Как наказать банк за неправомерное распространение рекламы по телефону?


Когда рекламные звонки законны, а когда — незаконны. Способы борьбы с рекламой по телефону. Обращение с жалобой в Роскомнадзор. Является ли номер телефона персональными данными абонента?.
Полезные ссылки по теме. Так как количество звонков с предложениями различных услуг с принятием изменений в Закон № 152-ФЗ «О персональных данных» (направленных в том числе и на борьбу недобросовестной рекламой) не сокращается, автор не перестает удивляться, сколько организаций осведомлены о его скромной персоне. При этом часть персональных данных сливается из МФЦ, т.к. именно полсе обращения в МФЦ поступало большое количество рекламных звонков (что происходило неоднократно).. Первый вопрос, который каждый из нас задает звонящему: «Откуда вы узнали мой номер (имя и (или) другие персональные данные)»? На этот вопрос звонящие обычно не дают вразумительного ответа, поэтому (как обычно) попробуем разобраться самостоятельно.. Рекламные звонки на ваш телефон (как и смс) являются законными только при условии Вы дали согласие на получение такой рекламы, что прямо предусмотрено статьей 18 Закона «О рекламе» и статьей 15 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных».. Чаще всего такое согласие распространители рекламы получают при оформлении анкеты на выдачу различных карт скидок, бонусных или клубных карт, а также на различных сайтах..
Если пункт о вашем согласи на получение рекламных рассылок напечатан мелким шрифтом, то такое согласие не признается законным.. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.. Если вы не давали согласия на получение рекламных звонков или отказались от ее получения и не давали согласие на обработку своих персональных данных, то такие звонки незаконны дважды, т.к. нарушают требования:. статьи 18 Закона «О рекламе» (за соблюдением которой следит ФАС). статьи 15 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» (за соблюдением которой следит Роскомнадзор).. Не смотря на это, ни ФАС, ни Роскомнадзор не спешит бороться с незаконной рекламой, оставляя нас наедине с этой проблемой..
Бороться с рекламными звонками можно следующими способами:. Способы борьбы с рекламой по телефону такие же, как и с СМС — спамом, с той лишь разницей, что:. к вашему оператору связи обращаться бесполезно;. в этом случае обращаться с жалобой необходимо не в ФАС, а в Роскомнадзор, т.к. согласно статье 23 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» именно он осуществляет контроль и надзор за соблюдением этого закона; . для автоматической блокировки входящих звонков есть программы для смартфонов (мне, к примеру, нравится программа «Не бери трубку»).. При этом надо учитывать и некоторые особенности:.
в отличие от СМС спама при обзвоне происходит общение с живым человеком — рекламораспространителем;. обычно рекламные звонки неожиданны, поэтому в результате рекламного звонка у нас на руках остается лишь номер телефона, с которого звонили.. Поэтому не будем повторяться в ранее изложенных способах борьбы с СМС — спамом, а дополним эти способы примерным перечнем вопросов, которые надо задать распространителю рекламы с учетом того, что звонящие нарушают не только Закон «О рекламе», но и требования Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» (за что статьей 13.11 КоАП предусмотрена административная ответственность). Для этого спрашием:. откуда у него ваш номер телефона;. какая организация предоставила информацию о Вас;. есть ли у звонящего документы с Вашей подписью, подтверждающие Ваше согласие на получение рекламы на этот номер;.
наименование, юридический адрес, ИНН, ОГРН организации, в которой работает звонящий, его фамилию, имя, отчество и должность.. Здесь надо отметить следующее: для того, чтобы избежать звания оператора персональных данных (уйдя таким образом от всех сложностей, связанных с исполнением требований Закона № 152-ФЗ), зачастую заказчики рекламы передают функции по обзвону потенциальных клиентов третьим лицам (хотя звонящие и представляются работниками той организации, услуги которой они рекламируют. Так автору неоднократно раздавались звонки с телефона 383-14-81 и звонящие представлялись службой качества интернет-провайдера «Скайнет», начиная разговор с того, что в моем доме компания Скайнет предоставляет услуги интернет доступа и называя при этом как номер дома, так и другие мои персональные данные. Обратившись к провайдеру напрямую представители компании пояснили, что им (якобы) не известно — кто звонил, а указанный номер телефона не принадлежит провайдеру). В связи с этим не лишним будет спросить сведения о заказчике рекламы и основаниях предоставления услуг обзвона (дата и номер договора).. прекратить распространение рекламы на данный номер в связи с тем (даже если Ваши персональные данные были получены законно — это прямо предусмотрено статьей 9 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных»);. удалить все Ваши персональные данные из всех баз данных звонящего (статья 20 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных»);.
направить Вам письменное подтвердждение о том, что все Ваши персональные данные удалены из всех баз данных распространителя рекламы (статья 21 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных»).. Изложенные вопросы помогут Вам составить предметную жалобу в Роскомнадзор и повысит получение желаемого результата ее рассмотрения.. Если вы не давали согласия на получение рекламных звонков или отказались от ее получения и не давали согласие на обработку своих персональных данных, то такие звонки незаконны дважды, т.к. нарушают требования:. статьи 18 Закона «О рекламе» (за соблюдением которой следит ФАС). статьи 15 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» (за соблюдением которой следит Роскомнадзор), . поэтому Вы вправе обратиться с жалобой в:.
Федеральную антимонопольную службу России, которая осуществляет надзор и контроль соблюдения законодательства о рекламе. Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), т.к. именно этот гос. орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области защиты персональных данных.. Жалобу можно направить через сайт Роскомнадзора (максимальное количество символов в – 2 000).. Составить жалобу Вам помогут следующие материалы:. общие рекомендации о том, как составить любую жалобу;.
образец жалобы в ФАС (об СМС — спаме). Если Роскомнадзор установит нарушение, то сможет привлечь виновное лицо по статье 13.11 КоАП за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).. Один из часто возникаемых вопросов является вопрос о том, является ли номер телефона персональными данными? . Ответ на этот вопрос дает статья 3 Закона № 152-ФЗ, согласно которому персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Следовательно, данные о номере телефона являются персональными, т.к. на основании номера телефона можно определить конкретное физическое лицо. .
Данный вывод подтверждает:. судебная практика, обосновывая это тем, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, в том числе номер мобильного телефона, если эта информация позволяет идентифицировать личность (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 29.09.2015 по делу N 33-9241/2015); . Роскомнадзор, который в своем Письме от 20.01.2017 № 08АП-6054 подчеркнул: принцип идентификации физического лица по фамилии, имени, отчеству из всего массива информации не является единственно возможным критерием отнесения обработанных сведений к персональным данным;. Минкомсвязи России, который в своем Письме от 07.07.2017 № П11-15054-ОГ разъяснил, что: . абонентский номер или адрес электронной почты могут быть признаны персональными данными в случае, когда такая информация относится к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Например, абонентский номер, принадлежащий юридическому лицу, не может рассматриваться в качестве персональных данных;. к сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента — юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента..
Статья написана и размещена 27 февраля 2015 года. Дополнена — 06.05.2017, 26.07.2017, 02.03.2018. Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.. Поговорим — виртуальный оператор связи Сбербанка. Справочник USSD команд Билайн Мегафон МТС Теле2 Yota . Как убрать рекламу в браузере .