Какое развлекательное шоу достойно внимания?


На ряду с телевидением информационно-аналитическим, развлекательное телевидение является сегодня важнейшим фактором социального ориентирования , выработки этических принципов и моделей поведения в обществе, т.к. развлекательная составляющая становится неотъемлемой частью информационного телевещания, утверждая движение в сторону развлекательности. И это одна из основных тенденций развития современного телевидения. .
Развлекательные передачи в современном их виде появились на российском телевидении только в последние 10-15 лет, с возникновением новой экономической и политической систем, на нашем телевидении – несколько позже. . Программы развлекательного телевидения обычно сочетают в себе признаки азарта, юмора и игры. Развлекательные передачи можно разделить на четыре типа: . Подобное разделение необходимо для наилучшего понимания значимости каждого из подобных типов. Итак, развлекательная программа – это телепрограмма, являющаяся формой и способом проведения досуга, рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения и эмоционального комфорта . .
Передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы нескольким из следующих зрительских потребностей: . -получение удовольствия, позитивных эмоций; . -снятие напряжения (рекреация и релаксация), редукция тревоги; . -уход от реальности (эскапизм); . -эмоциональное осмысление комического (юмор). . Но если из вышеперечисленных признаков в программе мы отметим лишь один, развлекательной она уже называться не может.
. Российское развлекательное телевещание имеет достаточно долгую историю. В его советском периоде отчётливо выделяются три этапа: а) 1957 – 1970гг. – зарождение и формирование развлекательного телевидения; б) 1970 г. – первая половина 80-х годов – жёсткий партийный контроль и приостановление развития развлекательных программ; . в) вторая половина 80-х годов – переходный период, начало становления российского развлекательного телевидения. Сегодняшний развлекательный телесектор появляется в начале XXI в.
с появлением жанра реалити-шоу, а также повсеместным распространением викторин, ток-шоу и юмористических передач. . На российском телевидении реалити-шоу впервые появились в 2001 году, с выходом в эфир первого выпуска программы «За стеклом» (ТВ-6). Их основной признак – наблюдение за жизнью героев передачи в реальном времени, обращение к реальности во всех её проявлениях, начиная с участников и заканчивая декорациями. Несмотря на общие принципы, все реалити-шоу можно разделить на четыре группы:. Программы первой группы («Последний герой» (Первый канал), «Дом-2» (ТНТ), «Остров искушений» ( REN — TV ), «За стеклом» (ТВ-6)) эксплуатируют, прежде всего, человеческие инстинкты и эмоции, это передачи, построенные по принципу «отношения – конкурс – изгнание». Целью является не столько победа участника в каком-то конкретном соревновании или в проекте вообще, сколько проверка его умения «выжить», умения выстроить отношения с другими персонажами на протяжении всего цикла передач.
Вторая группа — это передачи, основанные на самореализации участников – «Голод» (ТНТ), «Фабрика звёзд» (Первый канал), «Кандидат» (ТНТ). Внешняя атрибутика проекта такая же, как и в реалити первой группы : разница в том, что в программах второй группы вероятность победы или проигрыша героя зависит не только и не столько от его социального чутья, сколько от его умений. Отношения, хотя и являются важной составляющей проекта, уходят на второй план. . Третья и четвертая группы – это передачи, находящиеся на стыке реалити и шоу, это разновидность реалити-телевидения, в котором акцент сделан не столько на реальности происходящего, сколько на развлекательной составляющей передачи.. Третья группа – это проекты, суть которых в выявлении абсолютного победителя в своей сфере. Им может быть как отдельный человек («Битвы экстрасенсов» (ТНТ)), так и команда («Самый сильный человек», «Перехват» (НТВ)).
. Четвёртая группа реалити-шоу, внешне самая простая и незамысловатая – хроники, где камера просто фиксирует происходящее в зависимости от авторского замысла. Здесь нет соперничающих друг с другом участников, а временные и территориальные рамки определяются лишь главным героем, иногда единственным, который в ряде случаев является одновременно и ведущим. . Хроники делятся на три вида: . а) передачи, в которых камера следует за звездой шоу-бизнеса, записывая все моменты её жизни («Полный Fashion » (Муз-ТВ), «Блондинка в шоколаде» (Муз-ТВ)); . б) программы, в которых камера фиксирует все моменты жизни звезды или журналиста, пробующих себя в непривычной для них профессии в течение определённого времени («Один день» с Кириллом Набутовым» (НТВ), «Звёзды на льду» (Первый канал), «Цирк со звёздами» (Первый канал)); .
в) передачи, использующие съёмки скрытой камерой или хоум-видео («Сам себе режиссёр» («Россия»), «Розыгрыш» (Первый канал), «Голые и смешные» ( REN — TV ). . Реалити-шоу, как и любое другое вещательное направление, несёт в себе определённый смысл: . во-первых, реалити показывают человеку способы решения определённых жизненных ситуаций (как правило, конфликтов);. во-вторых, способны помочь изжить различного рода социальные фобии и строить взаимоотношения в социуме независимо от его размеров. . 1996 год.

Телеканал НТВ запускает первый по-настоящему развлекательный проект «Про это». Следом в том же 1996 году на ОРТ выходит программа В.Комиссарова «Моя семья», а в 1998 году в эфире НТВ появляется ток-шоу Ю.Меньшовой «Я сама». Именно с этого момента и начинается развитие данного направления на российском телевидении. Ток-шоу показывает человеку, столкнувшемуся с проблемой, что он не одинок, что вокруг достаточно людей с похожими проблемами, однако истинная суть передачи не в бесстрастной констатации фактов, а в том, что подобные ток-шоу объединяют людей, находя сходство в их жизненных позициях, утверждая единые моральные ценности и помогая найти универсальное решение проблемы. Все участники ток-шоу – от зрителей до экспертов – пытаются смоделировать общую для каждого отдельного случая ситуацию и спроецировать её как на сидящих в зале, так и на каждого телезрителя. Классифицируя ток-шоу необходимо принимать во внимание два критерия -. Первый – адресный – подразумевает деление ток-шоу на группы в соответствии с той аудиторией, которой они предназначены.
Можно выделить 3 основных группы.. Первая – «женские» ток-шоу .. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера). . Проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями являются женщины, ведут передачи женщины-ведущие : «Я сама» (НТВ), «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «Город женщин» (Первый канал), «Девичьи слёзы» (СТС). .
Вторая группа – «семейные» ток-шоу . В отличие от сугубо «женских», они ориентированы уже на семью, обсуждаются проблемы, интересные для обоих полов. Участниками ток-шоу в равной степени являются как мужчины, так и женщины, передачи смотрятся интереснее благодаря большему разнообразию тем и возможностей изучить проблему с разных точек зрения. Это «Большая стирка» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Семейные страсти» ( REN — TV ), «Окна» (ТНТ), «Принцип домино» (НТВ). Третья группа – узкоспециализированные, чаще всего музыкальные ток-шоу , такие, как «Чёрно-белое» (СТС) или «Группа разбора» (Муз-ТВ). Тематика – музыка, шоу-бизнес, современные субкультуры. Обычно данный вид передач делится на две группы..
1-ая –группа делает акцент на скандалах, конфликтах, зачастую даже на драках участников. Суть программы — не в поиске решения, а в самом обсуждении проблемы : «Большая стирка», «Окна», «Пусть говорят». . 2-я группа – это программы, старающиеся избегать «жёлтых» тем и открытых конфликтов в студии. При всей своей развлекательности они помогают участникам найти выход из ситуации, решить проблемы, дать нужный совет. Это «Принцип домино», «Пять вечеров» (Первый канал), «Частная жизнь», «Семейные страсти». .
Массовое производство телевикторин начинается в 1989 году, когда в эфире появляются программы «Счастливый случай» и «Брэйн-ринг. Начиная с этого времени, такие передачи становятся постоянным компонентом сетки вещания. Поскольку центральной фигурой телеигр является ведущий, подобные программы чётко делятся на три группы в зависимости от того, кто противостоит ведущему в ходе игры. . Первая группа – викторины, в которых ведущему противостоят каждый раз новые, незнакомые ему игроки («Кто хочет стать миллионером» (Первый канал), «Поле чудес» (Первый канал), «Угадай мелодию» (Первый канал), «Сто к одному» («Россия»), «Счастливый случай» (ОРТ). Потерпевший поражение игрок или команда в викторинах первого типа в программу больше не возвращаются. .
Вторая группа – это передачи, в которых с ведущим играет определённое количество одних и тех же эрудитов . Игры проходят в течение определённого цикла, а проигравший игрок может вернуться в программу в следующем цикле. Так же, как и в первом случае, игроки могут объединяться в команды («Что? Где? Когда?» (Первый канал), «Брэйн-ринг» (ОРТ)) или сражаться каждый сам за себя («Своя игра», (НТВ)). . Третья группа – противостояние ведущего и зрителей (телезрителей). Это либо. смс-викторины («Поймай удачу» ( MTV ), «Деньги по вызову» ( REN — TV ), «Деньги на проводе» (ТНТ)), либо передачи, представляющие собой один продолжительный конкурс с достаточно простыми правилами («Золотая лихорадка» (ОРТ), «Следующий» (Муз-ТВ, MTV )).
От участника требуется не столько эрудиция, сколько скорость реакции. . Телевизионные игры – программы популярные по многим причинам. . Первая — «народность», доступность для всех.. Вторая связана с возможностью человека объективно оценить свои знания. .
Третья причина — это желание каждого человека постоянно самосовершенствоваться.. Четвёртая — естественное для каждого человека желании выиграть.. Пятая связана с эффектом соучастия.. Шестая причина привлекательности телеигр – это сам феномен игры, с непредсказуемостью и эффектом неожиданности, всегда носящими спортивный характер. . Последняя группа программ – это просто «шоу». Все шоу можно разделить на 4 группы.
Первая представляет самый распространённый на телевидении жанр скетч-шоу. . Скетч-шоу это набор сыгранных группой актёров комедийных сценок, от 2-х до 5-ти минут каждая. Основоположниками жанра в начале и середине 90-х годов были такие проекты, как «Джентльмен-шоу» (РТР), «Оба-на» (ОРТ), «Маски-шоу» (РТР), «Городок» («Россия»), «Каламбур» (ДТВ), «Наша Russia » (ТНТ), «Шесть кадров» (СТС ). . Вторая группа – это юмористические программы, подобные «Аншлагу» («Россия»), «КВНу» (Первый канал), «Кривому Зеркалу» (Первый канал), «Смехопанораме» (ОРТ) и прочим, суть которых – в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры.. Третью группу шоу-передач, относящихся к жанру стендап-комеди , на сегодняшний день представляет одна-единственная, уникальная в своём роде программа «Comedy club » (ТНТ).