Как пишется «не жаль»: слитно или раздельно?


. Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний
Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.. Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.. I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:. Частица не, написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.. Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:. Частица не пишется раздельно:. – с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);. – со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);. – с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);. – в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).. – в словах, которые без не не употребляются (невежа, непобедимый);
– в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);. – в отглагольных прилагательных на -мый (независимый);. – в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);. – в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).. Этот же принцип написания относится и к причастиям:. Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть. – зависимое слово: не погашенные никем огни;
– противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.. Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.. Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица не пишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.. С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.. II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).. Не с различными частями речи
1. Не употребляется без не-:. неженка, нелепый, нелепо. 2. Можно заменить синонимом без не-:. нескромно (хвастливо). 3
В отрицательных наречиях:. 1. Есть противопоставление:. 2. Отрицание усилено словами. далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:. 3
С наречиями не на -о, -е:. После не и ни нет предлога:. После не и ни есть предлог:. недомогая (не употр. без -не). не замечая (деепричастие) . Нет зависимого слова или противопоставления:
1. Есть зависимое слово:. не законченная вовремя работа . 2. Есть противопоставление:. не законченная, а начатая работа. 3
С краткими причастиями:. III. Слова, которые без не не употребляются.. неприглядный (поступок) . несметное (количество) . недоставать (чего-л.) . недосмотреть (за ребенком)
IV. Упрощенный вариант правил:. V. Работаем с алгоритмами. . VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не. 1) невыполненное поручение;. 3) негодующий взгляд;. 8) кольцо не золотое;. 10) далеко не легкое дело;
13) не смотря по сторонам;. 14) несмотря на обстоятельства.. Ответ записывается так:. слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14; . раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.. 2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:. 1) незавершенный роман;. А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).. 3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:. 4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость
А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.. 5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – …, противник – …, сосредоточенность – …, грязнуля – …, аккуратный – …, близко – …, ложь – …, низко – ….. 6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:. не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать, . не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться
. Как вы напишите не с глаголом в предложениях:. Мне не хватает 100 рублей . Мне недостает 100 тысяч?. 7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):. невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать, . не замечать, не заметить, неистовствовать, . не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится, . неймется, недосмотреть (за кем-либо).. От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?. (После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).. VII
Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления.. Исправьте ошибки, допущенные в тексте.. И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.. Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.. В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.. А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.. Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.. И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.. «Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.. VIII. Напишите диктант.
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность
Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны
Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.. (По Н.Тимковскому) (130 слов). 1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *