Как сделать хороший проект (для школы)?


Шаги от «А» до «Я» для новичков и опытных. Проект: комплекс спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.
. Социальный проект: программа реальных действий, цель которого направлена на решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи — на позитивные результаты и изменения в обществе. . Основные требования, которым должен отвечать проект: . актуальность – причина, основания реализации проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта; . время – проект должен быть ограниченным по времени; . ресурсы – проект должен иметь четкое описание потребностей; .
оценка качества и результатов – шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу и осмыслению. . Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, с разными результатами. В любом случае проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы. Проект должен быть системным, логичным и адекватным, то есть каждый раздел должен соответствовать всем остальным (задачи должны соответствовать цели, механизм – цели и задачам, бюджет – цели, задачам и механизму и т.д.). . Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.
. Что бы вы хотели изменить? . Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь? . Какую проблему хотите решить? . Вопросы для описания: . Проанализируйте и опишите проблему: . Что – в чем заключается проблема? .
Где – насколько широко распространена? . Когда – насколько долго существует? . Сколько – какое количество людей затрагивает? . Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать. Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта. . Шаг №2: Пишем цель проекта.
. Цель — общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель — образ действий по достижению желаемого результата. . Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель — это проблема наоборот.
. Сформулируйте цель своего проекта: . Задайте вопросы для цели своего проекта: . Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта? . Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей? . Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов? . Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами? .
Шаг №3: Пишем задачи проекта. . Задачи проекта — это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели. . Важно помнить! Задач может быть несколько, все задачи — шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта. . Используйте глаголы.
Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д. . Проверьте. Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель). . Проанализируйте. Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).
. Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию smart. . Смотрим на нашу цель и задачи, проверяем их по критерию SMART, при необходимости корректируем. . Конкретность (specific) . Измеримость  (measurable) .
Достижимость  (achievable) . Выгодность (rewarding) . Временные рамки  (time bound) . Например: Цель: «Строительство дома» — может быть конкретизирована по критерию SMART следующим образом: «Строительство и сдача в эксплуатацию 2-этажного, 6-квартирного дома для семей молодых специалистов поселка Вычегда ко второму кварталу 2014 года». . Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку действий.
. Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет. . Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений. . Например, если мы говорим о строительстве дома для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с: .
непосредственно строительством . согласованиями с органами государственной власти . с работой с целевой аудиторией – семьями молодых специалистов . работой с прессой по PR проекта и события в целом. . Эта логическая цепочка поможет нам написать план-график проекта в его логической последовательности. .
Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения работ. . План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы. . Например: План реализации проекта.
Пример №1 . План реализации проекта. Пример №2 . План реализации проекта. Пример №3 . Также полезно будет сделать сетевой план – график. .

Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект. . Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов: . сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены? . из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии, спонсорские средства, иное? . Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.
. Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта: . Наименование статей и расходов . Расчет суммы затрат . Финансовые затраты по проекту . Запрашиваемые средства . «Бюджет» (смета) должен быть расписан по статьям.
. аренда помещений и коммунальные платежи . командировочные и транспортные расходы . связь и коммуникации . проведение специальных мероприятий . издательские расходы . расходные материалы .
и другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта. . «Прочие расходы» — это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована. . «Оплата труда» — включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов. .
Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов — должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты. . Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации. . В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.
. Шаг №8. Пишем результаты. . При составлении плана действий и расчете бюджета у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта. .
В проекте результаты можно прописывать текстом, здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов: . Еще раз напишите цель вашего проекта: . Напишите результаты по Задаче 1. . Напишите результаты по Задаче 2. . Напишите результаты по Задаче 3.
. Напишите результаты по Задаче 4. . Итого: пропишите количественные и качественные результаты проекта. . Напишите, как вы будете оценивать ваш проект, методы оценки проекта – насколько он эффективен? Как вы поймете, что достигли результатов? . Количественный результат (что будет сделано?) — фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.
. Качественный результат (что изменится?) — должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д. . Эффективность — соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями. . Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать. .
Шаг №9. оформляем проект. . Оформленный проект  обычно  содержит следующие разделы: . Титульный лист: название проекта, авторы, контактные данные (1 стр.) . Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт) . Подробное описание проекта: . Содержание проекта, обоснование.
. Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен. . Цели и задачи проекта. . Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете. .
Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д. . Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются). . Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе. . Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.
. приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.) . Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д. . Если вам необходимо сделать презентацию: .
на каждый раздел не более 1-2 слайдов; . шрифт должен быть максимально крупным и читаемым даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее 20; . анимацию, выплывающие заголовки и т.д. рекомендуется использовать адекватно, не злоупотреблять; . при использовании светлого фона шрифт должен быть черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при использовании темного цвета фона шрифт — белого цвета; . изображения (фотографии, графика, инфографика), используемые в презентации, должны быть четкими, крупными и размещены в отдельных слайдах, . если в оформлении фона есть графические символы (логотип организации, логотипы партнеров и т.д.), текст слайда не должен заходить на данный символ.
. Вариант формы проекта . Краткая аннотация проекта (1 лист) . Подробное описание проекта: . Актуальность проблемы . Механизм реализации – деятельность в ходе проекта (см. Пошаговую инструкцию) .