Как нарисовать Никиту из рассказа Платонова глазами детей, образец?


урок литературы в 5 классе, построенный в соответствии с ФГОС ООО. (по рассказу А.
П. Платонова «Никита»). Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 30 имени Н. Н. Колокольцова» Федорченко С. В.. 1.
образовательная: раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита». 2. развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;. 3. воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.. Записано предложение: «Детство — …
пора». . Работа со словом «детство». Итак, ребята, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке литературы?  А как мы назовем наш урок? (формулируют тему и записывают ее в тетрадь). . Прежде чем мы начнем знакомиться с произведениемА.П.Платонова «Никита», я хочу спрсить у вас: легко ли быть маленьким? Какие открытия можно сделать в детстве? Какие трудности или страхи испытывает маленький человек, особенно, когда остается один? (индивидуально отвечают, рассуждают). Запишите -ка этот вопрос: «Легко ли быть маленьким?» Мы сегодня постараемся найти на него ответ.
. Работа по рассказу А. Платонова «Никита» . Комментированное чтение рассказа учителем. . По ходу чтения объясняются значения слов и выражений, которые употреблены в рассказе (словарики лежат на каждой парте):  изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.. Беседа после прочтения:.
— Какие чувства у вас вызвал рассказ?. — Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?. — Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа? Запишите ее в свою тетрадь. . — Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?. — Почему Никите кажется, что всё вокруг него живое? .
— Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?. — Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика? . — Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?. — Почему «тайные жители» стали казаться Никите враждебными?. — Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло.
Что отец Никиты считает добром? . — Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?. — Какую работу отец поручил Никите?. — Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай всё трудом работать, и все живые будут»?. — Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?  И  какова же основная мысль рассказа. Правильно ли вы определили ее в начале занятия?. — Ребята, так легко ли быть маленьким? .
Слово учителя: Нелегко сказать, как живется маленькому человеку. Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения.
Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.. «-Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они злые. А этого гвоздя-человека ты сам трудом сработал, он и добрый…Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».. Слайд        Человек (и взрослый и ребёнок) преображает мир своими добрыми делами – вот истина жизни, которую понял главный герой рассказа А. Платонова. (Записать в тетрадь) . А я хочу сказать вам еще вот о чем: о художественной детали.
Ведь в произведении настоящего мастера ни одно слово не используется просто так. А Андрей Платонов не просто мастер художественного слова, а Мастер!!! Он назвал свой рассказ «Никита». А вы знаете, что означает это имя? . Слайд с изображением богини Ники. Никита – в переводе с греческого – победитель – кого или что победил Никита из рассказа? Страх!!! . А давайте – ка и мы побудем победителями! Я предлагаю вам нарисовать свой страх, любой, самое-самое страшное, что может быть в вашей жизни. Рисуем на листах бумаги, которые лежат на ваших столах (2-3 мин) .
А теперь порвите эти листочки, сомните их, уничтожьте!!! Бросайте все свои страхи в нашу золотую урну! И вовсе они не страшные… Просто все в этой жизни в чьих руках? . Проект: Создание обложки к книге А. Платонова «Никита». Представьте, что перед вами книга, в которой напечатан рассказ А. Платонова «Никита».. Какую бы вы иллюстрацию нарисовали на обложке этой книжки, чтобы в ней отразилась та проблема, о которой мы говорили сегодня на уроке?.
В течение двух минут обсудите в группе и опишите иллюстрацию. Можете набросать эскиз на листе бумаги. Бумагу возьмите у меня на столе.. Обсуждение иллюстраций. (что, почему, как?). Как вы чувствовали себя на сегодняшнем занятии? . Какая работа была вам интересна, что вызвало затруднение, какие моменты  особенно запомнились? Вынесли ли вы что-нибудь полезного для себя? .
А теперь обсудите в группах работу каждого участника и оцените ее в тех листах, что есть на столах.. Домашнее задание (по группам)Творческая работа по развитию речи.  Сочинение от лица главного героя произведения – пятилетнего Никиты, -своему отцу в форме монолога, с рассказом,  как легко или трудно быть маленьким. . Легко ли быть маленьким? Какие открытия можно сделать в детстве? Какие трудности или страхи испытывает маленький человек, когда остается один? Легко ли быть маленьким?. А. П.
Платонов. «Никита » Надо много «испытать и пережить действительности, чтобы …народилось точное, истинное слово.». Одиночество. Знакомо ли вам это состояние?. Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита. 1 и 3 группы 2 и 4 группы Пустая бочка Чужой петух Колодец Жёлтый цветок Две земляные норы Колья из плетня Старый пень Доброе солнце Стол Земля Банька. Давайте все трудом работать, и все живые будут.
Человек преображает мир своими добрыми делами. Художественная деталь – изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета и т.п., несущая повышенную смысловую нагрузку .. Проект: создание обложки к книге А. Платонова «Никита». Как вы чувствовали себя на сегодняшнем занятии? Какая работа была вам интересна, что вызвало затруднение, какие моменты особенно запомнились ? Вынесли ли вы что-нибудь полезного для себя?. Урок литературы в 7-м классе по рассказу А. Платонова «Никита»….