Какой орган пищеварения получил название потому, что напоминал плод дуба?


Окружающий мир, 4 класс. .
Учитель: Капустина Л.Н. . Тема урока: Путешествие бутерброда. . Тип урока: изучение нового материала. . Цель урока: формировать понятия о питательных веществах, о пищеварении, роли органов пищеварения.
. *Закрепить знания учащихся о строении организма человека. . *Обеспечить усвоение понятий «белки», «жиры», «углеводы», «витамины». . *Развивать логическое мышление; память; умение рассуждать и доказывать; интеллектуальные и творческие способности; умение извлекать информацию. .
*Воспитывать интерес к предмету; потребность в необходимости сохранения здоровья через правильное питание. . Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации о строении пищеварительной системы, скелета человека; корзина, натуральные овощи и фрукты; памятки; карточки с вопросами для работы в группах; макет скелета; музыкальное сопровождение (для физминутки);презентации на тему: «Витамины», «Путешествие бутерброда»; учебник. . Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем, Урок окружающего мира начнем. .
Будем мы писать, трудиться, Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. . 2. Постановка проблемы и актуализация знаний. . -Ребята, вы объединились в группы. Скажите, кто должен быть в каждой группе? .
— Групп у нас пять. Назовите фамилию ответственного ученика в 1 группе, второй… . (дети называют фамилии) . — Прежде чем начать работу в группах, вспомним правила. Итак, первая группа. .
(один говорит, другие слушают) . ( надо говорить коротко, чтобы все могли высказаться) . (поддерживать друг друга. А если возникают споры, они решаются тотчас, и никакие разговоры не отвлекут от дела нас) . — Хорошо. Четвертая группа . (В своей команде нам уютно, мы оказались в ней не вдруг, .
Когда кому — то станет трудно, свое плечо подставит друг) . (Ответственный будет защищать решение всей группы) . Вместе не трудно, вместе не тесно, . Вместе легко и всегда интересно! . — Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках? . (об организме человека) . — Нужно ли нам знать свой организм? .
(чтобы не заболеть; если вдруг какая- то травма, суметь оказать первую помощь; когда вырастем — стать врачом…) . -Чтобы сильным и здоровым стать, нужно организм свой изучать и учиться беречь свое здоровье. . — Скажите, что такое орган? . (мозг, печень, селезенка, почки, желудок, сердце, легкие…) . — Во что объединяются органы? . — У вас на рабочих столах лежат карточки с заданиями.
Положите перед собой карточку с заданием № 1. Опознавательный знак — желтый кружочек. Прочитайте первое задание. У каждой группы свой вопрос. . *Какие системы органов различают у человека? . (1)опорно — двигательная 2)система пищеварения 3)система дыхания 4)система кровообращения 5)система выделения 6)кожа 7)нервная система 8) органы чувств .
*Что мы называем системой органов? (группу органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу в организме). Какова роль систем органов? . (различные системы органов выполняют разную работу) . *Из чего состоит опорно- двигательная система человека? . *Какую роль опорно- двигательная система играет в организме человека? . (помогает двигаться, защищает внутренние органы, создает опору для тела) . *Назовите основные части скелета человека.
. (череп, плечо, предплечье, кисть, грудная клетка, позвоночник, тазовый пояс, бедро, голень, стопа) . — Молодцы. Все ответы были верными. . Проблемная ситуация. .
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», раздаю задания. Дети читают, готовятся). . -Это слово родственник слову жёлудь. Так древние лекари называли орган, который по внешнему сходству напоминает плод дуба???? . -Сегодня все позавтракали? Зачем человеку нужно питаться? . (Для получения энергии) .
— А энергия нужна для чего? . (чтобы жить, расти, двигаться, работать) . — Где находится ваша пища? . — Желудок относится к какой системе? . (к системе пищеварения) . — Значит речь сегодня на уроке пойдет о чем? . (о пищеварении, о питании) .
— Пища попадает в желудок, а энергия, вы сказали об этом, нужна всему организму. Какой возникает вопрос? . (Как питательные вещества разносятся по всему организму) . — Сегодня вы узнаете, какие органы участвуют в процессе пищеварения, какова их роль. . Давайте совершим небольшое путешествие бутерброда по нашему организму. .
— Итак, тема нашего урока «Путешествие бутерброда» (презентация) . 3. Совместное открытие знаний. . — Отгадайте загадку: 32 молотят, а один поворачивает. Что это? (зубы и язык). .
— Где находятся зубы и язык? . — Жил да был бутерброд с колбасой. . Захотелось ему прогуляться, на траве — мураве поваляться. . И вышел бутерброд из ворот, и попал бутерброд прямо в …(рот). .
— Итак, первая наша остановка — ротовая полость. . У нас во рту находятся зубы и язык. Зубы пережёвывают пищу, измельчают её. Пища должна быть хорошенечко «размолота» для того, чтобы быть качественно переваренной в желудке. Вот такую работу и выполняют зубы — единственные кости человека, которые не покрыты кожей! Еда бывает жидкой, твердой, поэтому и зубы во рту разные. У человека 32 зуба.
Зубы у человека не растут, а человек растет. У человека смена молочных зубов на постоянные начинается в 5-6 лет, а заканчивается к 12-15 годам. Каждый день зубы трут, перемалывают, грызут. Иногда на зубе образуются трещины. В трещины попадают микробы, начинается кариес — заболевание, которое ведет к потере целого зуба. Что делать, чтобы этого не произошло? . (ухаживать за зубами).
. — Вспомним правила ухода за зубами. . (После еды полоскать рот теплой кипяченой водой; чистить зубы 2 раза в день — утром и вечером; нельзя пользоваться чужой щёткой; не грызть твердые продукты; не ковырять в зубах булавкой, вилкой; у людей с плохими зубами часто болит желудок; надо не спеша пережевывать пищу). . — Да, и пока корень не сформирован, зуб очень слабо закреплен в кости. Поэтому появление вредных привычек: держать во рту пальцы, ручки, прикусывать губы может сдвинуть зубы и они встанут в неправильное положение.
. Язык тоже участвует в процессе пищеварения. Какой это орган? (орган вкуса). Благодаря языку, мы можем определить, что у нас во рту, какая пища, соленая, кислая, сладкая. Язык подталкивает пищу под зубы. . Далее свою работу начинают слюнные железы.
. Слюнные железы выделяют слюну. Слюна смачивает пищу и её легче проглотить. Затем пережёванная пища попадает в глотку, оттуда — в пищевод. Пищевод — это мышечная трубка, которая соединяет глотку и желудок. . — В каком органе переваривается большая часть пищи? .
Желудок человека напоминает по размеру мяч. Он находится с левой стороны под ребрами. Желудок называют главным отделением «внутренней кухни». Чем больше пищи попадает в желудок, тем больше растягиваются стенки желудка. Стенки состоят из мышц. В желудке пища перемешивается. Кислоты перерабатывают пищу до жидкого состояния и она продвигается дальше.
. — Помогает желудку поджелудочная железа, которая находится между желудком и двенадцатиперстной кишкой. Сок поджелудочной железы расщепляет жиры, белки, углеводы. . Из желудка пища поступает в кишечник. Длина кишечника 8 метров. Как такой длины кишечник помещается в животе? Он очень плотно свернут.
Вначале пища попадает в длинную тонкую кишку, где окончательно переваривается с помощью желчи, кишечного сока вырабатываемой печенью. . Печень вырабатывает кишечный сок и желчь. Помогает переваривать пищу в кишечнике. Раствор переваренной пищи попадает в кровь. Он разносит питательные вещества по всему организму. Дальше пища попадает в прямую кишку.
. Печень самый тяжелый орган нашего тела. Она очищает кровь от вредных веществ, т.е. является фильтром. Знайте, что печень нужно беречь нам. Печень устроилась, как королева, конечно же справа, а вовсе не слева. .
Зачем она нам? Я отвечу: к примеру, печень нам служит отличным барьером. Первый удар на себя принимает, . Если попалась отрава какая. . Ну а ещё, словно тайный заводик, желчь постоянно она производит. . С этой работой своею незримой печень нам просто необходима.
. — Вот так работает система пищеварения. . 4.Первичное закрепление. . Ну а теперь давайте подведем итог сказанному. .
Положите перед собой карточки с коричневым квадратом. Прочитайте задание № 3. . 1 группа. Как называется главное отделение «внутренней кухни»? (Желудок) . 2 группа. Куда попадает полупереваренная пища из желудка? (В кишечник) .
3 группа. Во что превращается пища, пройдя до конца кишечника? (Пища превращается в прозрачные растворы, которые кровь может впитать в себя и разнести по всему организму). . -4 группа. Какую роль в организме выполняет печень? (Она помогает переваривать пищу в кишечнике и очищает кровь). . — Что происходит с непереваренными частями пищи? (Они скапливаются в нижних отделах кишечника.
Затем кишечник освобождается от них). . 5 группа. Какими органами пищеварения мы можем управлять по своему желанию? . (работой челюстей и языка и опорожнять кишечник). . Положите перед собой лист с заданием № 4.
. — Какое слово получилось? (ЗДОРОВЬЕ) . — Что нужно для того, чтобы путешествие вашего бутерброда закончилось благополучно? . (нужно правильно питаться, следить за своим здоровьем…) . Сформулируйте свои правила здорового питания. Напишите их на листах. .
Презентация «Наше питание. Пищеварительная система». . — Для нормального роста организма необходимо правильно питаться. У каждого питательного вещества своя роль в организме человека. Белки — это вещества, которые служат для роста и развития и необходимы прежде всего детям. .
Жиры — обеспечивают организм энергией. . Углеводы — топливо для клеток, для бега, физической и умственной работы. Самый большой склад углеводов находится в печени. . — Попробуйте определить, в каких продуктах содержатся белки, жиры, углеводы. .
— А следующие питательные вещества составляют целую группу. Это витамины. Смотрим на экран (изображения продуктов богатых витаминами А, В, С, Д, Е). . — А теперь попробуйте определить вредные и полезные продукты. . (на столе: жвачка, пепси, чипсы, овощи, фрукты).
. В каких из этих продуктов содержится витамин А, В, С, Д, Е?( Я показываю продукт, а дети называют, какой витамин в нем содержится). . — Чем же лучше питаться — бутербродами или разнообразной пищей? . — Желудок и все органы пищеварения выполняют большую работу. Как мы можем помочь им? (правильно питаться). .
— Какую роль выполняют органы пищеварения? . (Органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами. . (Система органов пищеварения состоит из пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Пищеварительный тракт человека подразделяется на следующие отделы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок и кишечник в котором выделят тонкую и толстую кишки. Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа, слюнные железы). .
Послушайте совет доктора. . Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать: масло, гречка, мед, изюм; другие делают организм сильнее: творог, рыба, мясо, яйца, орехи, третьи — фрукты, овощи — содержат много витаминов, которые помогают организму расти и быть здоровым. . Завтрак самый важный прием пищи. Вы должны получить достаточное количество углеводов, чтобы зарядиться энергией.
. В обед требуется дополнительный заряд. Здесь углеводы и жиры занимают достойное место. . Ужин лёгкий, который не должен включать в себя большое количество белков и углеводов. Полезно ужинать за 2 часа до сна, чтобы не перегружать желудок. .
Чтобы быть красивым, здоровым надо правильно питаться, соблюдать режим дня, посещать зубного врача 2 раза в год и обязательно получать горячее и свежее питание в школьной столовой, чтобы пищеварительная система была в полном порядке. . 6.Информация о домашнем задании. . К следующему уроку я даю вам необычное домашнее задание: разгадать кроссворд. А для того, чтобы правильно ответить на вопросы, нужно прочитать текст учебника. Запишите: страница 20 — 25.
. -А сейчас я обращаюсь ко всем группам. Оцените свою работу на уроке. На дереве здоровья вырастут яблочки. У кого все получалось, кому было интересно — красные яблоки; если вы затруднялись дать правильный ответ — желтые яблоки; если не поняли, о чем шла речь на уроке — зеленые яблоки. . Вот какие плоды у нас на ветках выросли.