Как украинец Хрущёв подарил Крым Украине? Когда? Имел ли право?


Передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР (также известна как «передача Крыма Украине») была осуществлена на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года (утверждённого законом СССР от 26 апреля того же года[1]). .
Необходимость передачи Крымской области в состав Украинской ССР в соответствующем указе объяснялась «общностью экономики, территориальной близостью и тесными хозяйственными и культурными связями между Крымской областью и Украинской ССР». . Издание указа часто называют личной инициативой тесно связанного с Украиной Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва. Украинский историк Юрий Шаповал считает, что данное утверждение не соответствует истине и гораздо большую роль в передаче Крыма сыграли более влиятельные на тот момент Маленков, Ворошилов, Каганович и другие члены Президиума ЦК КПСС[2]. . Как считают одни исследователи, эта передача оказалась вынужденной мерой из-за имевшей место, по мнению этих исследователей, тяжёлой экономической ситуации на полуострове, вызванной послевоенной разрухой и нехваткой рабочей силы после депортации крымских татар[3][4]. По мнению других исследователей, утверждение о «тяжёлом экономическом положении» Крыма перед присоединением к УССР не соответствует действительности — к 1954 году крымская экономика уже достигла довоенного уровня развития, а по промышленному развитию — превзошла довоенный уровень[5].
. По мнению же историка Марка Крамера, с помощью передачи Крыма Хрущёв собирался изменить этнический состав УССР в сторону увеличения доли русского населения, подрывая тем самым базу для развития украинского национализма, а также заручиться поддержкой украинской номенклатуры в борьбе за власть с Георгием Маленковым[6]. . В марте 2014 года в своей Крымской речи В. Путин утверждал, что инициатором передачи в состав Украинской ССР Крымской области «был лично Хрущёв». По мнению президента России, остаются загадкой лишь мотивы, которые двигали Хрущёвым: «стремление заручиться поддержкой украинской номенклатуры или загладить свою вину за организацию массовых репрессий на Украине в 1930-е годы»[7]. Сын Хрущёва Сергей Никитич в интервью Российскому телевидению по телемосту из США 19 марта 2014 года пояснил, ссылаясь на слова отца, что решение Хрущёва было связано со строительством северокрымского водоканала от Каховского водохранилища на Днепре и желательностью ведения и финансирования масштабных гидротехнических работ в рамках одной союзной республики[8].
Приводятся также доводы о желании советской номенклатуры преподнести подарок УССР в честь празднования 300-летия Переяславской рады[9]. . 25 января 1954 на прошедшем под председательством Г. М. Маленкова[10][11] заседании Президиума ЦК КПСС был утверждён проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Первый секретарь Крымского обкома КПСС Павел Титов, выступивший против передачи области в состав Украинской ССР, был снят с должности и отправлен в Москву на должность заместителя министра сельского хозяйства РСФСР[12][13]. . 5 февраля Совет Министров РСФСР своим постановлением «счёл целесообразной» передачу Крымской области в состав УССР и обратился к Президиуму Верховного Совета РСФСР с просьбой «рассмотреть вопрос» о передаче области и «войти в Президиум Верховного Совета СССР с соответствующим постановлением». В тот же день Президиум ВС РСФСР постановил передать Крымскую область в состав Украинской ССР и направил своё постановление на утверждение Президиума Верховного Совета СССР.
Заседание Президиума Верховного Совета РСФСР прошло в присутствии представителей исполнительных органов Крымской области и города Севастополя, а также руководителей органов юстиции, Верховного суда и прокуратуры РСФСР[10]. . 12 февраля в связи с постановлением Президиума ВС РСФСР о передаче Крыма в состав УССР Президиум Верховного Совета Украинской ССР постановил просить Президиум Верховного Совета СССР передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР[14]. . 19 февраля Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», которым утвердил совместное представление президиумов Верховных Советов РСФСР и Украинской ССР о передаче Крымской области в состав Украинской ССР[15]. . 26 апреля Верховный Совет СССР законом «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» утвердил этот указ и постановил внести соответствующие изменения в статьи 22 и 23 Конституции СССР[1].
В тот же день Верховный Совет СССР принял закон «Об утверждении указов Президиума Верховного Совета СССР», которым, сославшись на закон СССР об утверждении указа о передаче Крыма, изложил статьи 22 и 23 Конституции СССР, устанавливающие административное деление РСФСР и УССР в новой редакции. Крымская область была исключена из конституционного перечня административных единиц РСФСР (статья 22 Конституции СССР) и включена в перечень административных единиц Украинской ССР (статья 23)[16]. Указ от 19 февраля и законы от 26 апреля подписал председатель Президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов. . 2 июня упоминание Крымской области было исключено из статьи 14 Конституции (Основного Закона) РСФСР[17], а 17 июня — внесено в статью 18 Конституции (Основного Закона) Украинской ССР[18]. . Изменение территории республик не входило в полномочия Президиума Верховного Совета СССР, определявшиеся статьёй 49 Конституции СССР[19][20]; согласно статьям 14, 31, этот вопрос находился в ведении Верховного Совета СССР, который 26 апреля 1954 года утвердил указ своего Президиума о передаче Крыма в состав Украинской ССР и внёс соответствующее изменение в союзную конституцию[1].
. Согласно статье 18 действовавшей на 1954 г. Конституции СССР и статьям 16, 19, 22 и 23 Конституции РСФСР 1937 года, территория РСФСР не могла быть изменена без её согласия, дать которое мог высший орган государственной власти — Верховный Совет республики[20][21][22][23][Комм 1]. По утверждению властей РФ, это обстоятельство делало решение Президиума Верховного Совета РСФСР о передаче Крыма незаконным[23]. Украинский исследователь Дмитрий Караичев утверждает, что передача Крыма была узаконена внесением соответствующих поправок в Конституцию РСФСР «в связи с передачей Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», единогласно проголосованных 2 июня 1954 г. на сессии ВС РСФСР, после чего все вопросы законности оформления передачи Крыма с точки зрения советского законодательства «были закрыты». Он также отмечает, что это был рутинный механизм передачи областей в СССР: точно таким же образом в 1940 г.
было получено формальное согласие РСФСР на передачу Карельской АССР в состав Карело-Финской ССР.[20]. . С одной стороны, после передачи Крыма доля русских на Украине в целом повышалась после каждой переписи до 1989 года, а в самой Крымской области — снижалась на фоне роста доли украинцев. Даже после 1989 года доля русских в области снизилась на 8,8 %, а украинцев — всего на 1,5 %. . Ещё более противоречива языковая эволюция области. Несмотря на рост доли украинцев, доля формально считающих родным украинский язык продолжает снижаться, с 13,1 % в 1989 до 10,3 % в 2001 г.
Эта цифра не учитывает г. Севастополь, 6,6 % населения которого считает родным украинский. . В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года №761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» Севастополь был «отнесён к категории городов республиканского подчинения»[25] и, как считают российские исследователи, выведен из состава Крымской области[26][27]. По мнению же украинских исследователей, указ 1948 года лишь переводил Севастополь в разряд регионов, финансировавшихся напрямую из республиканского бюджета, никак не затрагивая вопросы юридического подчинения и административно-территориального деления[28]. Председатель исполнительного комитета Севастопольского горсовета Сергей Сосницкий присутствовал на церемонии подписания указа Президиума ВС СССР о передаче Крымской области в 1954 году; докладывая впоследствии на сессии горсовета, он заявил, что город вместе с Крымской областью передан в состав Украинской ССР[28]. .
Впоследствии Верховный Совет России в 1993 году[29] и Государственная дума в 1996 году[30] ссылались на указ 1948 года как исключающий Севастополь из состава Крымской области и утверждающий «российский статус города», однако реальных последствий для принадлежности города эти решения не имели. . С 1954 года Крымская область входила в состав УССР. 12 февраля 1991 года, по результатам референдума, область была преобразована в Крымскую АССР. . 19 ноября 1990 года, ещё до распада СССР, но уже после принятия союзными республиками деклараций о государственном суверенитете, между РСФСР и УССР был заключён договор сроком на 10 лет, в соответствии с которым стороны обязались уважать границы между союзными республиками, существовавшие на момент подписания договора. Данный договор прекратил действие с вступлением в силу Договора о дружбе и партнёрстве от 1997 года[31].
. 1 октября 1991 Президиум Верховного Совета Крыма выступил с заявлением, в котором назвал акт передачи Крыма Украине в 1954 году совершённым «без учёта мнения народа», и, отметив, что в сложившейся ситуации «мы не считали бы оправданным ставить сегодня вопрос о пересмотре границ», призвал «уважать право крымчан строить свою государственность на основе референдума, если это будет вызвано изменением политической ситуации»[32]. 22 ноября парламент Крыма рассматривал возможность обращения к президенту СССР Михаилу Горбачёву с просьбой об отмене указа Президиума ВС СССР 1954 года о передаче Крыма в состав Украинской ССР, однако решение принято не было[33]. . 21 мая 1992 Верховный Совет РФ принял постановление № 2809-1, которое объявило постановление Президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1954 года о передаче Крымской области в состав УССР «не имевшим юридической силы с момента принятия» как «принятое с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры»[34]. Внесённый 21 мая 1992 года проект постановления предполагал также предложить правительству РФ отменить постановление Совета Министров РСФСР о передаче Крыма и внесение на рассмотрение Съезда народных депутатов вопроса об отмене закона 1954 года об исключении Крымской области из Конституции РСФСР[35], однако в итоговый документ эти положения не вошли — вместо этого российский парламент постановил, что из-за конституирования последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считает необходимым урегулирование вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения[34]. .