Кто такой — Человек «осознанный»? И чем отличается от — «сознательного»?


Сегодня я решил написать немного непривычную и необычную для себя статью, поскольку здесь не будет говориться о неврозах напрямую. Но в то же время вопрос, который мне хотелось бы осветить, связан, в том числе, и с природой неврозов.. В последнее время термин «осознанность» стал довольно широко употребимым. Правда, большинство людей так и не понимают, что же такое осознанность, и с чем её едят, чем она отличается о сознания..
Я ни в коей мере не претендую на истину в последней инстанции, и хочу поделиться только лишь своим видением того, что есть сознание и осознанность, и чем они отличаются друг от друга.. Сознание, с моей точки зрения, представляет собой субъективное понимание своей отдельности, своего «Я». Когда маленький ребёнок появляется на свет, у него ещё нет сознания, оно возникает позже, примерно к году, когда ребёнок начинает понимать, что он – это он. Сознание не появляется само по себе, его возникновение напрямую связано с окружающими людьми, в первую очередь родителями. Когда ребёнку дают имя, обращаются к нему по имени, разговаривают с ним, у ребёнка постепенно начинает формироваться некий образ себя, развивается речь, мышление (которое напрямую связано с речью) – и, как венец всего, возникает самоосознание, то есть понимание того, что «Я – есть Я».. Если ребёнок оказывается в ситуации, где с ним никто не общается, где нет тех других людей, которые сказали бы ему, кто он, то у таких детей сознание практически не развивается. Я думаю, все слышали о детях-маугли.
Это только у Киплинга Маугли мог общаться с животными, в реальности же такие дети сами остаются животными, которыми когда-то были наши далёкие предки, когда ещё не освоили речь.. Сознание человека развивается на протяжении всей его жизни,  и особенно бурно это развитие происходит в первые годы, когда ребёнку предстоит изучить окружающий мир, узнать его особенности. По мере того, как ребёнок узнаёт всё больше и больше об окружающем мире, о себе самом, у него начинает формироваться отношение к миру, к другим людям, к себе. Это следующий этап развития сознания, который можно обозвать «какой Я, и какой мир Меня окружает».. И тут мы плавно подходим к осознанности. Осознанность, по сути, является следующим этапом развития сознания, и её возникновение связано с попыткой дальше развить отношения к себе и к миру, углубить их. Человек начинает задавать вопросы себе и миру «для чего Я? в чём смысл моего существования?».
Мне кажется, это одни из самых сложных и судьбоносных для всей человеческой цивилизации вопросов.. Так вот осознанность появляется тогда, когда человек пытается найти для себя ответы на эти вопросы. Как писал Виктор Франкл, «Человек не должен спрашивать, в чём смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращён этот вопрос».. Осознанность является, таким образом, высшей формой развития сознания, когда человеку уже не нужно получать ответы из внешнего мира, а он может находить их в самом себе. Разумеется, осознанность предполагает наличие адекватной целостной структуры личности, максимального принятия себя такими, какими есть. Осознанность позволяет сделать переход от установки «я такой, потому что мир такой» (мир влияет на меня) к «мир такой, потому что я такой» (я влияю на мир). Осознанность невозможна без наличия осмысленности и принятия ответственности за себя и свою жизнь..