Какой рисунок нарисовать к рассказу Астафьева «Капалуха»?


Познакомить с  произведениемВ. П.
Астафьева «Капалуха».. Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста. . ФИО учителя: Кайтова Е.С.. Предмет: Литературное чтение. Тема урока: В. П. АСТАФЬЕВ «КАПАЛУХА»..
Тип урока: освоение нового материала. Планируемые результаты. познакомятсяс произведением В. П. Астафьев «Капалуха»; . научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;.
регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;. коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции. применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения. Образов ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.
М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Астафьева; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений, презентация. Содержание деятельности учителя. Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия). Формируемые способы деятельности. I. Организация начала урока.
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. . — Ребята, покажите, где душа у человека?. -Она внутри нас, там, где сердце, поэтому, когда мы говорим: «от всей души», то прикладываем ладонь к груди.. -Что означает выражение «от всей души» (фразеол)- искренне, сердечно. — Какие фразеологизмы-синонимы можно подобрать?( «от всего сердца»,»от чистого сердца»)..
— У меня к вам просьба: положите ладонь на грудь, улыбнитесь друг другу обязательно от души. Когда вы улыбаетесь, у вас очень добрые лица.. — Доброта не только может согреть душу человека, она способна творить чудеса.. Мне интересно, с каким настроением вы пришли на урок. Поднимите смайлик.. (учитель оценивает эмоциональное состояние детей) . Сообщают о готовности к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика).
Определяют самоготовность. («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи. II. Актуализация опорных знаний.. 1. Проверка домашнего задания..
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.. — С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?. — Что было задано на дом?. 1 группа- прочитайте письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами.. 2 группа- расскажите о своих домашних питомцах.. 3 группа-разгадать кроссворд по рассказу Б.С.Житкова «ПРО ОБЕЗЬЯНКУ» ( работа в паре.) (см.
ресурсный материал)(слайд 1). – Прочитайте письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами.. – Расскажите о своих домашних питомцах.. — Какое сейчас время года?. — Что меняется в природе с приходом весны?. — Какие птицы считаются вестниками весны). Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста..
– Прочитайте шепотом.. – Прочитайте вопросительно.. – Прочитайте с утвердительной интонацией.(слайд 2). Грачиха говорит грачу:»Слетай с грачатами к врачу,Прививки делать им пораДля укрепления пера!». Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку..
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой. и сохраняют учебную цель и задачу.задания. III.
Сообщение темы урока. . Определение целей урока. Знакомство с биографией автора. — С каким разделом учебника мы работаем на уроках литературного чтения? («Люби живое»)(слайд 3).  -Рассмотрите слайд. Соотнесите автора и его произведение.
. Михаил ПришвинЗайчонок, бобры, хатка, родное гнездо. Иван Соколов-МикитовКривоногая мамаша, деревня, верность. Виктор АстафьевМама, чай с молоком, находки, Родина. — Назовите оставшуюся фамилию. Это фамилия автора, с произведением которого мы будем знакомиться. ( В.П.
Астафьев). — Откройте учебник и прочитайте название  рассказа («Капалуха»). — Сформулируйте тему нашего урока полностью.. — Итак, тема нашего урока (показ слайда) Виктор Петрович Астафьев «Капалуха».. — Зная тему, сформулируйте цель урока.(слайд 4). Цель урока: Познакомиться с творчеством В.П. Астафьева, его произведением..
Будем учиться анализировать новое произведение.. Научимся формулировать тему и основную мысль, понимать поступки героев.. Знакомство с творчеством В.П. Астафьева(слайд 5). Можно ли по названию рассказа определить, о ком или о чем пойдет речь в рассказе?. –Чтобы узнать мы отправляемся в особый лес, тайгу. Посмотрите на картину.
Что такое тайга? (Тайга – труднопроходимый лес, где преобладают хвойные деревья.) (слайд 6). Давайте вспомним правила поведения в лесу: не шуми в лесу, не разоряй птичьих гнезд, не разводи костров, не оставляй мусор, не нарушай тишины, не мешай лесным жителям.. Оказывается, капалуха – это птица, так сибирские охотники называют самочку глухаря. (слайд 7). -Посмотрите видеофрагмент и полюбуйтесь этими птицами.. Просмотр видеофрагмента (Звуки природы.Голоса птиц.). Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.).
К солнцу тянутся цветы.. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.). Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.). Наклоняются цветочки,. Опускают лепесточки.
(Наклоны.). И по-прежнему цветут.. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения . и составляют план чтения.
О творчестве писателя рассказывает заранее  подготовленный ученик, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. Дети вывешивают на доску иллюстрации. Заранее подготовленный ученик рассказывает о глухаре (см. ресурсный материал). Просматривают видеофрагмент. Дети выполняют упражнения.. и сохраняют учебную цель и задачу.
Анализируют, находят общее . и различия, делают выводы.. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета. V. Работанад содержанием текста.. 2. Упражнения на развитие навыка антиципации.
— В тексте нам встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.. Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные. (Альпийские луга Северной Осетии) см. ресурсный материал(слайд 8-12). Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.. Пастьба – место, где пасут скот..
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.. Черничник – заросли черники.. Пихта – хвойное дерево.. Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха.. Напружены – напряжены.. Озираться – оглядываться.. Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев..
Ощупывать глазами – осматривать внимательно.. За-рож-да-ю-щий-ся – начинающий жить, существовать. (слайд 13). По-ко-роб-лен-ныелеса – искривленные.. Ред-ко-ла-пыеели – редкие ветви.. За-кос-те-не-лые крылья – неподвижные.. Дрём-ная плёнка – закрывались глаза от удовольствия.. Работают с толковым словарем..
