Как пересказать сказку «Царевна-лягушка» в разных стилях речи?


Цели урока: обучать анализу сказки как художественного произведения; показать особенности жанра волшебной сказки на примере сказки «Царевна-лягушка»; составить план сказки;.  развивать связную речь на основе пересказа сказки, формировать умение использовать в речи языковые особенности волшебной сказки; показать характер отражения реальной жизни в волшебной сказке; формировать представления о добре и зле на основе народного идеала.. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности.. Цели урока: обучать анализу сказки как художественного произведения; показать особенности жанра волшебной сказки на примере сказки «Царевна-лягушка»; составить план сказки;.
развивать связную речь на основе пересказа сказки, формировать умение использовать в речи языковые особенности волшебной сказки; показать характер отражения реальной жизни в волшебной сказке; формировать представления о добре и зле на основе народного идеала.. Встреча со сказкой – это радость для каждого человека, особенно для ребёнка. Вы уже. опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы. вспомнили? А что нас привлекает в сказках? Конечно же, чудеса, превращения, волшебные. сказочные предметы и сказочные персонажи.
Какие волшебные предметы встречаются в. русских народных сказках? Какие сказочные персонажи действуют?. Вспомните, ребята, о чём шла речь на прошлом уроке. Какие виды сказок вы знаете? Что вы. запомнили об особенностях жанра волшебной сказки?. Назовите элементы композиции волшебной сказки. Знакомство с «Примерным планом анализа художественного произведения». (Распечатки с планом имеются на каждой парте)..
Примерный план анализа художественного произведения1. Определить жанр произведения.2. Выявить композицию.3. Элементы сюжета.4. Система образов.5. Особенности языка.6. Основные проблемы.7.
Позиция автора.. Определение жанра произведения. По каким признакам можно отнести прочитанную сказку к волшебным сказкам?. Композиция сказки. Аналитическая беседа по вопросам:- Уточните жанр сказки «Царевна – лягушка». К какому виду сказок она относится? Ответ обосновать.- Какие части можно выделить в композиции этой сказки?- Найдите и прочитайте зачин сказки, концовку.- А что представляет собой основная часть сказки? (Рассказ о событиях, происходящих с героями).. — Назовите элементы композиции волшебной сказки в прочитанном произведении.
Составление плана сказки и запись в тетради.Примерный план. Наказ царя сыновьям о сватовстве.. Сватовство старших братьев.. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.. Первый приказ царя невесткам: испечь мягкие белые хлебы.. Второй приказ царя невесткам: соткать ковры.. Третий приказ царя невесткам: явиться на пир..
Василиса Премудрая на пиру у царя.. Иван-царевич сжигает лягушечью кожу.. Встреча Ивана-царевича со «старым старичком».. Встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.. Иван-царевич у Бабы-яги.. Иван-царевич у Кощеева дуба.. Возвращение Ивана-царевича с Василисой Премудрой домой..
Характеристика системы образов сказки.. Мы говорили о том, что в волшебной сказке реальность тесно связана с вымыслом, что вымысел делает сказку интересной, занимательной. Недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Вымысел оттеняет то, что народ считает нужным передать другим поколениям — свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т. е. свои идеалы. В сказках утверждаются идеалы добра, красоты, справедливости.Посмотрим, как это происходит в сказке «Царевна-лягушка», какие герои являются носителями народных идеалов..
Какие поступки Ивана-царевича вызывают у вас уважение?. Почему Иван-царевич сжег лягушечью кожу?. Какие черты характера присущи этому герою?. Почему, хотя двигают ход событий поступки Ивана-царевича, сказка названа «Царевна-лягушка»?. Какие черты характера Василисы Премудрой вам нравятся и почему?. О чем говорит прозвище Василисы?. Как изображены отрицательные герои? Кто они?.
Является ли в этой сказке Баба-яга отрицательной героиней?. Как вы можете охарактеризовать братьев Ивана-царевича и их жен?. Выводы.Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет мило­сердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде.
Эти качества особенно ценит народ.Образ Василисы Премудрой — один из вариантов сказочного образа невесты-волшебницы. Эта героиня любима народом за трудолюбие, доброту, мудрость, любовь и заботу. О духовных данных Василисы Премудрой так писал А. М. Горький: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты».Сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам, учит оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».. Работа с распечаткой «Особенности языка волшебной сказки» — приём троекратного повторения (его роль);- устойчивые сказочные обороты;- постоянные эпитеты;- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;- гипербола (её роль в сказке);- обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова).Задание: найдите в тексте сказки примеры перечисленных особенностей языка.  . Реальность и вымысел в волшебной сказке.
Любое произведение искусства — народного или авторского — так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого — реальность. Другое дело, что реальность преобразуется воображением, фантазией, мечтой, творческой мыслью художника. Попробуем определить, как это происходит в волшебной сказке «Царевна-лягушка».Что в сказке кажется вам достоверным? Что могло быть на самом деле?. Какие события, явления, предметы носят фантастический, нереальный характер?. Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке? . Комментарии учителяРеальны в сказке бытовые ситуации: семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест; желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки.
Достоверны чувства героев: досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость. Это главное содержание сказки, то, что волнует каждого человека.Вымысел касается частностей, которые делают сказку занимательной: превращения Василисы Премудрой и ее чудесные творения; животные, говорящие человечьим голосом и помогающие герою; волшебные предметы — клубок, показывающий путь, избушка на курьих ножках; игла, в которой спрятана смерть Кощея.Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла, фан­тазии, носит древние мифологические черты.. Подведение итогов урока. В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки.
В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать.. Примерный план анализа художественного произведения1. Определить жанр произведения.2. Выявить композицию.3. Элементы сюжета.4. Система образов.5.
Особенности языка.6. Основные проблемы.7. Позиция автора.. Особенности языка волшебной сказки — приём троекратного повторения (его роль);- устойчивые сказочные обороты;- постоянные эпитеты;- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;- гипербола (её роль в сказке);- обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова).Задание: найдите в тексте сказки примеры перечисленных особенностей языка. Примерный план анализа художественного произведения1. Определить жанр произведения.2. Выявить композицию.3.
Элементы сюжета.4. Система образов.5. Особенности языка.6. Основные проблемы.7. Позиция автора.. Особенности языка волшебной сказки — приём троекратного повторения (его роль);- устойчивые сказочные обороты;- постоянные эпитеты;- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;- гипербола (её роль в сказке);- обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова).Задание: найдите в тексте сказки примеры перечисленных особенностей языка.  Примерный план анализа художественного произведения1.
Определить жанр произведения.2. Выявить композицию.3. Элементы сюжета.4. Система образов.5. Особенности языка.6. Основные проблемы.7. Позиция автора..
Особенности языка волшебной сказки — приём троекратного повторения (его роль);- устойчивые сказочные обороты;- постоянные эпитеты;- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;- гипербола (её роль в сказке);- обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова).Задание: найдите в тексте сказки примеры перечисленных особенностей языка. Примерный план анализа художественного произведения1. Определить жанр произведения.2. Выявить композицию.3. Элементы сюжета.4. Система образов.5. Особенности языка.6.
Основные проблемы.7. Позиция автора.. Особенности языка волшебной сказки — приём троекратного повторения (его роль);- устойчивые сказочные обороты;- постоянные эпитеты;- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;- гипербола (её роль в сказке);- обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова).Задание: найдите в тексте сказки примеры перечисленных особенностей языка. Тест по сказке «Царевна-лягушка». Вариант 1. 1. Жанр устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях — это….
б) колыбельная песня;. 6. «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот ничего не попало». Как называется такой элемент сказки?. 2. Кто «заколдовал» Василису Премудрую?. г) Кащей Бессмертный..
7. Какие животные помогли Ивану – царевичу?. 3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу?. а) два дня, а на третий день нашёл;. в) нашёл в этот же день, но только к вечеру;. 8.
Кто из героев сказки вызывает у вас сочувствие?. б) старший и средний сыновья;. г) Кащей Бессмертный.. 4. Что не должны были сделать жёны царевичей по приказу царя?. 9. «Утро вечера мудренее».
Кто из героев сказки говорил эти слова?. в) Василиса Премудрая;. 5. Что положила себе в рукава на пиру Василиса Премудрая?. б) косточки от рыбы ;. в) серебряную ложечку;. г) косточки жареного лебедя.
. 10. Какие черты характера Ивана – царевича помогли отыскать Василису Премудрую?. а) скромность и молчаливость;. б) смелость и упорство;. в) хитрость и ловкость;. г) доброта и милосердие ..
Тест по сказке «Царевна-лягушка». Вариант 2. 1. К какому виду сказок принадлежит сказка «Царевна – лягушка»?. б) волшебная сказка;. в) сказка о животных;. г) сказка о добре и зле.
. 6. Царь приказал на пиру выгнать невесток из горницы, потому что они…. а) ругались между собой;. б) смеялись над женой Ивана-царевича;. в) не смогли хорошо испечь каравай и выткать ковёр;. г) гостей забрызгали, костями-огрызками засыпали.
. 2. Сколько лет Василиса Премудрая должна была быть квакушкою?. 7. Что должен был сделать Иван-царевич, прежде чем смог бы отыскать Василису Премудрую?. а) износить три пары железных сапог; изгрызть три железных хлеба. б) износить три железных рубашки;.
в) пройти тридцать три дремучих леса;. г) преодолеть три препятствия.. 3. Как Иван-царевич нёс лягушку-квакушку домой?. а) завернул в салфетку;. б) завернул в платочек;. в) положил в мешочек;.
г) положил в карман.. 8. Что находилось на вершине Кащеева дуба?. в) серебряная шкатулка;. 4. Как приехала Василиса Премудрая на пир к царю?. в) в золочёной карете;.
г) верхом на лошади.. 9. Почему животные помогали Ивану-царевичу?. а) потому что он был смелым;. б) потому что он был добрым и пожалел их;. в) потому что они его боялись;. г) так им велела Баба Яга..
5. Как Иван-царевич искал свою жену?. а) с помощью компаса;. б) ориентировался по звёздам ;. в) с помощью клубочка;. г) с помощью волшебного зеркала. .
10. Чему учит сказка «Царевна-лягушка»?. а) нужно быть трудолюбивым и добрым;. б) нужно не судить о людях по их внешнему виду;. в) нужно быть метким и ловким;. г) нужно не бояться трудностей.. Подготовка к ОГЭ по математике 9 класс.
Окружающий мир 3 класс ФГОС. Электронная тетрадь по истории России 6…. Электронная тетрадь по информатике 7…. Электронная тетрадь по ОБЖ 6 класс ФГОС. История Древнего мира 5 класс ФГОС. Электронная тетрадь по всеобщей истории…. Электронная тетрадь по русской….