Как ускорить приход весны на огороде?


This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply. . Март на Руси-Матушке до XV века считался началом года и сопровождался обрядами и играми. Поводом была просыпающаяся после зимы природа. Правда, праздник встречи весны – день весеннего равноденствия – отмечали не 1-го, а 22 марта.
Астрономическое равноденствие, то есть равенство ночного и дневного времени, ежегодно выпадает на разные даты. В 2018 году, по наблюдению астрономов, солнце пересечёт экватор из южного полушария в северное 20 марта, в 19:15. В народе праздник встречи весны назывался «Сороки», вторая встреча весны, сорок птиц прилетает: «Грач на горе – весна на дворе», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Жаворонок в краю – быть теплу». В Русской Православной Церкви 22 марта — это день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. . Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Когда-то её встреча представляла собой сложный целостный обряд. Сегодня можно довольствоваться лишь записями «закликаний» весны особыми песнями-закличками («веснянками») да выпечкой из теста фигурок птиц — «жаворонушков», «птюшек», «куликов», «жайворонков», «жаворнушек», «галушек», «сорок».
В некоторых сёлах Белгородчины выпекали большого «жаворонка» для всей семьи с фигуркой «птенца» на спине. В одну из фигурок хозяйка вкладывала зернышко и монетку. Тот, кому доставалась «птичка с секретом», должен был первым весной бросить горсть зерна в землю, что «сулило богатый урожай», а владельцу жаворонка с денежкой – богатства. . Пишут, что в православной традиции печёные птички из постного теста символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии песнь этих птиц символизирует молитву Севастийских мучеников Богу.. Количество выпекаемых фигурок в ряде сел Белгородско-Курского региона соответствовало числу детей в семье.
В сёлах Белгородско-Воронежского и Оскольского регионов фигурки предусматривались на детей, девушек и женщин. В Валуйском районе «жаворнушек», «куликов» сажали на «копы конопи» и ребятишки шапками сбивали их, имитируя прилет: . Кулики, прилетите, Весну-красну принесите! Нам зима-то надоела, Все хлеба у нас поела. . Женщины просто зазывали: «Весна-красна! Иди сюда!». Затем три-четыре девушки складывали «жаворнушек» в глиняную чашку, разламывали на кусочки, поливали конопляным маслом и, забравшись внутрь стога сена во дворе, съедали. Нанизав «птичек» на длинные палки, ураковская ребятня бегала с ними по улице со словами: .
Летит кулик из-за моря, Несёт воду из неволья. . В Борисовском и Грайворонском районах дети с фигурками «галушек» шли к стогам сена или соломы и прятали их там поочередно, не подглядывая друг за другом. Каждую спрятанную «галку» искали вместе. Ребёнок, нашедший «птичку», съедал её. В Белгородском районе ребятишки влезали на заборы, крыши, деревья и, подняв руки с «жаворонками», выкрикивали звукоподражания птицам и коротенькие «веснянки». .
Весна-красна! Ты на чём пришла? На сохе, на бороне, На железной ноге. Ке-ге, ке-ге, ке-ге! . В них, как в колядках, отразилась вера в способность слова превратить желаемое в действительное – ускорить приход весны и дать хороший урожай. Поэтому «веснянки» обращались к «жаворонкам», «куликам», прямо к персонифицированной весне с просьбой принести «и соху, и борону, и зеленую траву». . В селе Меловое Ракитянского района пекли фигурки «крылаток», «птюшек» для угощения детей. Получив таких «птичек», ребятишки клали их на крыши своих домов со словами: .
Пригревай, солнышко, Пригревай ясное. На наш двор, на нашу хатку. . Затем снимали и, нанизав на палочки и подняв высоко над головой, бежали в сады, на огороды, в поле, напевая: . Жаворонушки, прилетайте к нам, Красно солнышко принесите нам. Зимушка надоела, весь хлеб поела! . Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине, либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие.
Здесь же «играли» особые песни-прибаутки. В сёлах Яковлевского района ребятишки съедали лишь туловища «куликов», а головки и крылышки отдавали матерям. Те брали их с собой в поле, где часть съедали, а часть оставляли на земле. . В основу материала легла статья исследователей из Белгородского государственного национального исследовательского университета и Белгородского государственного института искусств и культуры. Ими опубликованы результаты фольклорно-этнографических экспедиций, осуществленных в Белгородской области в 80-90-е годы ХХ столетия, первом десятилетии ХХI века: . М.С.
Жиров, О.Я. Жирова. Народный календарь весенне-летнего периода в контексте полевых исследований (на материале Белгородской области) // Наука. Искусство. Культура. Экспериментальные и прикладные исследования — Выпуск 2(6). – 2015.
– С. 168-185.. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции. Временное прекращение движения транспорта. C 11 по 30 сентябряв связи с проведением ремонтных работ на тепловых сетях, будет прекращено сквозное движение транспорта по внутриквартальным дорогам: в мкр. Жукова в районе детсада №32, мкр. Ольминского в районе дома №8.