Заранее подготовленные дети . Готовят иллюстрации и объясняют лексическое значение некоторых слов.. Дети читают сначала по слогам потом  целым словами.. Делают выводы, извлекают . информацию из различных источников.. 3. Первичное чтение произведения.
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста Большого театра. . Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.. – Понравилось произведение?. – Определите жанр этого произведения. Тип текста.
– Определите тему произведения.. – От чьего лица ведется рассказ?. – Назовите героев произведения. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.. Отвечают на вопросы учителя. .
Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно . строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовыва-ют усилия по решению учебной задачи. . VI.
Повторное чтение и анализ произведения.  Чтение произведения с остановками. (дыхательная гимнастика). Чтение произведения с остановками. Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.. — Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения..
Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).. — Как можно озаглавить эту часть? ( В тайге)( слайд 14). – Где происходило действие?. – Что делали дети в тайге?. — Что описывает автор в этой части рассказа? (чернику). Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»). — Что главное в этой части?.
— Как озаглавим эту часть (Гнездо!Находка!). Учитель организует работу по группам( 4 человека). Каждая группа готовит свой вопрос по тексту и задаёт его другой группе.. – Какую птицу охотники называют капалухой? (в переводе с карельского языка «копала» означает «глухо». – Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?. – Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?. – Как выглядело гнездо?.
– Почему сердце автора забилось от испуга. — Как могли поступить ребята?. «Ушки» Это упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя. При вдохе необходимо наклонить голову вправо или влево, как бы дотягиваясь ухом плеча. Выдыхать нужно, возвращаясь к начальной позиции. Задействовать нужно только шею.. Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали…).
— Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи). — Как озаглавим? (Тревога капалухи!). – Что вас поразило, удивило в этой части?. – Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. (Металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыжилась и не могла взлететь.). – Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? (Чтобы показать состояние птицы.). – Что автор показал во внутреннем состоянии птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие).
— Какую иллюстрацию можно нарисовать к 3 части? . Чтение 4 части (до конца). Что главное в этой части?. Как озаглавим? (Снова в гнезде!). -Какой матерью была капалуха?. – Кого она вам напоминает? Почему?. – Что испытала птица?.
– Как об этом сказал автор?. – Что испытывали ребята?. – Какие чувства испытали вы?. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном. Дети выполняют упражнение. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.. Выразительно читают.
Понимают на слух ответы обучающихся.. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. . – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, какой момент изображен?.
– Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?. –Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека.. – Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?. — К чему призывает писатель). (Загрязнение окружающей среды, уничтожение редких видов животных и растений приводит к их исчезновению. Надо бережно относиться к природе!)( слайд 15).
Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа.. 1 абзац расположен после слов «сказал подошедший учитель.»(слайд 16-17). «…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..».
«…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».. — Итак, кто догадался, о чём ещё хотел сказать нам автор?. — О материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех мам. . – Какова главная мысль произведения?(материнская любовь самая крепкая и искренняя на свете) (слайд 18). – Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека.
. – Какой вывод вы сделали для себя?. – Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, все живое на ней, и тогда земля, природа будет добра к нам. Природа, ее красота помогают человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Написать на открытках пожелание маме.. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
Делают выводы,подводят итоги.. Дети пишут, а потом зачитывают. . Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение . Строят монологичес-кие высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
. Аргументиру-ют свою позицию.. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. VII. Домашнее задание. Дифференцированный, творческий подход для развитияиндивидуальных способностей учащихся).. Объясняетдомашнее задание.(слайд 19).
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи. VIII. Итог урока. Рефлексия. «Фразеологиз-мы» (слайд20). Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения.
Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.. – Что особенно заинтересовало вас во время урока?. – Что нового узнали на уроке?. – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?. – Что нового вы узнали о поведении животных?.
Подберите выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке. («хлопал ушами», «шевелил мозгами», «слышал краем уха», «не покладая рук», «Засучив рукава», «спустя рукава», «тяп-ляп», » в поте лица», «считал ворон».. — Определите своё эмоциональное состояние к концу урока.. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию . Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.
Ресурсный материал к уроку. Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле. Это большая черная птица, краснобровая и бородатая. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров.
В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза. Часто гибнут под ледяной коркой.. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня.
Откладывают от 4 до 15 яиц на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают потомство, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.. Самка меньше самца. Глухаркасветло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками.
Ее даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем. . Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. .
РАССКАЗ  О В. П. АСТАФЬЕВЕ. Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Родители были раскулачены, и Астафьев попал в детский дом.
Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. . В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.. В 1996 году Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (Германия). Умер Астафьев в родном селе 29 ноября 2001.
Здесь же похоронен. Произведения автора – это, по сути, его жизнь. Сегодня мы прочитаем рассказ «Капалуха»..                                            Альпийские луга Северной Осетии. Наша Осетия мала, но для нас, она безгранична. Высочайшие горы, чистейшие родники, зеленеющие леса, пестреющие цветы, щебечущие птицы… Такое ощущение, что наша республика вобрала в себя красоту всей Вселенной.
. Кроссворд на тему «Житков Б.С. «Про обезьянку». 1. Как звали обезьянку?. По горизонтали2. Куда Яшка загнал кота?.
3. Что сделали с Яшкой на ночь ?4. Какой предмет отобрал Яшка у дамы?. 6. Что сшили Яшке когда настали холода?5. Как звали рыжего пса?. 8.
Любимое лакомство Якова?7. Полное имя обезьянки?. Класс:  3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: — познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме…. Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, «диалог с автором»…..