Литературное чтение 4 кл. Никитин «Русь». Рабочая тетрадь, какие ответы?


Тема: И.
С. Никитин «Русь».. Тип урока: Урок  открытия новых знаний.. Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь». Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13 города Сургута. Тема: И.
С. Никитин «Русь».. Тип урока: Урок  открытия новых знаний.. Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь». Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:. Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления  текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос».
Ученик получит возможность. Ученик получит возможность. Ученик получит возможность:. Ученик получит возможность. Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:. Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова. Компьютер, проектор, экран..
Толковые словари для работы в группах..  Организация пространства:. групповая  работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.. 2.Актуализация знаний.  ( Звучит песня » Россия! Русь!»).. — Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. (Гордость, восхищение ).
— О чём и о ком  эта песня? (  О Родине, о защитниках нашей  родины, об истории нашей Родины  и т.д.). — Какие слова схожие по значению   прозвучали в этой песне?                                                 ( Слайд 1) Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава) . . — Как они называются? (синонимы). . — С чем ассоциируются у вас эти слова? (богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать,  отец,  русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа …. — Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?  .
                      — Сформулируйте тему урока ( на уроке будем говорить  о Родине).                     3.Сообщение темы урока . — Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь».. (Слайд 2)  Тема нашего урока:  Образ Родины в поэтическом стихотворении «Русь».. — Чем же мы будем заниматься на уроке?. 1. Знакомиться с биографией поэта..
2. Работать с текстом. (Слайд 3)  Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.   . — Сейчас вы будете работать в группах.                                                                 Перед вами лежит текст с биографией поэта.
 Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своих группах кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста.. Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже.  Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к.
отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб.         Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт — самоучка  сразу стал знаменитым.
 Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали  центром литературной и общественной жизни города.  На слова Никитина написано более 60 романсов и песен.  Его стихи  переведены на языки разных народов мира ..              — Давайте проверим, что у вас получилось.. Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку.. Что принесло известность поэту?. — Сейчас мы перейдём на стихотворение..
              -Как вы думаете, о чём будет говориться  в этом стихотворении»? .           (подготовить картинки) . 4. Первичное восприятие стихотворения.. — Сейчас я буду читать это стихотворение,  а вы внимательно слушая меня, постарайтесь. 1. Определить характер стихосложения.
2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения. 5. Беседа после чтения. -Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.. -Какие чувства вы испытали? . — Ваш прогноз подтвердился?.
— По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение? . (Оно напоминает фольклорное произведение, . оно простое, но звучное, чёткое, строгое.. Это необыкновенное стихотворение очень легко читается) . 6. Словарно-лексическая работа. .
— В стихотворении встретились такие слова. Всё ли вам понятно?. Значения, каких слов вам непонятны?. Нива — засеянное поле. Мурава — молодая трава. Зарево — отсвет пожара. Казна — деньги, имущество государства.
Полчище — огромное войско. Ляхи — польские воины. Православные — люди, христианской веры. Держава – государство. Шатёр — большая палатка, крытая тканью, коврами.. Грань – плоская часть поверхности.. Нужда – недостаток в необходимом, бедность..
Мгла — непрозрачный воздух. — Группа ребят работала с толковыми словарями. Они помогут вам объяснить  значения непонятных слов.. 7.    Работа по содержанию текста (работа в группах). — А теперь я предлагаю поработать в группах  и подумать над вопросом. .
— Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?. — Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно  стихотворение, затем  посоветуйтесь и обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте.. — Давайте пообсуждаем. . — Скажите, сколько смысловых частей вы выделили? . — Прочитаем 1 часть  (читает представитель одной из групп). .
— Чему она посвящена?. ( Описывается природа Руси) . — Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает  Родину?.  ( ее необъятность, просторы Руси, природа ). — Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?. ( Одновременно это увидеть нельзя). — Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины..
 (Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.. —  Какой образ пытается создать автор для своих читателей?.  (Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой) . — Расскажите о своём понимании этих строк: . — Где «горами лёд ходит по морю»?.    Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги).  — Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (волны).
— Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины. . ( — Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики, рисует картины  южной стороны.). — Ещё раз прочитайте последние два  четверостишия в этой части. . — Что в них заключено? ( восхищение автора величием Руси). —  Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (торжественно, гордо).
— Какими словами автор подчеркивает величие Руси?   .     (Русь державная, в красе царственной). — Как можно озаглавить 1 часть . 1.Описание природы Руси.. О чём говорится во 2 части стихотворения?.  (Об истории Руси.  ) .
— Обратите внимание на  первые четыре четверостишия  этой части.. -Что заметили необычного?. (Это вопросительные предложения ). Прочитайте эти строки,  правильно передав интонацию. . — Подумайте, кому обращены эти вопросы? (К Родине). — А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?.
(Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.) . Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.. — Прочитайте эти строки  ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё,  о чём спрашивает поэт, Родина имеет.. А дальше в этой части,  о чём повествует нам автор?. ( о героическом прошлом нашей Родины). — О каких победах Руси напоминает поэт? .
1.Нашествие татаро-монгольского ига  —  8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.. 2.Война с Польшей —  В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и   талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы.  День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства. . 3.
Война с западными захватчиками —  В 1240 году на Русь напали  с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.  . 4. Отечественная война с французами — В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона  Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией,   изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.
. Найдите и прочитайте в тексте. — Как  автор  называет врагов? (туча тёмная, гроза, гости). -Где поэт стелет постель для незваных гостей (под сугробами). — Как в стихотворении называет битву? (кровавый пир). — В чем видит  поэт силу России? (сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ). -Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:.
                      Вдруг со всех концов.                       Поднялася Русь..                       Собрала детей, .                        Стариков и жён,.                         Приняла гостей.                       На кровавый пир. — Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.
. — А  какое ещё  историческое событие  20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?. ( Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером). — Какую важную дату наша страна будет праздновать в этом году ? . (70 — летие со дня великой победы над фашизмом.). — Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов..           И в глухих степях ….
          Под сугробами, .           Улеглися спать .           Гости навеки..            Хоронили их .            Вьюги снежные.            Бури севера.             О них  плакали!.
— Указывает ли автор точную  дату их гибели? . -Что он выражает в этих строчках? . ( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость,  если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины). Как назовём 2 часть? . 2. Описание истории Руси.. — О чём говорится в 3 части? ( о  богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.).
(поэт  прославляет  богатство  и величие Руси, гордится Родиной своей). — А в каком времени И.С. Никитин проявляет  свою гордость? О каком времени идёт речь? (о настоящем своей страны). — В каких строчках  заключается главная мысль стихотворения? . ( в двух последних четверостишиях).   И уж есть за что, Русь могучая, .   Полюбить тебя, назвать матерью….
— Как следует читать эти предложения? (торжественно, взволнованно). — Как можно озаглавить эту часть.. 3. Прославление богатства и величия Руси.. Что значит, для поэта любить Русь?. Любить русский народ.. Знать и помнить историю своей Родины..
– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? ( Гордость, восторг, любовь и уважение к своей  стране, русскому народу.). -В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства?.  — Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? (любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества …… — Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось? . (выразительным, ярким, образным, эмоциональным). —  Как вы думаете благодаря чему?. (благодаря выразительным средствам языка).