Каковы цели и функции общения?


Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и др.. Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.. 1) Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.. 2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта..
3) Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.. 4) Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.. 1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) . 1.2 Когнитивное (обмен знаниями) . 1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) . 1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями). 1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) .
2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) . 2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида) . 3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) . 3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий) . 3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) . 3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди). .
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: . 1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку. . 2.
Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы. . 3. Обсуждение интересующей проблемы. . 4. Решение проблемы.