Кто положительный герой в сказке братьев Гримм «Заяц и Еж»? Почему?


Урок литературного чтения 2 класс (школа 2100). Учитель Ларина Наталия Николаевна МОУ «СОШ № 8». Тема: Сказка братьев Гримм «Заяц и еж». Цель: развитие умения антиципации ( умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, группе ключевых слов); обогащение словарного запаса учащихся; совершенствование техники чтения и развитие умения понимать прочитанное, не только на уровне содержания, но и на уровне смысла ( основной мысли текста, подтекста); учить работать детей в группах ( умению слушать других, высказывать и доказывать свою мысль).. Организационный момент.
Актуализация изученного материала. — Послушайте стихотворение:. В мире сказок грустных и смешных. Нам нельзя без света, нам нельзя без них.. Пусть герои сказок дарят нам тепло,. Пусть добро навеки побеждает зло!. — Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке?.
— На какие группы мы делим сказки?. — В чем особенность сказок о животных?. — Назовите известных вам животных-героев сказок.. Работа с опорными словами:. — Прочитайте слова, записанные на доске: . Заяц братья Гримм еж поле воскресное утро гречиха брюква. — Что вы можете предположить по данным словам? .
Работа с текстом сказки. Чтение 1ой части сказки (про себя). Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась и еж в том числе тоже.. И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел на нее, как на свою.
Сказано – сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом – посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:. — Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?.
— Гуляю , — говорит еж.. — Гуляешь? – засмеялся заяц. – Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.. Это ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, — уж очень они были у него кривые.. — Ты видно, воображаешь, — сказал еж зайцу, — что своими ногами ты можешь управлять лучше?. — Я думаю, — ответил заяц.. — Это надо еще проверить, — сказал еж.
– Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим в запуски, я прибегу первым.. — Да это прямо смешно – ты-то , со своими кривыми ногами? – сказал заяц. – Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй согласен. А на что мы будем спорить?. — На один золотой луидор, — говорит еж.. — Идет! – ответил заяц. – Ну, тогда уж давай начнем сейчас..
— Какие из ваших предположений оправдались?. — О чем договорились заяц и еж?. — Что значит в запуски?. — Кто предложил соревнования? Почему? . — Как по-вашему будут развиваться события дальше?. Чтение 2ой части сказки (по цепочке) . — Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, — говорит еж, — ведь я еще ничего не ел и не пил.
Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.. Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».. Пришел еж домой и говорит своей жене:. — Жена, скорее одевайся, придется тебе вместе со мной на поле идти.. — А что случилось? – спрашивает жена.
— Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор: хочу бежать я с ним взапуски, и ты должна быть при этом.. — Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. – Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?. — Да ты уж, жена, лучше помолчи, — говорит ей еж, — это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной..
Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.. Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:. — А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело – только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему на встречу: «А я уже здесь!».
С тем и добрались они на поле. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел заяц был уже на месте.. — Давай, что ли начинать? – говорит заяц.. — Ладно, — отвечает еж, — начнем.. И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три», и помчался, как вихрь, вниз по полю.
А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.. Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:. — Что решил сделать еж?. — Почему еж решил перехитрить зайца?. — Что сделает заяц после слов ежихи?. Чтение 3ей части сказки ( шепотом). Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, — а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж.
Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» — и крикнул:. — Давай побежим еще раз назад!. И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:. Разозлился заяц и крикнул:. — Давай бежать еще раз назад!. — Как хочешь, — ответил еж, — мне все равно, сколько тебе будет угодно..
Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:. — Чему удивился заяц?. — Чем по-вашему закончатся эти соревнования?. Чтение 4ой части сказки ( про себя). Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, и не мог он двинуться дальше. .
Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.. Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.. Предполагали ли вы такую развязку?. — Кто в сказке положительный герой? Почему?. — Жалко ли вам зайца?. — Прочитайте пословицы записанные на доске:.
Хорошо смеется тот, кто смеется последний.. В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.. Слово не воробей, вылетит не поймаешь.. Выше головы не прыгнешь.. — Какая из этих пословиц больше всего подходит к сказке? Докажите свой выбор.. — Какой вывод могли сделать авторы сказки?. *** заслушивание ответов детей, после их работы в группе.
— А теперь послушайте авторский вывод. (читает учитель). А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя не почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты еж, то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.. — Чем интересен вывод авторов сказки?. Итог урока.
Рефлексия.. — — Захотелось ли вам познакомиться с другими сказками братьев Гримм?. — Что особенно запомнилось на уроке?. — Какое задание было наиболее интересным?. Домашнее задание по выбору учащихся. Чтение сказки по ролям. Рисунок к понравившемуся эпизоду.
Подготовить вопросы к сказке. на кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередині тексту не приховано нічого, що могло б викликати у читача конфуз. Більшість відомих генераторів Lorem Ipsum в Мережі генерують текст шляхом п на кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередині тексту не приховано нічого, що могло б викликати у читача конфуз. Більшість відомих генераторів Lorem Ipsum в Мережі генерують текст шляхом п на кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередині тексту не приховано нічого, що могло б викликати у читача конфуз.
Більшість відомих генераторів Lorem Ipsum в Мережі генерують текст шляхом п на кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередині тексту не приховано нічого, що могло б викликати у читача конфуз. Більшість відомих генераторів Lorem Ipsum в Мережі генерують текст шляхом п на кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередині тексту не приховано нічого, що могло б викликати у читача конфуз. Більшість відомих генераторів Lorem Ipsum в Мережі генерують текст шляхом п на кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередині тексту не приховано нічого, що могло б викликати у читача конфуз. Більшість відомих генераторів Lorem Ipsum в Мережі генерують текст шляхом п на кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно.
Якщо ви збираєт. Номер материала: 118621 . Низкая стоимость обучения. Бессрочное зачисление. Не нашли то что искали?. Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 3681976 материалов. .