, то видим и ошибки самых главных руководителей, которые дороже всего обходятся бизнесам. На первом месте – неверная цель: владельцы (от двух до бесконечности, наш рекорд – 8 совладельцев) не договорились о целях развития бизнеса. Поэтому неизбежно возникают стратегические конфликты, которые опускаются в виде системы мотивации и KPI сотрудникам.. Или, как в одной истории из нашей практики, менеджеры двух «группировок» с разным видением, как должен развиваться бизнес, по очереди вставали во главе компании, кардинально все меняя.
Как понимаете, бизнес «трясло и лихорадило», когда владельцы пришли к нам за советом».. Рассказывает Евгений Жигалов, генеральный директор, учредитель консалтингового центра «ЕЖ»:»Практика показывает, что среди основных ошибок, которые совершают руководители, – отсутствие четкого планирования, пошаговых стратегических действий с делегированием полномочий. Руководитель берет всю ответственность на себя, теряя эффективность, которая может привести к непредсказуемой ситуации».. «Если нет четкой ясности, кто за что несет ответственность, подчиненные склонны считать, что за все отвечает руководитель. В этом случае они включают беспомощное состояние «я не на что не влияю, я ничего не решаю», – говорит психолог, бизнес-тренер, HR-консультант «Гештальт-консалтинга» Надежда Сафьян.. Но руководитель действительно всегда несет за все ответственность, отмечает руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing Зульфия Юпашевская, и грубейшая ошибка, по ее мнению – перекладывать ответственность на подчиненных в случае негативного развития ситуации:. «Если кто-то из сотрудников допустил ошибку – значит, руководитель вовремя не проконтролировал человека, выбрал неправильного исполнителя или некорректно сформулировал задачу.
Да, нелегко всегда подбирать правильных исполнителей, всегда ставить им задачи надлежащим образом и успевать вовремя осуществить контроль их исполнения. Но именно поэтому работа руководителя требует гораздо большего количества навыков и ценится выше.. А если он отказывается от этой ответственности в случае ошибки, то его авторитет в глазах подчиненных мгновенно падает, и в будущем ему гораздо сложнее будет вести за собой всю команду».. 4. Невнимание к деталям. Хоть и считается, что у руководителя не бывает плохой памяти, бывает плохой секретарь, все-таки невнимание к некоторым деталям порой приводит к нежелательным последствиям, которых, кстати, было бы легко избежать!. В подтверждение – история из практики директора тренингового центра, бизнес-тренера Светланы Воропаевой:.
«Приведу пример из собственного опыта – моя невнимательность привела в 2014-м году к потере отличного сотрудника. При подготовке к ежемесячному собранию я не проверила список кадровых перестановок за месяц и, соответственно, не сообщила о повышении одной сотрудницы, назовем её Натальей. Обычно такое объявление проходит с перечислением сильных сторон сотрудника, с аплодисментами и вручением благодарственного письма. В тот раз – ни слова ни о Наталье, ни о перестановках в компании.. Через три дня у меня на столе лежало заявление на увольнение от этой сотрудницы, при этом она наотрез отказалось что-либо пояснять или говорить о причинах. Мне их уже после ухода озвучили ее подруги. Оказалось, что Наталья очень обиделась лично на меня, т.
к. решила, что у меня к ней личная неприязнь. С тех пор я более тщательно готовлюсь к любым собраниям и планёркам».. 5. Неумение расставлять приоритеты. «Очень часто руководители сами не осознают приоритеты в работе, этот вопрос «подвисает» в воздухе, сотрудники вынуждены действовать интуитивно, — говорит психолог, бизнес-тренер, HR-консультант «Гештальт-консалтинга» Надежда Сафьян.. «Например, что важнее – скорость или экономия? – продолжает Надежда.
– Отсутствие понимания приоритетов в работе в конкретный временной период, на конкретном проекте мешает получить желаемый результат».. 6. Отсутствие обратной связи персоналу. Контакт – есть контакт. Руководитель часто ждет от подчиненных немедленной реакции, оперативного экспертного совета, регулярных рапортов, а сам – молчит. Многим приходится подолгу «гоняться» за начальником: ловить у дверей, «записываться на прием» и проч. и проч..
«Отсутствие качественной обратной связи персоналу говорит о том, что человек не до конца понимает качественный уровень своей деятельности, – считает руководитель отдела маркетинга России и СНГ Ivideon Петр Марков.. 7. Отсутствие критериев эффективности деятельности. Это происходит, когда «сотрудники не понимают, как оценивают их деятельность, что будет являться хорошим результатом», считает психолог, бизнес-тренер, HR-консультант «Гештальт-консалтинга» Надежда Сафьян.. 8. «Проще самому сделать, чем объяснять». «Еще один управленческий провал – когда руководитель, вместо того, чтобы постараться объяснить сотруднику, что он сделал не так, переделывает работу за него.
В итоге сотрудник ничему не учится, а руководитель сам себя заключает в замкнутый круг, когда надо постоянно все делать самому, – отмечает руководитель отдела по связям с общественностью ГАУК «Мосгортур» Яна Фомина.. 9. Давление на персонал. «Неопытным управленцам присущ ряд других ошибок, – продолжает Яна Фомина. К примеру, использование только «кнута» и давления на подчиненных, неправильная оценка сложности поставленной задачи, неточное распределение обязанностей и ресурсов».. 10. Публичная критика подчиненных.
Слово Зульфие Юпашевской, руководителю отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing: «Одной из непростительных ошибок для руководителя является подрыв доверия к себе сотрудников. Сделать это можно разными способами. Например, критиковать подчиненных прилюдно. Для многих сотрудников это весьма болезненная процедура, если в ней участвуют посторонние, и даже если критика обоснована, вряд ли после этого вы можете рассчитывать на атмосферу доверия в коллективе. Я исповедую следующий принцип: хвалить при всех, ругать только с глазу на глаз».. 11. Неконтролируемые эмоции.
«Еще одна грубейшая ошибка, – говорит руководитель отдела маркетинга России и СНГ Ivideon Петр Марков, – переход на личности и «ор». Накричал – однозначно дискредитировал себя как руководителя, как профессионала».. Слово Александре Постован из клиники дыхания «Галомед»:»Я считаю, что грубейшая во все времена ошибка руководителя – это панибратство, даже в маленьких компаниях нельзя допускать такие отношения. Подчиненные, со своей стороны, всегда должны четко осознавать груз ответственности, который лежит на руководителе (соответственно, поэтому начальник всегда «старший», даже если по возрасту это и не так).. Кстати, в медицине в этом плане вопрос решен издревле. Всегда большая часть ответственности лежит на враче, поэтому медсестры четко соблюдают субординацию. И чем лучше они это осознают, тем больше и качественнее помогают.