Кого сыграл Владимир Этуш в фильме «Кавказская пленница»?


Двадцать первого января (1966 г. – PapaSilver) начался подготовительный период съемок «Кавказской пленницы». Верный своей привычке работать с уже испытанными людьми, Гайдай вновь взял в свою команду оператора Константина Бровина, композитора Александра Зацепина и художника Владимира Каплуновского (сотрудничавшего с Гайдаем на «Деловых людях»).
И основной натурой «Пленницы» в итоге стал Крым, где уже снимались новеллы «Дороги, которые мы выбираем» и «Вождь краснокожих».. С 10 марта на «Мосфильме» начались кинопробы. Александру Демьяненко роль Шурика снова была обеспечена, а вот с актерами, претендующими на то, чтобы воплотить некоторые другие образы, пришлось повозиться. Впрочем, на ключевую сатирическую роль в фильме — товарища Саахова — почти сразу был утвержден Владимир Этуш. Еврей Этуш к тому времени уже вовсю эксплуатировался советскими режиссерами в качестве колоритного кавказца. У актера отменно получалось входить в этот образ, поскольку во время войны он служил в Северо-Кавказском военном округе. В 581-м Краснознаменном стрелковом полку, сформированном в основном из грузин и армян, Этуш сперва исполнял обязанности заместителя начальника отдела разведки, затем стал помощником начштаба по тылу.
Убедительности Владимира Абрамовича в ролях кавказцев немало способствовала и его внешность.. В 1960 году в фильме Константина Воинова «Время летних отпусков» Владимир Этуш исполнил небольшую роль азербайджанца Мамедова, заведующего нефтепромыслом. В 1964-м вышел знаменитый «Председатель» Алексея Салтыкова, где Этуш сыграл полковника КГБ Калоева — и этот кавказец в исполнении Владимира Абрамовича был уже откровенно отрицательным персонажем.. Ну а про роль Саахова из «Кавказской пленницы» Этуш подробно рассказал в своих воспоминаниях под названием «И я там был», изданных в 2002 году:. «После турка, итальянца и кгбэшника “кавказской национальности”, как сейчас принято говорить, я получил целую серию приглашений на “восточные роли” Но они были столь невыразительны и однообразны, что в порыве отрицания я готов был отказаться и от роли Саахова в “Кавказской пленнице”  Гайдая. Но на пробы всё же пришел. Гайдай просмотрел пробный ролик и, не говоря ни слова о том, берет он меня на фильм или не берет, предложил ознакомиться со сценарием..
А незадолго перед этим со мной произошел малоприятный для моего актерского самолюбия случай. Один режиссер пригласил меня сняться в историческом фильме. “Ну, что я вас буду пробовать?! Всё и так ясно! — произнес он патетически. — Прочитайте, пожалуйста, несколько книг, и я вас вызову прямо на съемку”. И назвал необходимые книги, при этом, видимо, больше заботясь о моем самообразовании, чем о профессиональной работе. Книги я добросовестно проштудировал, а на съемку он вызвал другого актера. Поэтому, наученный горьким опытом и не желая вводить себя в заблуждение, я поблагодарил Гайдая и сказал: “Когда совет меня утвердит, тогда я и прочту ваш сценарий” Совет утвердил.
И роль Саахова стала этапной в моей жизни…». До этого у Этуша не было комедийного опыта. Однако Владимир Абрамович интуитивно пришел к самому верному для себя решению — играть в эксцентрической комедии по возможности серьезно, с перманентными вальяжностью и авантажностью. В роли Саахова Этуш практически не позволяет себе ни гротеска, ни откровенного комикования, что резко выделяет его из остального актерского ансамбля и работает на успех картины в целом.. «Первой проблемой, вставшей передо мной в “Кавказской пленнице”, — пишет Этуш, — была проблема соседства с известнейшей комической троицей “Никулин-Вицин-Моргунов” Как сыграть, чтобы не нарушить жанра комедии и в то же время не быть подавленным этими сыгравшимися, притершимися друг к другу актерами? Чтобы не быть белой вороной на их фоне? Чтобы органично войти в их спаянный, имеющий свои приемы и свою атмосферу игры, творческий коллектив? Как?.. Тем более, Леонид Иович Гайдай, комедийный режиссер, строивший сюжет фильма как цепочку трюков, аттракционов, буквально по минутам требовал от актера “смеховой точки”!. — Владимир Абрамович, не смешно! — говорил он мне, глядя на секундомер..
Я пытался оправдаться.. — Леонид Иович, смешно должно быть в результате.. — Когда? После картины?!!. — Нет, — говорил я, — в результате логики развития сцены…. Дело в том, что в этой роли мне не стоило заботиться о внешней характерности. Мою внешность приняли за данность. Поэтому следовало только правильно передать характер современного князя, каким был задуман Саахов.
Где-то он добрый и наивный. Но это доброта и наив властителя, живущего и действующего по своим законам. Он без сомнений приписывал себе право заимствовать у государства всё необходимое для своих личных нужд, и это было для него естественным. Вопрос собственности для него был решен при его назначении.. Вспомним некоторые исторические аналогии: царь сажал бояр на земли, давал надел “на кормление” — официально! Советская власть посадила его сюда, и всем, что есть в районе, он может распоряжаться, совершенно не задумываясь о праве. И как может быть иначе, он не понимает. Поэтому, торгуясь за невесту, ему не надо прикидывать, сколько он может дать баранов — восемнадцать или двадцать, — сколько есть в районе баранов, столько и даст! В район завезли холодильники — и холодильники его! В этом состояла логика характера моего персонажа, его идеология.
Это был комический вариант Калоева. Оставалось прибавить к этому необходимую разновидность кавказского акцента из тех, которыми я давно владел, и пластику, которую я также имел возможность в свое время наблюдать.. Очевидно, в результате всех этих познаний мне и удалось создать достаточно колоритный образ, который помнят и по сей день. Со мной часто разговаривают моими фразами из “Кавказской пленницы”, ставшими крылатыми: “шляпу сними”, “садись пока”, “белий горячий” и так далее. Кстати, многие из этих фраз — моя импровизация. В сценарии этих реплик не было, они возникали стихийно на съемочной площадке, по ходу действия.. Любопытная деталь: по сценарию мой персонаж именовался Сахов, но поскольку такую же фамилию носил секретарь парторганизации “Мосфильма”, его сделали Сааховым…».
(Здесь Этуш неточен — фамилия секретаря была Сааков, о чем неоднократно рассказывал в интервью Яков Костюковский, которого как сценариста фильма эта история касалась напрямую. Один из его рассказов мы приведем ниже.). «Когда я сыграл полковника Калоева в “Председателе”, один мой знакомый сказал: “Знаешь что, ты на Кавказ не езди — тебя убьют!” Я похихикал, но на Кавказ не поехал. А когда я сыграл Саахова, тот же знакомый сказал мне: “Теперь тебе и на Кавказ не надо ехать — они тебя в Москве убьют!”. Как-то между репетицией и спектаклем я зашел на Черемушкинский рынок, тогда мы жили на Ленинском проспекте. Я торопился, бодро вошел на территорию рынка и оказался в самой гуще людей “кавказской национальности” Они сразу обратили на меня внимание. И в противовес мнению моего знакомого, не то что не убили, а стали меня одаривать всем, чем торговали!.
Я бываю в Грузии, Армении, Азербайджане. Мы выпустили три Осетинских студии, сейчас на выпуске четвертая. Были у нас в училище многие кавказцы, и все они с пониманием отнеслись к этой моей роли. Грузины считают, что я сыграл армянина, армяне — что грузина, азербайджанцы — что еще какого-то, не относящегося к ним кавказца. И у всех я — желанный гость». В интервью журналу «Искусство кино» Этуш немного дополнил этот рассказ: «Работалось с Гайдаем очень хорошо. Он как бы вслушивался в актера, если было что “слушать” Доверял.
Прямо на площадке возникало много знаменитых впоследствии фраз, идущих от образа, от характера. Он поощрял инициативу. Давая основное направление, стимулировал твой собственный поиск. Комедию он знал прекрасно — ее законы, тайные пружины, ее язык. Его трюковые ленты — подлинные образцы жанра. В них есть соотношение юмора, хлесткости, закрученной пружины действия, правдоподобных и в то же время уморительно смешных характеров. Никаких сверхзадач он не ставил, не любил громких слов.
Вообще ничего псевдохудожественного в нем не было. Но он умел любить актера, и оттого, наверное, хотелось всегда “выложиться”, убедить, вызвать улыбку, поощрение». Из книги «Леонид Гайдай (ЖЗЛ)» Автор Новицкий Е.. Пару раз осуществлял маневры приведшие к успеху. Более того, в одном бою ЛИЧНО уничтожил 30 единиц солдат и офицеров и захватил вражеский пулемет. В другом бою, ЛИЧНО уничтожил 8 врагов.. А так, обычный зампотылу.
Обеспечивал. Падишу воздихом, а то все кабнет, кабнет…. Нарушитель — это не нарушитель, а крупный научный работник, человек интеллектуального труда.. Приехал к нам в гости, да?. Собирать наши сказки, легенды там, понимаете ли, тосты…. А ведь действительно — не переигрывал. Очень натурально играл..
Очень люблю Этуша в «Мещанине во дворянстве».. Или я веду её в ЗАГС, или она ведёт меня к прокурору!. Ничего не сделал, только зашел!. Церковь тоже я разрушил?. Поомеедленее, я запиисывю… Будеш жарить эту нэвесту, не забудь пригласить… Помедленее, Склифософский!.
И еще куча крылатых фраз. Шикарный фильм!!. *Не церковь, а часовню, не разрушил, а развалил.. Помню к нам в кабинет он зашел. Поздоровался с майором Дядей Славой, и пошел дальше. А я смотрю, лицо знакомое, а вспомнить не могу.. Дядя Слава, ухмыльнулся, «Что, не узнал что ли?».
— Эх, молодежь. Это ж Этуш.. Умели же раньше снимать. Последнее наверно «Ширли-Мырли».. Из современных отечественных комедий не вспомню ничего.. творчество «Квартета И»?. Первые «о чём говорят мужчины» очень хороши, имхо..
Когда фильм вышел, да, был достаточно свеж на фоне остального отечественного говна. Смотреть было смешно.. А недавно снова пересматривал: блин, какие же инфантильные герои! И о женщинах своих как-то неприятно говорят. При этом женщины их будто показаны хуже, чтобы выгоднее обозначить самих героев. Вторая часть только всё подтвердила, плюс, они там ещё и ссыкливые какие-то оказались.. Словом, наступило критическое мышление. Просто поравнялся с ними тогдашними в возрасте и понял, какие они мудаки..
Прочитала коментарии — как будто фильм пересмотрела) Эхх.. Пойду-ка пересматривать). -Ах, какого мерзавца сыграл! Типичного… ну, не из нашего народа, но из соседей так точно!. Мне современная группа «Буерак» чем-то «Кино» напоминает. Очень хорошо зашли.). Не знаю что вы все ругаете Гайдая 90-х.
Смотрел я ещё в детстве На Деребасовской, мне понравилось. Две гвоздики — фирменный знак Гайдая? (Ой, заминусят…) 1.»Бабе цветы, детям мороженое.» 2.» Шляпу сними.». Всем хорош Гайдай. Вот только меня раздражает эта вечно квакающая труба во всех музыкальных вставках любого его фильма. . Действительно болезнь какая то.Сначала хвалить а потом говном облить.Вот не нравится вам эта труба обязательно это писать?. Сообщество обо всем, что связано с кинематографом.
Здесь вы можете найти подборки фильмов, трейлеры, интересные факты об актерах, обзоры и свежие новости. . Наша группа Вконтакте. ОПРОСЫ «ЗОЛОТАЯ ПЕЧЕНЬКА». 1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).. 2.
Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты (в том числе посты в стиле «Сегодня день рождения у …», «сегодня прошло N лет со дня выхода фильма …» и тому подобные, не несущие никакой информации помимо самой даты). В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.. 3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.. 4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор».