«Кладовая солнца» почему Пришвин отказался от другого названия?


Особенности композиции и смысл названия «Кладовая солнца». Урок по литературе в 6 классе.
Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».. — Сегодня на уроке мы продолжим изучать сказку-быль Кладовая солнца Михаила Михайловича Пришвина. . На предыдущих уроках мы рассматривали с вами сюжет, познакомились с очаровательными, смелыми, заботливыми ребятами, Настей и Митрашей. Анализировали отдельные эпизоды и определяли их роль в произведении, говорили о том, какова роль образа природы в данном произведении. .
А сегодня постараемся разобраться, почему по жанру это произведение является сказкой-былью; в чем особенность композиции этого произведения; почему произведение называется «Кладовая солнца», какой смысл вложил автор в это название.. — Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?. (М.М. Пришвин отказался от этого названия, потому что главная идея автора, показать единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.). Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М.М. Пришвин.
— Кто же они, герои сказки-были?. (Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, зайчик). — Вспомните описание Насти и Митраши.. — почему Митрашу называли «Мужичок-в-мешочке»?.   «Мужичком» его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнем. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок.
Поэтому мальчика прозвали «Мужичок в мешочке».. — Почему мы включили в этот список растения и животных?. (Они являются участниками событий, многим даны имена.). — Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем делится с человеком природа?. (целебные ягоды и травы, грибы и т.д.). — Природа в сказке-были действующее лицо, герой произведения.
Давайте посмотрим, как проявляет себя природа по отношению к людям. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой.. — Прослушаем отрывок «Сросшиеся деревья» о сосне и ели и скажем, почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу? . (Как предупреждение, нужно быть вместе, рядом.). (аудиофайл 3. Описание сосны и ели). — Как содержание этой притчи о двух деревьях раскрывает дальнейшее повествование о.
приключениях детей на Блудовом болоте? . -С первого шага от Лежачего камня, как в сказках, начинается выбор собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, где живут и плачут сосна и ель, где разговаривают птицы и звери. Автор продолжает развивать мысль о единстве жизни всего живого. В этом лесу проявляются главные качества человеческой личности и помогает ему в этом природа, она реагирует на каждый поступок детей. Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сюда-то, в это нехорошее место, и идут Настя и Митраша, охотники за клюквой..
Раскроем значение рассказа о ели и сосне. Счастливое состояние возможно, только если каждая веточка, каждый человек будут в гармонии друг с другом, будут счастливы. Рассказ о ели и сосне можно связать с притчевым началом в произведении. Несчастная судьба деревьев усугубляется их разобщенностью, эгоистическими устремлениями, желанием утвердиться за счет других.. Вывод: соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. Пришвин писал в своем дневнике: «…лес-великий храм природы и чем богаче внутренний мир человека, тем ему больше дано видеть в мире природы». Настя и Митраша не сразу прислушались к голосу природы и чуть было не попали в беду, но, как и всякая сказка, сказка- быль М.М.
Пришвина имеет счастливый конец. Им суждено было встретиться вновь и продолжить свой путь вместе, но, не борясь друг с другом, как ель и сосна, а жить дружно в единении с великой матушкой-природой.. — Какую роль в развитии событий играет природа?. Прослушаем аудиофайл и скажем: что за сигнал беды был, в какой момент и какая беда произошла?. (аудиофайл 2. «Солнце спряталось»). (Природа предвещает недоброе.
Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).. Слепая елань – опасное место. Как природа предупреждало об опасности? . («холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель зарычала»). . — Какой прием использует автор, чтобы «оживить, очеловечить» природу?.
— Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения? . (Травка завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань) . -Что хочет сказать нам автор о природе? . (В замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.) . Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию. . Подводя итог, мы можем отметить, что каждому из героев удалось одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы..
— Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему она забыла о Митраше? . Настя пошла по протоптанной тропе, по которой «все люди ходят», но потом все же незаметно для себя свернула с нее. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Ее охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества..       Вернемся еще раз на распутье, к Лежачему камню. Пришвин нам показал не только момент выбора пути двумя детьми, он показал нам путь человеческой мысли.
Человечество всегда стоит перед выбором: пойти по старой, хорошо известной дороге или по новой, неизведанной тропе. Но эволюция, развитие всего человечества происходит именно потому, что находятся люди, выбирающие тонкую тропку исследователя или вовсе идущие вперед по бездорожью, чтобы проложить путь будущим поколениям. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца». . Работа над определением жанра «Кладовой солнца».. М.М.Пришвин своему произведению сам дал жанровое определение – сказка- быль.. — А что же такое жанр? (Жанр – это вид художественных произведений, соответствующая одному из 3-х литературных родов..
— Какие виды совместились в изучаемом произведении? (Сказка и быль).. — Дайте определение были. (Быль – это история о том, что действительно было).. — А что такое сказка? (Сказка – это произведение, основанное на вымысле).. СКАЗКА – один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического , приключенческого или бытового характера .. -А где же сказка? (там, где повествование идет о природе)..
Природа сказочна и в то же время реалистична. Граница сказки «Лет двести тому назад…».. — В какой момент герои произведения подходят к границе сказки? (Во время спора у Лежачего камня).. Дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, т. е. в ситуации выбора. Камень имеет свое имя — Лежачий камень.
На нем не написано: «Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — сам пропадешь». Но именно во время отдыха на камне встает перед детьми проблема выбора пути.. — Сделайте вывод о жанре произведения. (В сказке-были есть правда, т.е. реальность жизни, и вымысел, т.е. фантастика).. — Какие извечные проблемы поднимает М.М.Пришвин через сказку, а какие через реальность?.
(Через сказку поднимается проблема добра и зла. Символом добра является собака Травка, а символ зла – волк Серый Помещик. Через реальность – проблема жизни и смерти. Великая Отечественная война – символ смерти, дети – жизнь).. Вот мы и выяснили, насколько необычен жанр сказки-были «Кладовая солнца».. Работа над композицией сказки-были.. — Составьте план сказки были..
План сказки – были «Кладовая солнца»:а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей.б) За клюквой.в) Восход солнца в лесу; уЛежачего камня. г) История Травки.д) Блудово болото.е) Путь Митраши.ж) Путь Насти.з) Закат солнца в лесу.и) Спасение Митраши.к) Счастливый конец.. А теперь обратимся к построению произведения.. — Каким термином называют построение произведения? (Композиция).. — Одинакова ли композиция авторского произведения и сказки? (Нет).. — Давайте вспомним, из каких частей состоит композиция авторского произведения.. (Композиция: завязка, развитие действия, кульминация, развязка)..
— А теперь вспомните, какие элементы композиции в сказке звучат иначе? (Зачин, концовка)..  — Стандартная композиция сказки включает в себя зачин, то есть то, какое начало у сказки. Это может быть и “В некотором царстве, в некотором государстве…” и “Жили-были…” и другие варианты, которые уже с первых слов настраивают нас на сказочный лад. Далее идет основная часть сказки, в которой происходят все события сказочного сюжета, ну и заканчивается сказка обычно тоже по-особенному. Вариантов окончания сказки огромное множество, самые знакомые из них – это:. Стали они жить – поживать и добра наживать. И я там был, мед пиво пил….
Устроили они пир на весь мир…. 1) Сказочный Зачин («в одном селе…»). Вспомните, как начинаются сказки («В некотором царстве, в некотором государстве… или «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…» — «Сказка о рыбаке и рыбке» . 4) животные – герои-враги (ворон, ядовитая змея, сорока, волк Серый Помещик); . 5) герои-помощники (собака Травка – представитель «доброй природы», служит человеку. .
1) реальное место действия; . 2) реальные персонажи; . 3)повествователь-разведчик природных богатств.. Работа над смыслом названия сказки-были.. 1. Вот мы увидели, что в произведениях большую роль играет жанр и композиция. На их основе строится произведение.
Но немаловажную роль играет и название произведения. Очень часто именно в нем заключена идея. . — Обратимся к тексту. В каком эпизоде мы впервые встречаемся с фразой «Кладовая солнца»?. (При описании Блудова болота).. Прослушаем этот отрывок..
(аудиофайл 5. Слепая елань). — Что автор называет «кладовой солнца»? Подчеркните эти слова в тексте.. — А теперь давайте вернемся к теме урока.. — Какое значение «Кладовой солнца» мы увидели, когда просто прочитали?. — А связаны ли между собой слова «торф» и «жизнь»? (Да. Торф – это огонь, огонь –это очаг, очаг – это семья, семья – это жизнь)..
— Только ли торфом и клюквой богаты эти места? Назовите эти богатства.. (Природа здесь добрая, она тоже помогает людям, переживает  за них. Природа: клюква, деревья, травы, животные и птицы). — Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам? (Высказывание мнений. Пришвин учит видеть, знать и понимать природу, беречь её и любить. Природа и человек взаимосвязаны, едины. Главная идея в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества).
— Можем ли мы теперь, ребята, объяснить, какой смысл  вкладывает писатель в название «Кладовая солнца»?. -«Кладовая солнца» — это не что-то конкретное, а метафора. Какие же смыслы вкладывает автор в это название? Я предлагаю вам вслед за Пришвиным стать исследователями и попытаться ответить на этот вопрос.. На доске кладовая солнце. -Вам нужно подобрать слова-ассоциации к слову кладовая и к слову солнце.. Кладовая – запасы, место для хранения, амбар, хранилище, вечность, клад, золото, кормилица, помощница, погреб, чудо, сердце, хранилище, сундук, склад, секреты, память, запасы, жизнь, богатство, душа.. Солнце – свет, яркий, тепло, добро, тепло, любовь, мама, смех, лето, детство, нежность, природа, веселье, каникулы, пляж, ласка, луч, жизнь, радость, свет, уют, заря, добро..
-Вы составляете как можно больше словосочетаний, предложений, которые на Ваш взгляд, наиболее точно отражают смысл названия, соединив слова из первой и второй групп, а потом мы посмотрим, что у вас получилось.. Кладовая солнца – это хранилище тепла и любви. . Кладовая солнца – это ……… . Ребята придумывают, на доске записываются наиболее удачные, например:. Кладовая солнца – это неиссякаемый источник добра, света и счастья..
Кладовая солнца – это природа, в единении с которой человек обретает душевное равновесие, гармонию и образец для самосовершенствования.. Кладовая солнца — это сердечное богатство человека.. Кладовая солнца — это ценность земли, океан жизни, секрет жизни природы и человека.. Кладовая солнца – это бесценный дар земли.. Кладовая солнца — это природа с ее несметными богатствами..  — Значит самая главная кладовая солнца — это понимание того, что человек и природа — это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам М.
М. Пришвин: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».  . Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу.. — Каким же содержимым наполнена эта «кладовая»?. — Можно ли считать эту «кладовую» бездонной? (Нет.). — А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять?.
Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа — друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя..  — Для кого открыта «кладовая солнца»?. Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по — настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях.. «Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни. Солнце отдает свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа..
Торф — это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы».. -Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Как, на ваш взгляд он отражает основную идею сказки-были Пришвина?. «Кладовая солнца» – сказка-быль, в которой переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Это чудесный мир, где все живое взаимосвязано.. У Пришвина природа живая – она радуется, печалится, грустит, принимает участие в судьбе героев (приемы очеловечивания природы встречается в сказках).
Счастье, согласно представлениям писателя, заключается в гармоничной жизни с природой, взаимодоверии и взаимопомощи.. «Кладовая солнца» заставляет задуматься о своем отношении друг к другу, миру вокруг нас, дает нам навыки знания о жизни, учит любви и внимательному отношению друг к другу.. 1. А сейчас подумайте и запишите в нескольких фразах:. — Что я могу назвать «Кладовой солнца» в своей жизни? Какая она, моя «Кладовая. Подведение итогов урока.. Есть люди, которые до конца своих дней не утрачивают дара восхищения миром.
Никакие бури и трудности человеческого пути не могут повлиять на впечатлительность их нестареющей натуры. К таким людям принадлежал Михаил Михайлович Пришвин. Как ни на минуту он не мог отложить в сторону перо, так ни на миг не мог перестать радоваться жизни. Ее богатства находил он повсюду, где бы ни побывал и что бы ни увидел. Пришвин был писателем в такой степени в такой степени, что его невозможно представить себе без пера в руке, а в последние годы — не склоненным над пишущей. Книги Пришвина отличает не только любовь к природе. Природу в русской литературе любили и живописали многие писатели.
Но пример такого органического слияния с природой, как это чувствуешь в книгах Пришвина, не сразу подберешь. Пришвин знал тайну слова. Он мог беседовать с листком или былинкой, и их ответ на его речь всегда казался закономерным и правдиво преданным.. И.В.Гете писал: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И если вы хотите научиться видеть в природе все самое интересное, относитесь к ней, как писатель М.М.Пришвин. И урок мне хотелось бы закончить такими словами: «В смысле жизни все имеет большое. значение: что мы говорим, о чем думаем, что делаем и как поступаем; как относимся к людям; как относимся к природе; как относимся к трудностям, что ценим, к чему стремимся, что оставим после себя»..
-А теперь проверим ваши знания по данному произведению с помощью теста. . Перед вами листы с тестовым заданием и бланк ответов.. Внимательно прочитайте каждый вопрос и ответы к нему. Выберите один правильный ответ и впишите его в соответствующую ячейку. . Тест по произведению М.
М. Пришвина «Кладовая солнца». 2. Название произведения означает, что речь в нём идет:. а) о богатых залежах торфа на болотах;. б) о душевном богатстве людей;. в) о богатом и животном мире лесов..
3. В произведении описываются события: . а) времён первой мировой войны;. б) периода Великой Отечественной войны;. 4. Тема произведения:. а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;.
б) взаимоотношения между людьми;. в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.. 5. Повествование в произведении ведется от лица:. 6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было:. а) прекрасное равенство;.
б) бесспорное первенство сестры;. в) преимущество брата.. 7. Смысл истории сосны и ели:. а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;. б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота; . в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей..
8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:. а) люди, попав в неё, теряли зрение;. б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»;. в) внешне она никак не отличалась от остального болота.. 9. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:.
а) они напоминали ей о её собственном горе;. б) собаке было страшно слышать этот вой;. в) ей было их жалко.. 10. В предложении: » Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» — используется:. 11. В отрывке: » Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами.
Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» — используется:. Индивидуальное задание: . 1.     Один из трёх продуктов, которые Настя взяла с собой? (хлеб). 2.     За какой ягодой пошли дети? (клюква). 3.     Как называется место, где росла  ягода? (Болото). 4.     Название инструмента, которым пользовался Митраша для изготовления посуды.
(ладило). 5.     Кто первый из птиц заметил Митрашу на болоте? (ворон). 6.     Самое большое животное в произведении. (Лось). Электронная тетрадь по обществознанию…. Электронная тетрадь по алгебре 7 класс…. Электронная тетрадь по всеобщей истории….
Информатика и ИКТ 11 класс (к учебнику…. Немецкий язык 9 класс ФГОС. Электронная тетрадь по биологии 7 класс…. Математика 3 класс ФГОС. © 2016, Михайлова Елена Викторовна 11049 187 . Подборка материалов для учителя к началу учебного года . Публиковать свои авторские разработки на Мультиуроке стало значительно проще .