Какую роль играет пейзаж в рассказе Чехова «Пересолил»?


1. История создания произведения.Рассказ «Пересолил» написан Чеховым в 1885 году и в том же году опубликован в журнале «Осколки». 2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).По жанру «Пересолил» — рассказ, характер которого — юмористический.
Ему свойственны краткость и строгость формы, одна сюжетная линия, всего два героя в одной жизненной ситуации. 3. Название произведения и его смысл.Название «Пересолил» можно было бы заменить названием «Переборщил», то есть смысл его — «сильно преувеличил». Враньё главного героя было чрезмерным и возымело неожиданный эффект. 4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?Повествование от третьего лица избавляет автора от необходимости давать видимую оценку персонажей, они раскрывают свои характеры самостоятельно. 5.
Тема и идея произведения. Проблематика.Тема: «У страха глаза велики» (неоправданный страх на основе глупости). Идея: Необоснованный страх побуждает к неумеренной лжи, последствия которой непредсказуемы. Проблематика: Отсутствие общего языка между людьми из разных социальных пластов, недоверие друг к другу. Смирнов — чиновник из города, Клим — крестьянин. Они оба воспринимают друг друга как нечто чуждое, не совсем понятное, поэтому легко могут подумать друг о друге невесть что.. 6.
Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.Землемер Смирнов вызван в усадьбу генерала Хохотова для межевания. От станции «Гнилушки», куда он прибыл, ему надо ещё тридцать верст ехать на лошади. Почтовых на станции не оказалось, и Смирнов нанял здоровенного мужика Клима, угрюмого, в сермяге и лаптях. В дороге, посреди пустынной местности, в вечернем сумраке, у Смирнова появились страхи. Клим с его внушительной наружностью стал казаться тщедушному землемеру разбойником.
Для собственной безопасности Смирнов известил Клима о наличии у него трёх револьверов, потом добавил вскользь о своей недюжинной физической силе. Расходившийся землемер поведал вознице о своей любви драться с разбойниками, устрашил его урядниками за кустами и четырьмя его товарищами с револьверами, которые едут за ним следом. Безудержное враньё Смирнова привело к тому, что доведённый до ужаса Клим бросил лошадёнку, телегу и скрылся в темноте. Землемер испугался уже того, что остался один ночью в лесу и стал жалобно звать «Климушку». Тот долго не выходил из леса, но всё же вышел. Герои следуют дальше, Смирнов уже не видит опасности ни в дороге, ни в Климе. 7.
Система образов произведения.Землемер Глеб Гаврилович Смирнов трусоват и не блещет умом, так как на пустом месте (темнота, пустынность и здоровенный возница) строит опасения, боится быть ограбленным. Со страху готов наврать с три короба, причём ложь его очевидна, глупа, поверит ему только ещё больший глупец. Клим — простоватый мужик, поверивший небылицам Смирнова. Храбростью тоже не отличается. При своих внушительных габаритах он ринулся в кусты, напуганный хилым землемером. Оба героя едут и боятся друг друга, оба смешны. 8.
Композиция произведения.Экспозиция рассказа — появление землемера на станции. Завязка — поиск лошади, уговор с возницей. Дальнейшее развитие действия -отъезд, дорога в сумерках, страх Смирнова перед Климом, его россказни. Кульминационный момент — бегство Клима, переживание Смирновым своего одиночества. Развязка — возвращение Клима и продолжение пути. Финал рассказа оборачивается к началу путешествия: повторяется описание того, как телега трогалась с места. Но повтор основан на контрасте.
Если в начале рассказа процесс троганья телеги вызывал у Смирнова тревогу, то в финале реакция землемера на ту же тряску и черепашью езду иная: у него уже нет опасений. 9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.Для создания комического эффекта автор использует приём контраста: тщедушность Смирнова и раздувание мнимой силы и воинственности; трусливое бегство Клима при внушительных физических данных. В рассказе очень много многоточий. Они показывают, как землемер делает паузы в речи, придумывая на ходу, чем бы запугать Клима, или передают его страх: «здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь», «Я, брат, тово… брат…».