Можно сказать «без оглядок», а не » без оглядки»?


Урок 2. Тема: «Я жил без оглядки».. Цель:- знакомство с героями повести «Ася»;-  углубления знаний о роли пейзажа в произведении;- совершенствовать навыки характеристики героя, пересказа.. 1. Вступление.Слайд 8.Работу над повестью мне хочется начать с этих стихотворных строк Любовь, любовь — загадочное слово, Кто мог бы до конца тебя понять? Всегда во всём старо ты или ново? Томленье духа ты иль благодать?- И это не случайно. Как вы думаете, почему?Да, главное в повести – любовь. Любовь – это, наверное, самое загадочное  из всех человеческих чувств, а Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимающий рождение вечно юного чувства любви
У Тургенева все герои проходят «испытание любовью», своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек, по мнению писателя, прекрасен, духовно окрылён.Один из исследователей творчества Тургенева, П.Анненков, писал, что повести и рассказы писателя объединяет одна черта – в каждой из них есть «психологическая загадка».Вот и нам предстоит попытаться разгадать эту загадку, понять какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний своих героев.-  От чьего имени ведется повествование?(От лица Н.Н.)- Как зовут героя? Почему Тургенев оказывает ему в имени? Что вы можете сказать о нем, каковы его занятия, увлечения?(Главный герой повести Тургенева, от лица которого ведется повествование, — двадцатипятилетний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, «без всякой цели, без плана». Юноше незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, — это его собственное хотение. «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись — я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом», — признается рассказчик.) — Что значит «жил без оглядки»?»Без оглядки» — показатель степени его социальной раскрепощенности, которая определяется не только и не столько необремененностью всякого рода житейскими хлопотами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой в плане морально-этическом. «Без оглядки» — значит «не задумываясь о последствиях своихпоступков», «не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего». «Без оглядки» подразумевает, таким образом, абсолютнуюсвободу хотений и действий, без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны
В этих словах  выражено жизненное credo центрального персонажа повести. Но Н.Н. отнюдь не утратил способности отличать добро от зла, свобода воли не переходит у него в неограниченный индивидуализм. Это славный, добрый юноша, далекий от пошлости и снобизма. Пережил несчастную любовь.- Какую форму повествования выбирает автор?(Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик не только сообщает о событиях, беседах, описывают обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.)
Слайд 9.   — Почему Н.Н оказался в городке 3? (гл. 1, с.321)-  Посмотрим, какими словами говорит Тургенев о чувствах героя, какое отношение сквозит в словах: «поражен в сердце», «жестоко меня уязвила», «краснощекий лейтенант» и т.д. (Ирония).- Обратим внимание, какую роль играет пейзаж в раскрытии человеческого характера. Каково отношение героя к природе?                (Герой «не любил так называемых красот» природы, «не любил, чтобы она навязывалась», «мешала» сосредоточить внимание на человеке. Обращаем внимание на деталь в пейзаже Тургенева: лунный свет «безмятежный», лучи — «неподвижные», свисток звучит «сонно», собака ворчит «вполголоса». В то же время все «живет» и «дышит», покой лишь видимость, статика таит в себе пульс идущей чередом жизни. Городок З
Привлекает его простотой, своей умиротворенностью. Неброский ландшафт привлекает его гораздо более так называемых достопримечательностей. Его ведёт желание видеть новые лица. Герою городок близок по ритму Н.Н., здесь чувствует себя комфортно. Итак, пейзаж помогает понять внутреннее состояние человека, его характер.) Характер героя повести с самого начала задан автором противоречивый:1) Настроенность на волну собственных хотений свидетельствует о его эгоистичности.2) Глубокая внутренняя потребность героя – влечение к обществу – это противоречит эгоизму.- Куда переносится действие во 2 главе?(В городок Л, на другой стороне Рейна)- Похожи ли два это городка? Докажите текстом.(Не похожи. В городке Л. жизнь бьет ключом. Здесь — «праздник жизни»)- Атмосфера какого городка больше соответствует характеру Н.Н.? (Герою больше сродни спокойствие, но его притягивает и иной ритм жизни)  Именно здесь, на празднике жизни судьба подготовила встречу с Асей – девушкой, именем, которой названа повесть, девушкой воспоминание о которой не сотрётся из памяти героя до глубокой старости
— Прочитаем портрет Аси (из 2-ой главы).. — Красива ли она? (Нет, но обаятельна, мила). — Что важно в портрете Тургеневу? (Грация, обаяние, человеческая неповторимость).Одна из особенностей тургеневского портрета — ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании.- Каково ключевое слово для Аси? («что-то особенное»).Этим — неповторимостью, грациозностью, обаянием — будут отличаться все «тургеневские девушки».- О каких свойствах натуры героини свидетельствует выбор места жительства?. (Ася – натура художественная, романтическая, тонко чувствует красоту окружающего мира. Брат и сестра поселились за городом, в домике, стоявшем на самом верху горы, и не устают восхищаться прелестью здешних мест. «Оглянитесь…каков вид?» восторг хозяев передаётся гостю.)- Каков же был вид?(Более самих природных красот героям импонирует раздолье, открывающееся с высоты. Пошлость и мирская суета словно остаются где-то далеко внизу)- Прочтите портрет Гагина
Определите для него ключевое слово. (Мягкий)                   — Докажите, что у Тургенева портрет в первую очередь психологический.(Мы не столько видим, сколько узнаем героя. Главное здесь — не точное воспроизведение внешности, а то, какое впечатление производит человек.)- Как ведёт себя Ася за ужином? Что показалось в поведении Аси Н.Н. необычным?(Ведёт она себя совсем не так, как должна бы держаться благовоспитанная светская барышня в присутствии гостя: «Ни одно мгновение она не сидела смирно: вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась…») Быстрота и подвижность – главные черты облика тургеневской героини. «Я не видел существа более подвижного», — признаётся Н.Н. — Что ещё можно заметить в поведении девушки?(Некоторую странность: «казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову»)- Понаблюдайте и определите, о каких странностях говорит Н.Н., и каковы их причины (опережающее д/з).-  Тургенев рисует Асю романтической девушкой, тонко чувствующей красоту и поэзию окружающего мира. В эпизоде прощания Аси и Гагарина после первой встречи (конец 2 главы) есть много символов. Величественная река — символ жизненного пути; лунная дорожка — небесный путь, освящение свыше
И Ася отмечает: «Вы в лунный столб въехали. Вы его разбили!» Голос судьбы прозвучал, но герой его не услыхал. Почему?    — С каким чувством Н.Н. покидает дом своих новых знакомых?(Он ощущает в душе приятный трепет, «сладостное томление беспредметных и бесконечных ожиданий». Ему хочется смеяться. Он счастлив. И забыл о «жестокой красавице») — А каким было мироощущение героя до встречи с ними?(накануне он искал уединения, дабы предаться печали и залечить раны сердца, нанесённые неразделённой любовью к «жестокосердной вдове»)       — Что изменило его настроение?(Ася, природа, музыка) Природа и музыка — вечные спутники влюбленности
Своих героев автор наделяет тем, что умел сам: чувствовать и понимать окружающий мир. —  Зачем приходит к герою Гагин в 3 главе?(Приглашает полюбоваться природой)             —  Но в этой главе нет описания природы! Почему? Когда герой начинает восхищаться природой?(Когда появляется Ася)              Итак, Ася как будто освещает все вокруг, с ней мир оживает, человек становится счастливее.. Домашнее задание:1) Перечитать 6 — 10 главы; пересказ истории Аси, отметить характеристики Аси, данные Гагиным.2) Как понимаете слова рассказчика «Что за хамелеон эта девушка!»? 3) Пейзажи, разговор о крыльях. Совершать без раздумий, не рассуждая.. Вот ещё один фразеологизм с древней основой — и в нём мы опять сталкиваемся и с противопоставлением «передний-задний».. Без оглядки обычно бегут — быстро, изо всех сил, не мешкая.. Это не значит, что оглянуться некогда — точнее сказать, оглянуться нельзя, запрещено
Почему?. Да потому, что, как считали древние, взгляд может установить магическую связь между человеком и потусторонним миром.. А именно от его представителей приходится спасаться бегством в сказках и мифах.. Вспомните миф об Орфее и Эвридике — им было запрещено оглядываться назад, на царство мёртвых, и они нарушили этот запрет.. Вспомните сюжет о Лотовой жене, превратившейся за взгляд в соляной столб.. И на Руси девушки гадали, бросая предмет (например, сапог) через плечо, не оглядываясь, — и только потом смотрели, в какую сторону носком он летит.. Совершать без раздумий, не рассуждая.
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.. бегом, без памяти, безоглядно, быстро, вихрем, во весь дух, во все лопатки, во всю мочь, во всю прыть, высунув язык, высуня язык, забывая обо всем, изо всех сил, как вихрь, как метеор, как на пожар, как пуля, как стрела, как угорелая кошка, как угорелый, кубарем, на всех парах, на всех парусах, на одной ноге, не слыша ног, не слыша под собой ног, не чувствуя ног, не чувствуя под собой ног, не чуя ног, не чуя под собой ног, неоглядкой, неоглядкою, одна нога здесь, а другая там, одна нога тут, а другая там, опрометью, откуда прыть взялась, очертя голову, пулей, резво, с быстротой молнии, с быстротою молнии, с живостью, словно на пожар, словно угорелый, сломя голову, со всех ног, стрелой, стремглав, стремительно, только пятки засверкали, точно на пожар, точно угорелый, турманом, что есть духу, что есть мочи, что есть силы
без оглядки — без оглядки …   Орфографический словарь-справочник. без оглядки — См. скоро… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред
Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. без оглядки изо всех сил, стремительно, стрелой, во весь дух, во всю мочь, во всю прыть, не слыша ног, что есть силы, на одной …   Словарь синонимов. Без Оглядки — нареч. 1. Не оглядываясь
// перен. Очень быстро, спеша. 2. перен. Не размышляя, не раздумывая, без колебания. // разг. Забывая обо всем, увлекаясь
3. перен. Безгранично, не задумываясь (противоп.: с оглядкой). // разг. Решительно, без колебаний …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой. без оглядки — без огля/дки, нареч
Убежал без оглядки …   Слитно. Раздельно. Через дефис.. без оглядки —   без огля/дки   Удирал без оглядки …   Правописание трудных наречий . Без оглядки — ОГЛЯДКА, и, ж
Крайнее внимание, осторожность в действиях (разг.). Действовать с оглядкой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 ..
  Толковый словарь Ожегова. БЕЗ ОГЛЯДКИ — 1. бежать, убегать Как можно скорее, не мешкая, изо всех сил. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), будучи сильно напуганы чем л., спасаются от опасности, преследования и т. п. реч. стандарт
? Х бежит без оглядки. неизм. В роли обст. Кроме… …   Фразеологический словарь русского языка. без оглядки — делать что л

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *