Как научить ребенка читать, чтобы он понимал прочитанное?


Научив ребенка читать, родители обычно вздыхают с облегчением: самая трудная часть пути пройдена. Но ситуации, когда дети не могут понять прочитанный самостоятельно текст, не так уж и редки: их силы уходят на правильное чтение и смысл слов, а то и целых фраз просто ускользает.. Представим ситуацию: ребенок прочитал слово или короткую фразу, но понять смысл не смог.
Родители просят повторно прочесть, но результат лучше не становится: ребенок не понимает, что читает. Более того, начав переживать и нервничать из-за возможного недовольства родителей или учителя, дети начинают читать сбивчиво, путать буквы и слоги, неправильно расставлять ударения.. Знание алфавита, умение произносить звуки и правильно складывать буквы в слоги еще не является гарантией того, что дети смогут понять написанное. И если в первом классе объемы заданий для чтения относительно невелики, то в дальнейшем обучение строится именно на умении читать и понимать прочитанный текст, поэтому решать проблему с осмыслением письменной речи необходимо как можно раньше.. Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?. Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное..
Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.. В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.. Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.. Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия..
Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.. Мозг ребенка сосредоточен на восприятии новых слов, вспоминании букв. Даже если текст лёгкий, ребенок не способен переварить небольшой объем. Согласна абсолютно с вышесказанным. Чтобы ребенок мог запоминать текста, обязательно книжки и рассказы должны содержать тематические рисунки и картинки.
Так будет гораздо легче усваивать прочитанный текст. Просите перечитывать текст, например, по абзацу и заставьте ребенка пересказывать его. Не загружайте его большими и разными рассказами. Как только он перескажет несколько предложений или абзацев, то сразу почувствуете улучшение. И при непонятных словах, обязательно поясняйте ребенку их значение. А то бывает ребёнок не поймёт слово и не находит на него ответ, то в голове у него звучит “хм,что это? ай ладно, проехали”. Будьте уверены при таком раскладе так дальше будет и с другими науками и задачами, с той же математикой, к примеру..