Как назывался первый советский видеоклип, снятый в 1939 году Л. Утёсовым?


Леони́д О́сипович Утёсов (настоящее имя Ла́зарь (Ле́йзер) Ио́сифович Вайсбе́йн; 10 [22] марта 1895 — 9 марта 1982) — советский российский эстрадный артист — певец, чтец, дирижёр, руководитель оркестра, конферансье; актёр. Народный артист СССР (1965, первым из артистов эстрады удостоен этого звания). Исполнял песни в различных жанрах от джаза до городского романса.
. Лазарь Вайсбейн родился 10 [22] марта 1895 года в Одессе, в многодетной еврейской семье[2]. На протяжении многих лет во всех справочниках днём рождения Утёсова называлось 9 (21) марта 1895 года. Сам он отмечал свой день рождения 22 марта, а на вопросы по этому поводу отшучивался: «Энциклопедия считает, что 21-го. Она энциклопедия и ей видней»[3], — никаких серьёзных доводов при этом не приводя. Энциклопедия же исходила из того, что разница между юлианским и григорианским календарями для XIX века составляет 12 дней, и старостильное 9 марта (которое энциклопедия брала за дату рождения) в этом случае действительно соответствует новостильному 21-му. Однако в книге метрических записей канцелярии Одесского городского раввина за март 1895 года имеется запись следующего содержания (в дореволюционной орфографии): «Часть — I — О РОДИВШИХСЯ №- Женскій — 427 №- Мужскій — 421 Состояніе отца, имена отца и матери — Херсонскій м/щ [мещанин] Iосіфъ Кельмановичъ Вайсбейнъ, жена Малка.
Кто родился и какое ему или ей дано имя — близнецы сынъ Лазарь, дочь Перля род[ились] 10 марта — обр[езание] 17″[4]. . Отец, мелкий коммерсант (по другим данным — экспедитор одесского порта), — Осип Кельманович (Иосиф Калманович) Вайсбейн, мать — Малка Моисеевна (в девичестве Граник). . В 1904-1909 годах учился в частном коммерческом училище Г. Ф. Файга в Одессе, но был отчислен, по версии самого Утёсова, за то, что в отместку за замечание вымазал мелом и чернилами одежду учителя Закона Божьего[5].
Параллельно брал уроки игры на скрипке. . В 1910-1912 годах играл на гитаре в струнном бродячем оркестре Ярчука-Кучеренко, некоторое время выступал в качестве гимнаста, музыкального эксцентрика и «рыжего» клоуна в передвижном цирке борца Ивана Бороданова в Одессе, Кременчуге, Херсоне, Николаеве. В 1912 году устроился в Кременчугский театр миниатюр, в это же время стал выступать под псевдонимом Леонид Утёсов. . В 1913 году поступил в одесскую труппу К. Г. Розанова, до революции 1917 года играл в ряде театров миниатюр: Большой Ришельевский, Малый Ришельевский, «Интимный», Весёлый, передвижной театр миниатюр «Мозаика» Херсонский театр миниатюр; был артистом антрепризы Н. И.
Собольщикова-Самарина в Киеве, Одессе, Херсоне, Феодосии, Александровске, Екатеринославе, Москве. . В 1916-1917 годах проходил службу в армии. В 1917 году победил в конкурсе куплетистов в Гомеле. В том же году приехал в Москву, где выступал в столичном саду «Эрмитаж». В 1918-1919 годах — артист эстрады во время гастрольной поездки по Украине для обслуживания Южной армии[6]. .
В 1917 году в Одессе впервые снялся в кино, исполнив роль адвоката Зарудного в фильме «Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта»[7] (по выпущенной в 1917 году книге «Лейтенант Шмидт — борец за свободу»[8], выпущен на экраны 5 июля 1917 года[9].). . В 1920-х годах продолжал выступать на эстраде и играть в различных театрах Москвы (Театр революционной сатиры, Театр музыкальной комедии, оперетта «Славянский базар») (1921-1922). В 1922 году переехал жить в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где играл в Свободном театре (1922-1927), Театре Сатиры (1928), оперетте «Палас-театр». В 1923 году подготовил «синтетический спектакль» «От трагедии до трапеции», в котором исполнял драматические и буффонно-комические роли, гимнастические номера, играл на гитаре и скрипке, дирижировал хором и оркестром. Продолжалась и его кинематографическая карьера. .
Был первым исполнителем на эстраде произведений И. Э. Бабеля, Э. Г. Багрицкого, И. П. Уткина, М.
М. Зощенко. . В 1928 году в Париже, где он с женой и дочерью был в качестве туриста, Утёсов услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса, который поразил его тем, что потом сам Утёсов называл «театрализацией». По возвращении в Ленинград создал собственный «Теа-джаз» (позднее Государственный джаз-оркестр РСФСР, Государственный эстрадный оркестр РСФСР), первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра. Успех был значительным, и с этого момента Утёсов фактически сменил профессию, став руководителем (первый год вместе с трубачом Яковом Скоморовским) джаз-оркестра. Коллектив Утёсова исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни.
Последние постепенно заняли основное место в программах оркестра. В 1937 году джаз-оркестр Утёсова представил новую программу «Песни моей Родины». Программа шла несколько лет, вплоть до 1941 года. . Большую роль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная и творческая дружба с композитором Исааком Дунаевским, написавшим для «Теа-джаза», в частности, джазовые «рапсодии» — обработки русских, украинских и еврейских (на идише) песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов. В содружестве с И. Дунаевским, В.
Лебедевым-Кумачом, В. Массом и Н. Эрдманом создал эксцентрические музыкальные комедийные обозрения — «Джаз на повороте» (1930), «Музыкальный магазин» (1932) и др. . В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята» с Утёсовым в главной роли и с участием его оркестра (музыку к картине писал И. Дунаевский, тексты песен — В. Лебедев-Кумач).
Успех фильма принёс Утёсову огромную популярность и известность по всей стране. В газетных же рецензиях исполнитель главной роли даже не был упомянут. Утёсов так иронически комментировал несправедливое отношение к себе со стороны власти: «Когда отмечалось пятнадцатилетие советского кино, Г. Александров получил орден Красной Звезды, Любовь Орлова — звание заслуженной артистки, а я — фотоаппарат»[10]. . В 1939 году вышла его первая книга «Записки актёра». .
В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбёжки. 5-му гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолёта Ла-5Ф от оркестра Леонида Утёсова. Самолёты носили название «Весёлые ребята»[11]. . После войны Утёсов и его оркестр продолжали много ездить по стране, записываться на пластинки, выступать по радио, а потом и по телевидению. К 800-летию Москвы в 1947 году оркестр Утёсова подготовил оркестровую фантазию «Москва».
В финале программы впервые прозвучала песня И. Дунаевского «Дорогие мои москвичи!». В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя». . В 1966 году принял решение покинуть сцену (кроме единичных случаев, когда он исполнял по 1-2 песни). В оставшиеся 16 лет жизни написал ещё одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену. .
В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Леонида Утёсова. . Леонид Утёсов скончался 9 марта 1982 года в Москве, на полтора месяца пережив свою дочь Эдит, умершую 21 января. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище (участок № 9)[12]. . Леонид Утёсов был дважды женат: с 1914 года на Елене Осиповне Гольдиной (сценический псевдоним — Елена Ленская; 1892-1962)[13] и с 1982 года (в течение двух последних месяцев своей жизни) на Антонине Сергеевне Ревельс (1923-1997), которая была танцовщицей в его коллективе с 1943 года. .
Дочь от первого брака — Эдит Леонидовна Утёсова (1915-1982)[14], была солисткой его оркестра (её муж — режиссёр Альберт Александрович Гендельштейн). Многие песни отец исполнял в дуэте с ней, в частности, широко известные «Прекрасная маркиза» и «Дорогие мои москвичи»[15]. . Одесский артист Скавронский пригласил Вайсбейна в 1912 году в свою миниатюру. Но при этом поставил условие: «Никаких Вайсбейнов!» . Зная историю с «переделкой» Скавронского, я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. .
Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актёр Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин — чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское — могильный холм…
. «Что же есть на земле ещё выдающееся? — мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утёс с рыбачьей хижиной. — Боже мой, — подумал я, — утёсы, есть же ещё утёсы!» . Я стал вертеть это слово так и этак. Утёсин? Не годится — в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… «Утёсов?» — мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утёсов! Именно Утёсов! .
Вот, например, Степану Степановичу Макаревичу — тоже. Никаких Степанов Макаревичей! — решил однажды он. Отныне родные и близкие и вообще все люди на земле должны называть его не иначе, как Леонид Утёсов, — и в 1920-х годах он сделал об этом публикацию в газете. . Валентин Алексеевич Серохвостов тоже решил стать Леонидом Утёсовым. А Жевжеку Алексею Яковлевичу подходит только фамилия Утёсов, а имя он оставляет своё. Тихону же Федосову кажется, что фамилия Утёсов лучше звучит с именем Евгений.
Стал бы уж заодно и Онегиным. Оно как-то привычнее. . (приведено по программам 11 компакт-дисков, изданных в 1995-1997 гг. фирмой «Коминформцентр»; в хронологии имеются погрешности)[34]. • Гоп со смыком (репертуар 1929-1933). • Лимончики (репертуар 1933-1937).