Как Гомер стал слепым?


. Перебирая старые журналы ТМ нашел статью, которая, думаю, заинтересует коллег.. Предисловие автора: Суждений о Гомере и его эпических поэмах накопилось немало. Изучена, кажется, каждая строка «Илиады» и «Одиссеи», подвергнуты сомнению авторство и само существование мастера слова, найдено подтверждение историчности описанных событий. Однако личность «великого старца» продолжает привлекать исследователей, поклонников его творчества
В этой связи интересны, на наш взгляд, размышления неспециалиста над вопросом, вынесенным в заголовок статьи.. …Откроем «Илиаду». Песнь 18, в которой рассказывается, как бог-кузнец Гефест готовит оружие Ахиллу. 130 строк гекзаметра посвящены здесь описанию одного лишь щита. Вот брошены в огонь медь, олово, серебро, золото. Гефест берет в правую руку молот, в левую — клещи, и работа закипела. Сначала
«…вывел он обод белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый… Щит из пяти составил листов… Там представил он землю, представил и небо, и море, Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц, все прекрасные звезды, какими венчается небо: видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона, Арктос»,. «единый чуждается мыться в волнах Океана…».. «стадо представил волов, воздымающих роги: их он из злата одних, а других из олова сделал… Два густогривые льва на передних волов нападают, тяжко мычащего ловят быка; и ужасно ревет он, львами влекомый… Львы повалили его и, сорвавши огромную кожу, черную кровь и утробу глотают; напрасно трудятся пастыри львов испугать, быстроногих псов подстрекая
Псы их не слушают; львов трепеща, не берут их зубами: близко подступят, залают на них и назад убегают».. «Гефест знаменитый извил хоровод разновидный… Девы в одежды льяные и легкие, отроки в ризы светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют; тех — венки из цветов прелестные всех украшают; сих -золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых…». Этот маленький отрывок из огромного эпоса Гомера весь так и сверкает, переливается разноцветными красками. Он передает типичные особенности творчества великого поэта — удивительную образность, точность описаний, живость и яркость сцен, четкость ,контуров действующих лиц на конкретном цветном фоне.. Задумайтесь над Гомеровым текстом. Ему около 3000 лет! Тем не менее он поражает своей современностью и более всего напоминает «зрительный ряд» телевизионных сценариев, где в отличие от кино преобладают крупные планы
Интенсивная цветовая гамма поэмы напоминает цветное телевидение. Смотрите, вот включена спортивная программа, начались соревнования колесниц (песнь 23):. «Тесной дороги ухаб Антилох, бранолюбец, приметил: Рытвина там пролегала; вода, накопляясь зимою, Там чрез дорогу прорвалась и место крутом углубила. …Царь Менелай устрашился и к Нестора сыну воскликнул: «Правишь без разума, Несторов сын! Удержи колесницу! Видишь, дорога тесна; впереди обгоняй, по широкой; Здесь лишь и мне и себе повредишь: колесницы сшибутся».. — Да, скажем мы, — телекамера установлена на одной из колесниц… Гонщик применяет силовой прием, но правила не нарушены. На «экране» лидер гонки:
«… летящий к концу Диомед показался. Хлещет сплеча он бичом по коням; а дымящиеся кони Скачут высоко и с скоростью дивной летят по дороге; Брызги песка от копыт беспрерывные прыщут в возницу… …Стал среди круга ристатель торжественный; с пламенных коней Пот и от вый и от персей потоками лился на землю».. И здесь — современное панорамирование: от общего плана к крупному, вплоть до показа взмыленных коней — победителей гонки, их лоснящихся, мокрых от пота шкур.. Не поразительно ли? У Гомера читатель постоянно видит. Видит движение, битву, жуткие натуралистические сцены убийств, мельчайшие детали и широкие планы, песок и звезды, яркие цвета окружающего мира
А ведь легенда сообщает, что Гомер был слепым!. Может ли слепой написать:. «Так от широкого веяла, сыплясь по гладкому току, Черные скачут бобы иль зеленые зерна гороха…»?. «…хрястнула кость, и глаза у Пиндара, Выскочив, подле него на кровавую землю упали»?. Биография Гомера неизвестна. Дошедшее из древности двустишие гласит:. «Спорили семь городов, чтоб родиной зваться Гомера:  
Смирна, Родос, Колофон, Саламин, Хиос, Аргос, Афины».. Принято считать, что он был одним из аэдов (VIII-VII вв. до н.э.) — странствующих певцов, сочинявших и исполнявших эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента. Однако произведения его, передававшиеся устно, впервые записали лишь в VI в. до н.э., при знаменитом афинском тиране Писистрате. Недаром в эпиграмме II в. до н.э
говорится:. «Ты не пытайся узнать, где родился Гомер и кто был он, Гордо считают себя родиной все города; Важным является дух, а не место; отчизна поэта — Блеск «Илиады» самой, сам Одиссея рассказ».. К тому же периоду эллинизма относится и дошедший до нас бюст Гомера с незрячими глазами, обращенными к кебу. Да и справочники согласно повторяют: Гомер, легендарный древнегреческий слепой поэт.. Слепой? Величайший мастер слова, вошедший как равный в наш день, сумевший перебросить зримый мостик из невообразимой глубины времен, передавший мысли, чувства, цвета и краски прошлого в современность? Почему-то парадоксальность этой ситуации не замечается литературоведами.. Поэт пользуется, как и всякий человек, зрением, слухом, обонянием, осязанием, передавая в художественном виде информацию о форме предметов, их цвете, запахах, звуках, о том, наконец, каковы они на ощупь. Если бы Гомер действительно был слепым, в поэмах неизбежно главенствовал бы звук, а за ним — запах и характеристика поверхностей — так, как она ощущается особо чувствительными у слепых кончиками пальцев.
Конечно, гомеровские поэмы наполнены и звуком:. «…сшиблись щиты со щитами, гром раздался ужасный, Вместе смешались победные крики и смертные стоны… …с шумом на землю он пал, и взгремели на падшем доспехи».. Встречаются упоминания и о запахе (благовонное курение), и о восприятии прикосновения (мягкие хитоны), но если провести статистический анализ характера ощущений автора, то окажется, что зрительные ассоциации и образы несоизмеримо преобладают, причем они равномерно распределены в тексте и поражают своей меткостью и постоянством. Впрочем, судите сами: розовоперстая Эос; Аполлонов красный венец; черноокая румяноланитная дева; русокудрый Ахилл; чернобровый Зевс; светловласый Менелай; косоглазый, хромоногий, горбатый Терсит; шлемоблещущий Гектор; багряная медь; седое железо; белое олово…. А теперь — конкретнее. По текстам поэм я провел подсчет количества определений, которые обязаны нашим органам чувств
Результаты, не претендуя на полную точность, поскольку здесь объединялись прилагательные, существительные и ситуации, показывают, что 85-90% информации о внешнем мире приходятся на зрение; 8-9% -на слух, остальное — на запах и осязание. Такое распределение вполне характерно для здорового человека, которому зрение, как известно, поставляет до 90% сведений об окружающем.. Мой вывод: Гомер не был слепым. Возможно, он ослеп уже в зрелом возрасте, накопив огромный запас зрительных впечатлений. Или сочинил поэмы, еще не потеряв зрения, подобно тому, как Бетховен, которого еще не одолела прогрессировавшая глухота,- музыку.. Но в любом случае одно несомненно: слепота никак не отразилась на творчестве Гомера. Его поэмы доносят до нас краски, блеск, звуки, запахи древнего мира, создавая ощущение удивительного прорыва сквозь толщу времени
Лучше всех это чувство выразил А. С. Пушкин, отозвавшийся на перевод Н. И. Гнедичем «Илиады» двустишием, написанным в размере гомеровского гекзаметра:. «Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущенной душой».. Таково мнение неспециалиста, но человека, увлеченного Древней Грецией
А вот точка зрения профессионала — заведующего отделом искусства и археологии древнего мира Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, кандидата исторических наук В. П. Толстикова:. «Античная традиция единодушна в том, что Гомер был слепым. Нигде, правда, не говорится о врожденной слепоте, как, впрочем, и о потере зрения в течение жизни
Но подобное несущественно. Летописцы, сообщая о физическом недостатке аэда, стремились, очевидно, подчеркнуть иное — ясновидческий дар, ниспосланный ему взамен. Ведь времена, о которых идет речь в «Илиаде», являлись древнейшей историей уже при Гомере. Память о событиях, тогда происходивших, сохранилась лишь в песнях сказителей — греческих былинах. И талант Гомера, его дар ясновидца потребовался для литературной обработки циклов этих сказаний, создания на их основе художественного произведения. Из тех же источников заимствованы яркие эпитеты и метафоры поэмы. Более того
О стремлении автора сохранить в неприкосновенности оригиналы говорит и нарочитая архаизированность «Илиады» и «Одиссеи». Так, наряду со сведениями о современной Гомеру экипировке воинов зачастую встречаем упоминания об элементах вооружения, употребляемого за несколько столетий до него. Например, «шлем из кабаньих клыков».. Конечно, не исключено, что Гомер использовал и собственные зрительные впечатления, если слепота поразила его в зрелом возрасте. Однако их преобладание над информацией, полученной от других органов чувств, указывает не на его полное здоровье, а на то, что здоровыми людьми были предшественники Гомера — безвестные певцы «преданий старины глубокой».. С чем не могу не согласиться, так это с оценкой значения «Илиады» и «Одиссеи» для общечеловеческой культуры. Философ Дион Хризостом (Златоуст) (III в
н.э.), посетив греческую колонию Ольвию, отмечал с удивлением: жители города, походившие к тому времени больше на варваров, чем на утонченных эллинов, декламировали наизусть Гомера!. А, судя по интересу читателей «ТМ», поклонников творчества «великого старца» остается немало и 17 веков спустя.. источник:  «Был ли Гомер слепым?» «Техника-Молодежи» 01-1991. Теги: бронзовый векГомердревняя ГрецияТроянская война.   Спасибо коллега! Прочитали. Спасибо коллега! Прочитали с огромным удовольствием!! Как глоток свежего воздуха.       — Напитанный маком цветущим
                             — Воздух взлелеял полет .                                                — Души обретающей крылья. …особенно на фоне всякой мерзкой ругани про культы, мульты и фашистов….  Во, гость из будущего!.  Во, гость из будущего! Завтрашний пост! .  Там еще «виноцветное» море.  Там еще «виноцветное» море было, сиречь красное.
Скорее «море, темное, как. Скорее «море, темное, как вино». Вино древних греков, это по сути дела большое количество сусла и немного раствора — так лучше хранилось, но его надо было разбавить водой непосредственно перед употреблением. Недаром греки считали варварством пить вино неразбавленное. Обычай греков разбавлять вино водой возник не только из желания уменьшить его опьяняющие свойства, но и потому, что греческие вина были очень сладкими, ароматизированными и густыми, их в чистом виде было трудно пить.Символами варварской неумеренности для греков (и римлян) были скифы и фракийцы, их пирушки греки считали опасными, так как по их представлению эти народы пили вино неразбавленным. Так Геродот употребляет глагол episkythizein , который означал «пить вино по-скифски», то есть неразбавленным. А вспомним хотя бы кентавров на свадьбе родителей Ахилла, которые так нажрались таким вином, что дошло до кровопролития. 
Хороший грек — трезвый. Хороший грек — трезвый грек?. Теперь я понимаю от кого мы произошли  .  Вино вообще то не только.  Вино вообще то не только красное,бывает и желто-зеленое, и просто зеленое .Как море . Смотрите у Айвазовского . О «смещении цветового восприятия» у греков уже писали неоднократно
Тут важно другое, Гомер непрерывно употребляет зрительные образы,яркие,многоцветные,которые врожденному слепцу знакомы быть не могут. Объясненные им теоретически,  они не могут воплотиться  с  чувством  в  стихи. Ну  не  штампами же  Гомер  тогда   писал!Это сейчас все штампами пишут. От него  , кстати , многие штампы и пошли . Не слишком ли яркая картина для слепца ?  Правда может он потом ослеп.И успел наполниться светом и чувствами.  На всю оставшуюся жизнь . С уважением
 О «смещении цветового.  О «смещении цветового восприятия» у греков уже писали неоднократно.. Да, у меня есть статья их ТМ 80-х(?), на эту тему. Если кому интересно могу выложить..  Вот оно как. Аганемнон.  Вот оно как
Аганемнон прекрасный был кельтом горячим,  Ахилл быстроногий урартский армянин, ну а счастливец Эней  тот филистимлянин. Лишь Одиссей хитроумный, что в шлеме из зубьев кабаньих,  истинный грек надлежащей эпохи, что ясно и так, ведь он ХИТРОУМНЫЙ..  Ну и ПОСТ СКРИПТУМ, как любят писать латиняне, в водах зловонных болот италийских омывшие ноги и лица. Гектор ужасный не то ханааней, не то ассириец, а Менелай тела друга защитник опять же задиристый кельт. . То рассказали поэту, не знавшему рифмы, блестящие шлемы героев. . коллега зеев несмотря на ваш коллега зеев несмотря на ваш оч. хороший гекзаметр все-таки вступлюсь за автора приведенных рисунков (питер конноли все-таки не хрен собачий): агамемнон, равно как диомед и менелай в типичных архаичных шлемах   по бокам шлема окружности с возможностью установки каких-либо украшений типа рогов  Так называемый «кратер воинов», №1426, Национальный археологический музей, Афины (XIII в
до н.э.): http://forum.xlegio.ru/forums/thread-view.asp?tid=3770&mid=38089#38089 все как один кельты  счастливец Эней тот филистимлянин тут с вами соглашусь. филистимляне — один из народов моря, пришедших (в том числе и из района  эгейского моря) в египет и палестину сразу после окончания троянской войны. так что эней вполне мог носить такой шлем. кстати вот еще один рисунок от этого же автора: один микенец (явно филистимлянин) рассказывает другому (явно кельту) как он порезал пилосца. Гектор ужасный не то ханааней, не то ассириец ну гектор все-таки родом из азии и шлем мог достаться как трофей или сделан в подражание, тем более, что позднее в греции этим также занимались Первые найденные бронзовые шлемы в Элладе 1-го тысячелетия до н. э. датируются VIII в
до н. э. и воспроизводят формы ассирийских шлемов с прямоугольным вырезом для лица, сформированном широкими треугольными нащёчниками, заострённым кумполом и высоким навершием с украшением в виде бронзовой… Подробнее «.  Коллега Зеев, класс!!!.  Коллега Зеев, класс!!! Интересно вы проанализировали картннку :-)) Може все так и было . Ув. коллега Бякин! Отличный
Отличный материал! В старых ТМ вообще много великолепных статей близких к альтернативам. При Захарченко, журнал не был столь узкотехническим как теперь.. Что касается Гомера… От него до Грейвса — путь от великолепного частного к великому целому.. Я тоже уверен — слепой от рождения столь образно и детализованно описывать происходящее не мог. . И о собственно Илиаде..
мне кажется, по этой теме целый пост писать надо — настолько там всё было интересно, сложно и противоречиво.. И ещё. Я с удивлением обнаружил, что голливудский фильм «Троя» (с Питтом), неожиданно стал одним из моих любимых фильмов. Хотя бы потому, что он идеализирует персонажей, к которым Гомер зачастую далеко не так лоялен. Да и 10 лет войны там сжались до недели, «потеряв» очень много неприглядного, гнусного, непопулярного — что свойственно любой войне….  уважаемый коллега ансар В.  уважаемый коллега ансар
В старых ТМ вообще много великолепных статей близких к альтернативам.. особенно рубрика антология аинственных случаев — большой кладезь занятных сюжетов. И о собственно Илиаде… мне кажется, по этой теме целый пост писать надо — настолько там всё было интересно, сложно и противоречиво.. как-то давно довелось прочитать посвященную троянской войне статью «мировая войны №0» — разбор участвовавших в войне коалициций.. И ещё. Я с удивлением обнаружил, что голливудский фильм «Троя» (с Питтом), неожиданно стал одним из моих любимых фильмов
Хотя бы потому, что он идеализирует персонажей, к которым Гомер зачастую далеко не так лоялен. Да и 10 лет войны там сжались до недели, «потеряв» очень много неприглядного, гнусного, непопулярного — что свойственно любой войне…. когда готовил статью, то при поиске картинок милькнула обложка книги, рисунки из которой представлены на странице. сожалею, что не могу вновь ее найти и скачать. хотя она на испанском, думаю была бы многим интересна..  как-то давно довелось.  как-то давно довелось прочитать посвященную троянской войне статью «мировая войны №0″ — разбор участвовавших в войне коалициций.
Уважаемый коллега, наилучший (на мой конечно взгляд) анализ Троянской войны был осуществлен в романе Лайоша Мештерхази»Загадка Прометея». Причем ряд выкладок автора я воспринимал как фантазию, но после прочтения трилогии «История древнего мира» — (М: Главная редакция восточной литературы, 1989), с удивлением обнаружил что большинство из них соответствуют современным научным воззрениям.. анализ Троянской войны был. анализ Троянской войны был осуществлен в романе Лайоша Мештерхази»Загадка Прометея».. с удовольствием в свое время читал эту книгу мештерхази. и политическую ситуацию тех лет он описывал весьма правдоподобно.. кстати, саму книгу можно найти тут http://lib.ru/INPROZ/MESHTERHAZI/prometej.txt

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *