Как называется приложение для мобильных телефонов по возврату НДС туристам?


. Весомую долю налогообложения в развитых странах составляют косвенные налоги или налоги на потребление. Решающую роль среди налогов на потребление играет налог на добавленную стоимость (НДС). Поэтому не случаен особый интерес, вызываемый практикой функционирования этого налога
. С момента своего введения во Франции, за достаточно короткий период, он практически завоевал весь мир и, в первую очередь, широко распространился в странах «общего рынка». НДС по праву называют «европейским налогом», так как его применяют все государства — члены Европейского Союза — и его внедрение было обязательным условием для вхождения стран в европейское сообщество. Из 24 стран Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР) 19 отдали предпочтение налогу на добавленную стоимость. На момент введения НДС в Казахстане он успешно применялся более чем в 40 странах мира[1].. В последнее время одной из самых актуальных проблем является возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров. В настоящей статье речь пойдет о сумме превышения НДС, образовавшейся в период использования материалов, оборудования, работ и услуг при производстве экспортируемого товара до начала экспорта
На данный момент существуют два противоположных принципа косвенного налогообложения внешнеторговых операций: . 1) принцип страны происхождения товара . 2) принцип страны назначения товара . Казахстан, страны СНГ и страны Европейского союза, взимают НДС по принципу страны назначения товара. Согласно принципу страны назначения, экспортируемый товар, включая капитальные затраты, понесенные экспортером при производстве такого товара, не облагается НДС в стране происхождения товара. Такой товар облагается НДС в той стране, куда он импортируется и где потребляется. При торговле между двумя странами возникает потенциальная возможность двойного налогообложения, поэтому принцип страны назначения призван, в первую очередь, исключить такое обстоятельство
Также принцип страны назначения позволяет отечественным производителям быть на равных условиях с иностранным производителями и обеспечивать конкурентоспособность экспортируемых товаров на международном рынке.. В Налоговом кодексе принцип страны назначения закреплен в статьях 242 и 272 Налогового кодекса и реализуется следующим путем. Материалы, оборудование, работы и услуги, которые использовались при производстве экспортируемого товара, в том числе при строительстве объектов, используемых для производства экспортируемых товаров, на момент их приобретения экспортером были обложены НДС по действующей ставке (текущая ставка 12%) и уплачены в бюджет. Реализация товаров на экспорт облагается НДС по ставке «0»%, то есть экспортируемый товар не облагается НДС, что предусмотрено статьей 242 Налогового кодекса. В связи с этим, у экспортера образуется превышение суммы НДС, относимого в зачет над суммой начисленного НДС[2]. . С момента начала экспорта товара у экспортера возникает право предъявить налоговым органам к возврату из бюджета суммы НДС, которые были уплачены экспортером в период подготовки начала к производству и самого производства экспортируемого товара
Данное право закреплено в положениях пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса. Однако применение статьи 272 Налогового кодекса вызывает много споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, в этой связи ниже приведен более детальный анализ этой статьи. . Из содержания пункт 2 статьи 272 Налогового кодекса нам известно, что налогоплательщик вправе возместить из бюджета сумму превышения НДС, которая связана с оборотами по экспорту товаров, включая суммы превышения, которые образовались до 1 января 2009 года. При этом указывает, что экспортер вправе вернуть из бюджета суммы НДС, которые были уплачены экспортером в ходе производства товара, который будет экспортирован из Казахстана. Например, суммы НДС, уплаченные недропользователем в период разведки, при приобретении материалов, оборудования, товаров, работ и услуг могут быть им возвращены из бюджета, когда в будущем начнется экспорт добытого сырья.. Таким образом, из пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса следует, что условиями реализации экспортером права на возврат сумм превышения НДС являются, во-первых, наличие экспорта, то есть, как только началась реализация товаров на экспорт, экспортер вправе заявить перед налоговыми органами к возврату сумму превышения НДС, накопившуюся во время производства экспортированного товара
Во-вторых, связь превышения НДС, заявленного к возврату из бюджета, с экспортными оборотами. Иными словами, товары, материалы, оборудование, работы и услуги, в связи, с приобретением которых экспортером был уплачен НДС (и, как следствие, возникла сумма превышения НДС), были использованы для производства экспортируемого товара.. Пунктом 3 статьи 272 Налогового кодекса регулируется, в каком размере подлежит возмещению экспортеру превышение НДС, вся сумма превышения НДС или только в части. Размер суммы превышения НДС, подлежащий возврату из бюджета, зависит от того, является ли экспорт для экспортера преобладающим видом деятельности или нет. Если экспортер постоянно реализует товар или доля экспорта составляет более 70% в общем обороте реализации экспортера, то возврату подлежит вся сумма превышения НДС. Если же на дату заявления перед налоговыми органами суммы НДС к возврату из бюджета экспортер не соответствует критериям, указанным в пункте 3 статьи 272 Налогового кодекса, то возврату подлежит только часть суммы превышения НДС, которая приходится соразмерно на экспортный оборот. В таком случае размер суммы превышения НДС определяется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 272 Налогового кодекса
. Пункт 4 статьи 272 Налогового кодекса гласит «Правительство Республики Казахстан устанавливает критерии отнесения реализации товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке, к постоянной реализации, предусмотренной подпунктом 1) пункта 3 настоящей статьи и порядок определения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату: . 1) связанного с оборотами, облагаемыми по нулевой ставке, в случае невыполнения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи; . 2) предусмотренного частью второй подпункта 1) пункта 1 настоящей статьи».. Как видно, пункт 4 статьи 272 Налогового кодекса является бланкетной нормой и применяется, если экспортер не соответствует условиям, указанным в пункте 3 статьи 272 Налогового кодекса, на дату представления декларации по НДС. . Если приложить положения статьи 272 Налогового кодекса к ситуации, когда недропользователь осуществляющий экспорт за пределы РК приступил к добыче и начал экспорт минерального сырья за пределы Казахстана, то положения этой статьи дают право недропользователю вернуть сумму превышения НДС, образовавшуюся в период разведки, то есть до начала экспорта минерального сырья
Товары, материалы, работы и услуги как капитальные затраты, приобретенные в период разведки, были использованы недропользователем для разработки месторождения и подготовки его к периоду добычи и экспорта. Как только недропользователь начал экспорт добытого минерального сырья, он имеет право возместить НДС из бюджета, который он понес в период разведки. При этом для целей подтверждения сумм превышения НДС к возврату из бюджета не имеет значения, когда образовалось превышение НДС до или после начала экспорта минерального сырья. Важным условием, как было указано выше, является связь между превышением НДС, заявленного к возврату из бюджета, и экспортными оборотами. . На практике налоговые органы полагают, что возврату из бюджета подлежат только суммы превышения НДС, которые образовались после начала экспорта товаров. Иными словами, налоговые органы отрицают право экспортера вернуть суммы НДС, уплаченные и накопленные им во время производства товара (период разведки), который в последующем был экспортирован
При этом налоговые органы ссылаются на положения пункта 3 статьи 272 Налогового кодекса, ошибочно полагая, что только эта норма регламентирует право экспортеров на возврат сумм превышения НДС из бюджета, тем самым, не учитывают положения других пунктов статьи 272 Налогового кодекса[3]. . Выше описанная ситуация выгляди следующим образом. Когда недропользователи подают декларацию с требованием вернуть сумму превышения НДС сложившаяся ситуация выглядит таким образом, что недропользователям уплатившим сумму НДС в период разведки, подготовки к добыче и в период добычи минерального сырья не возвращается суммы превышения НДС из бюджета страны, так как сумма НДС, накопившаяся до начала экспорта, не подлежит возврату налогоплательщику из бюджета, в связи с тем что он не экспортировал товар на постоянной основе и его экспортный оборот не превышал 70% от всего размера оборота. . На наш взгляд данная позиция неправильная, так как прямо противоречит положениям статьи 272 Налогового кодекса. В этой связи мы полагаем, что проблемы возврата НДС правоприменительного характера, а не законодательного
Следовательно, делая выводы, хотелось бы отметить, что такая практика налоговых органов незаконна и приводит к двойному налогообложению товаров казахстанского производства и приводит к тому, что товар становится не конкурентоспособным на мировом рынке. Также препятствия со стороны налоговых органов к возмещению сумм НДС, в конечном итоге, негативно отражаются на инвестиционном имидже республики. . Помимо выше изложенного в действиях налоговых органов в судебной практике фиксируются нарушения по отношению к экспортерам по данному вопросу. Одним из частых нарушений при предъявлении сумм НДС к возврату является несоблюдение налоговыми органами 60-дневного срока возврата НДС, установленного п. 4 ст. 273 Налогового кодекса, согласно которому налоговые органы должны осуществлять возврат НДС в течение 60 рабочих дней с момента получения налоговым органом заявления о возврате НДС
. Обращаясь к случаю из судебной практики, можно привести пример, когда судом было установлено, что налоговый орган неверно определил структурное подразделение Комитета Таможенного Контроля Республики Казахстан и направил запрос по подтверждению экспорта в другой территориальный комитет, не располагавший необходимыми сведениями. Такой ответ структурного подразделения таможенного комитета о том, что налогоплательщик не осуществлял экспорт по грузовым таможенным декларациям, был принят налоговым органом, как не подтверждение экспорта, ввиду чего налогоплательщику было отказано в возврате НДС. Судом было установлено, что налоговый комитет должен был приостановить сроки проведения налоговой проверки согласно п.4 ст.629 Налогового кодекса[4], в соответствии с которым течение срока проведения налоговой проверки приостанавливается на момент получения сведений и документов по запросу налогового органа. Однако налоговый комитет не сделал этого и завершил налоговую проверку без отражения в акте каких-либо результатов проверки. Таким образом, затягивание процедуры возврата НДС ввиду допущения нарушений по неверному определению запросов, а также не осуществления таких запросов в срок, как показывает судебная практика, признается нарушением права налогоплательщика на возврат НДС[5].
Из вышеизложенной судебной практики четко и ясно видно, что налоговые органы неверно трактуют нормы налогового законодательства РК, что в свою очередь пагубно влияет не только на отечественных экспортеров в правовом и экономическом плане, но и на развитие экономических связей страны.. Возврат суммы НДС в Российской Федерации имеет определенные специфические особенности. Порядок возмещения предполагает подачу налогоплательщиком декларации о возврате экспортного НДС. В том случае, если указанная сумма по НДС в данном документе превышает установленную, то по закону должен быть произведен возврат излишка. Перед принятием решения и непосредственной выплаты из бюджета излишне уплаченныхсумм налогов проводится камеральная проверка деятельности организации, в рамках которой устанавливается соответствие заявленных требований действительности. Данное мероприятие по закону должно быть проведено в трехмесячный срок с момента подачи декларации о возврате НДС при экспорте.. По итогам декларации за налоговый период сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС, разница подлежит возврату или зачету
Налоговым органом проводится камеральная проверка декларации по НДС на предмет обоснованности суммы НДС к возврату (возмещению). В случае выявления нарушений законодательства составляется акт налоговой проверки декларации по НДС, на который налогоплательщик может представить свои возражения. Нарушений может и не быть, но налоговики занимают позицию отказать под любым предлогом. Организация имеет право представить возражения на акт налоговой проверки, но это не означает, что они будут учтены. Если не выявлены нарушения законодательства, то по завершении проверки в течение 7 дней выносится решение о возврате (возмещении) НДС[6]. . Это в теории, но на практике по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки НДС руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, которым отказывает в возврате НДС
Решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности (решение об отказе в возврате НДС) согласно НК РФ сначала обжалуется в вышестоящий налоговый орган (обычно это Управление ФНС России по субъекту Федерации). Как правило, вышестоящее управление ФНС не пересматривает решение инспекции и оставляет его без изменений. Далее возможно судебное обжалование. После отказа Управления ФНС может быть подан иск в арбитражный суд по обжалованию решения ИФНС об отказе в возврате НДС. Чтобы решение суда вступило в силу организации необходимо выиграть в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции. При этом у налоговиков остается возможность пересмотра решения суда в кассационной и надзорной инстанции. В случае выигрыша арбитражного спора происходит возврат НДС по исполнительному листу, а также налогоплательщик может взыскать проценты за задержку возврата налога и судебные издержки (госпошлину и частично расходы на юридические услуги).
Из вышеизложенной информации видно, что в налоговом законодательстве РФ, как и в РК, присутствуют препятствия для экспортеров в вопросах касающиеся возмещения сумм превышения НДС. Однако в РФ, в случае нарушении сроков возврата суммы НДС, считая с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ[7]. Когда в Налоговом законодательстве РК соответствующие нормы не предусмотрены. Из судебной практики видно, что данная неурегулированность вызывает споры и вопросы о начислении налоговым органом пени за нарушение срока возврата превышения НДС. . В заключение, хотелось бы отметить, что вышеуказанные нарушения налоговых органов в конечном итоге нарушают права налогоплательщиков по возврату НДС. И налогоплательщики, согласно ст.566 Налогового кодекса, вправе отстаивать и защищать свои интересы в судебном порядке
. По нашему мнению для решения накопившихся вопросов по поводу возврата НДС, образовавшегося в связи с приобретением товаров, работ, услуг для проведения геологоразведочных работ в период разведки до начала экспорта, предлагаем освободить от НДС реализацию геологоразведочных работ при условии определения соответствующими министерствами перечня таких работ и предоставления соответствующего пакета документов экспортерами. Также по нашему мнению необходимо разработать постатейный комментарий к особенной части Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» для более четкого регулирования действий налоговах органов и защиты прав и интересов экспортеров. . Помимо вопросов касающиеся возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров по нашему мнению немаловажным вопросом также является возмещение суммы НДС на товары, сделанные иностранными гражданами при обратном пересечении границы той страны, в которой они были приобретены. На сегодняшний день, в Казахстане данный вопрос остается не урегулированным в полной мере, в законодательном плане.
Известно, что в Казахстане осуществляется реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. То есть иными словами реализация товаров осуществляется под таможенным контролем на таможенной территории (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения и т.п.) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер налоговой политики государства. Данная сфера деятельности регулируется Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2012 года № 40 «Об утверждении Правил реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, дополнительных условий включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли», но при этом ни нормы вышеуказанного нормативно правого акта и какого либо иного не учитывают возврат суммы НДС на товары иностранным гражданам осуществившие покупку в не пределов данных магазинов. . Согласно международной практике, товары могут быть проданы без учета налога на добавленную стоимость лицам, не являющиеся резидентами Республики Казахстан. При этом иностранный гражданин приобретает товары на территории Республики Казахстан и вывозит их за ее пределы для личного пользования[8]. Однако в отечественном законодательстве не предусмотрены соответствующие нормативно правовой базы направленной на регулирования данных правоотношений между государством, которое должно возвратить сумму НДС при предоставлении соответствующего денежного документа (товарный чек) нерезидентом Республики Казахстан[9]
Для решения, данного по нашему мнению актуального вопроса мы предлагаем, во-первых, основываясь на зарубежном опыте создать необходимую правовую базу, направленную на регулирование данных правоотношений. В качестве примера предлагаем разработать «Правила безналоговой реализации товара нерезидентам Республики Казахстан за пределами зон таможенного контроля», которая будет регулировать деятельность лиц, осуществляющих розничную реализацию товара нерезидентам посещающим РК, и гражданам РК, проживающим за ее пределами в случаях, когда товары вывозятся ими за пределы РК в неиспользованном виде, и в личном багаже. Во-вторых, основываясь на зарубежном опыте Казахстану необходимо создать эффективную систему возврата суммы НДС нерезидентам Республики Казахстан аналогичную мировой системе возврата НДС — Global Refund являющимся самой успешной организацией беспошлинной торговли в Евро Союзе. А именно: . 1. создать специализированный вид платежного документа, предъявляемый в пунктах возврата суммы НДС; . 2
создать специализированные пункты для осуществления данных операций; . 3. создать реестр юридических лиц предоставляющие данные услуги.. 1) Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.) — http://online.zakon.kz / . 2) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 2 — от 05.08.2000 № 117-ФЗ (действующая редакция от 01.04.2014) — http://www.consultant.ru/, КонсультантПлюс, 1992-2014. 3) Закон Финляндии «О Налоговом управлении» — http://www.vero.fi / . 4) Приложение к Закону Финляндии «О Налоговом управлении» — Инструкция «Безналоговая продажа товаров туристам — Инструкция для продавца» — http://www.vero.fi/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *