Носов «Огурцы». Как разделить рассказ на смысловые части и озаглавить?


способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;. содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;. создать условия для выразительного чтения;. способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;. Предмет: литературное чтение. Автор: учитель начальных классов Николаева А.В..
Учебник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение,3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2013..
Тема: Н.Носов «Огурцы».. Тип урока: урок открытия новых знаний. Оборудование: презентация,  выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу, карточки с заданиями. способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;. содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;. создать условия для выразительного чтения;. способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;.
формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;. воспитание нравственных чувств и этического сознания: уважение к пожилым людям, любовь и бережное отношение к чувствам близких.. уважение к труду других людей, осознание ценности быть честным; отрицательное отношение ко лжи.. Планируемые результаты. — читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;. — читать текст по ролям;. — составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;.
— пересказывать текст от лица главного героя;. -формулировать правила дружеских отношений.. Универсальные учебные действия:. — проявлять желание читать произведения о детях;. — проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.. — выполнять учебное задание по алгоритму;. — адекватно оценивать результат выполнения учебного задания..
— определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;. – подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.. адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.. Климанова Л.Ф. Литературное чтение,3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2013.. С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: «ВАКО» 2014. — Начинаем урок литературного чтения.
 Приятно общаться с человеком весёлым и доброжелательным. Начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке..       2. Речевая разминка.
Проверка дом. задания..               ( слайд).             — Доброе дело крепко..             — Доброму добрая память..              — Не устоять худу против добра..             — На свете не без добрых людей..
— Прочитайте глазами.  Что вы прочитали?. -Прочитайте шёпотом.   Прочитайте шёпотом и медленно. Прочитайте громко и медленно. Прочитайте выразительно, делая акцент на главном слове. .
— Что объединяет эти пословицы?   (они о добре). — Проверим, как вы выполнили задание в «Творческой тетради»?.                       (дети читают пословицы). Оценивают себя на листе оценивания.. Рассмотрите иллюстрации к произведениям одного замечательного автора.(слайд). Кто узнал эти произведения? Назовите. ( «Огурцы»  «Заплатка» «Мишкина каша»).
                     . — Кто автор этих произведений? Что вы о нём знаете?. — Перед вами выставка книг Н.Носова. Какие его произведения вам знакомы?. — Ученик готовил сообщение о Н.Н.Носове. (презентация) Оцени себя.. 4.
Тема и цель урока.. — Отгадайте загадку. Назовите тему урока..                           Я забрался в огород,.                           Зонт зелёный там растёт, .                           Кто-то хитрый под зонтом.                            Отыскал тенистый дом..
                          Вот он! Вот он! Мой хитрец-.                           Вкусный, спелый …..(огурец). — Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?. — Какую цель вы перед собой поставите? . 5. Работа по теме урока.. А) Первичное чтение.
Читает выразительно учитель.. — К какому жанру относится произведение? Почему?. — Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. (Дети в паре работают на карточке). 1. Куда ходили Павлик и Котька?.
2. В каком настроении пришёл Котька домой?.         В) задумчивом. 3. Как встретила сына мама?.         А) просила вернуть огурцы.         Б) засолила огурцы.
        В) отдала огурцы соседям. 4. Почему Котька не хотел возвращаться на огород?.            А) было стыдно.            Б) было далеко идти.            В) боялся сторожа. 5.
Как повёл себя сторож с мальчиком?.              А) отругал, накричал.              Б) спокойно поговорил.              В) ничего не сказал. 6. Какое душевное состояние было у Котьки по пути домой?.               А) грустное.
              Б) безразличное.               В) радостное    . — Проведите самопроверку. (слайд).                                ( А, Б, А, В, Б, В). — Оцените свою работу..                      (под музыку дети повторяют движения героев на доске).
— Читаем рассказ ещё раз. А чтобы  не было затруднений при чтении, потренируемся. Читайте целыми словами. (слайд).                  место – поместил – поместились. — Читайте первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами..                 о-гля-ды-вать-ся – оглядываться.
                о-ста-но-вил-ся – остановился. — Читайте внимательно..                  соврал – сорвал                      совать – соврать.                  нарвали – наврали                  выпрошу — выброшу    . — Читаем до слов «Ну, и я взял» (оцениваем чтение ученика). — Что вы узнали о двух друзьях?. — Как вы относитесь к поступку Павлика? А с вами когда- нибудь такое было?.
Как мама оценила поступок Котьки?. — Как можно озаглавить эту часть?  (каждый пункт плана появляется на слайде).                         («Котька пришёл домой радостный»). — Читаем до слов «Котька повернулся и медленно пошёл по улице».. — Как Котька отреагировал на требование мамы отнести огурцы на грядку?. Какие серьёзные слова сказала мама? О чём они говорят? Какие чувства были у мамы в тот момент? . — Как озаглавим эту часть?.
                                 («Пусть лучше у меня не будет сына»). — Прочитаем этот диалог по ролям выразительно.. — Читаем далее до «…стоит и плачет всё громче и громче». — Что чувствовал Котька, когда шёл по улице? Какие черты характера проявились у Котьки? Каким изобразил его автор? Что ещё можно сказать о Котьке?. — Как озаглавим эту часть?.                                  («Шёл по улице и плакал»). — Читаем до слов «Иди, иди, сынок».
-Как сторож оценил раскаяние Котьки?  Каким был дедушка-сторож? В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта? Как нужно читать слова героев?. — Прочитаем отрывок по ролям.. — Как озаглавим эту часть? .                                 («Сам понимать должен»). — Прочитайте последние три строчки.  Чему радовался Котька?.                                 («На душе у него было радостно»).
Мы разобрали весь рассказ и составили план. (слайд). Он поможет вам дома подготовить пересказ этого рассказа. А чтобы вы его не забыли, я напечатала план на карточках, которые вы возьмёте домой.. -Какой поступок совершил Котька в конце рассказа? Можно ли его поступок назвать благородным?. Прочитайте пословицы на доске. Соотнесите их с текстом.
(слайд).                       На обмане далеко не уедешь..                       За правое дело стой смело.. Кто выбрал пословицу 1 отметьте себя.. — Найдите в рассказе предложение, в котором заключена основная мысль..             («А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен»). — Сделайте вывод.
 (выносится на доску) слайд. -Какой жизненный урок преподала мама сыну?. Чему учит нас история с Котькой?  (честности, чувству товарищества, обдумывать свои поступки). — Почему свой рассказ Н.Носов назвал «Огурцы»?. — Что же почерпнули из этого урока? Начните свой ответ словами:.                             Я никогда не думал, а теперь понял….                              Я понял, что за плохой поступок ….
— Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Посмотрите в свои листы самооценки. Поднимите руку у кого более трёх «!» Вы получаете пятёрку. У кого два – четыре.. Пересказ рассказа Н.Носова «Огурцы» по плану. По желанию сделать свои иллюстрации к рассказу..                        .