Почему Великий Пост называют весной души?


Так все-таки пост — время трудное или приятное? Скорее всего, и то, и другое. С полной уверенностью его можно назвать благоприятным временем для души.
Но только для тех, кто проводит его правильно, понимает законы духовной жизни, заботится о своей внутренней чистоте. Для таких людей постовой период является долгожданным, и результат его преображает жизнь.. При мысли о посте мы невольно рисуем себе картинку: скорбные лица, истощенные тела, траурные одежды. Почти как на похоронах, только еще хуже. Потому что покойника мы, как правило, хоть немного знали при жизни, а Господа Своего знаем не всегда, даже соблюдая положенную в Великий пост форму приличия. И получается, таким образом, некая актерская игра, фарисейство. Хотя в Евангелии сказано:.
Люди воцерковленные и крепко верующие всегда с радостью ждут поста. Они знают из личного опыта, что это время тяжелое, но благоприятное. Ведь цель его — похоронить не Христа в себе, образ Божий, а напротив — своего ветхого человека, и тем самым воскресить свою душу.. Неслучайно и приходится этот период на весну, когда все в природе после зимы просыпается и оживает. Именно поэтому пост еще называют духовной весной для человека. Интересно, что даже традиция великопостного облачения духовенства на будничных службах в черное возникла относительно недавно, только в XVIII веке. И пришла она к нам от католиков.
До этого священники служили в красных, багряных (вспомните багряницу Христа) или темно-лиловых одеждах.. И конечно же, говоря о великопостных «подвигах», мы в первую очередь вспоминаем об особенном рационе питания. Иногда, правда, он приобретает такие изысканные формы, что истинный смысл говения оказывается полностью утраченным. Итак, зачем же на самом деле необходимо воздержание в еде?. Очень важно для того, чтобы пост стал для вас действительно духовной весной, пройти его достойно, не споткнувшись на мелочах. Для этого нужно понять, что есть цель, а что — средство. Только так мы сможем не пройти мимо Христа, во всей полноте пережить Пасху.
Современный монах Симеон Афонский писал:. Можно сколько угодно истязать себя голодом и молиться, но если сердце наше при этом останется каменным, то духовное пробуждение никогда не наступит. Телесный пост и молитва сами по себе — только средства. Если при этом мы в Великий пост не будем замечать ближнего или, напротив, будем его осуждать, то такое пощение послужит нам только в осуждение, как говорил Василий Великий:. Нужно помнить, что любовь выше говения и молитвы. Кроме того, по нашим поступкам о христианстве судят люди вне Церкви. Видя, что мы ведем себя вразрез с главной заповедью о любви к ближнему, им тяжелее будет поверить Богу..
Почему же именно период «духовной весны» является тем «временем благоприятным», когда легче всего очистить свою душу? Потому что его благословил Сам Господь. Если подсчитать, то это та десятина нашего времени, которую мы отдаем всецело Богу, чтобы Он освятил все наши дела в течение года.. Если мы научимся правильно понимать духовные законы, то увидим, что все происходящее с нами служит только во благо. Стоит человеку захотеть себя изменить, Господь тут же протягивает ему руку. Каким образом? Он показывает нам все наши слабые места и изъяны. В этом скрыта большая премудрость и милосердие Божие к своему созданию.. Врачи знают, что тяжелее всего вылечить затянувшиеся болезни, течение которых протекает скрыто.
То же самое происходит и с греховными поражениями человека. Сложнее всего побороть какую-то страсть, не замечая ее в себе. Великий пост дает нам возможность обратить на нее внимание, он тайные пороки делает явными. Он поднимает ил со дна нашей души, показывает ее мутную сторону, чтобы ее очистить.. Не удивляйтесь поэтому и не ропщите, если в пост у вас появится много трудностей. В церковной среде они называются искушениями (от слова «искус» — «испытание»). Достойно их преодолевая, превозмогая себя, мы совершенствуемся духовно.
Святые отцы говорили: Кто не искушен, тот не искусен. О том, что не нужно искушений бояться, писал святитель Игнатий (Брянчанинов):. Поэтому за все искушения, нам посылаемые, мы должны благодарить Бога. Как в истории, которую рассказывал священник известного монастыря. Одна женщина подошла к нему после службы и попросила благословить ее, чтобы все было «слава Богу!». Когда он увидел эту женщину в следующий раз, то спросил, все ли у нее в жизни наладилось. «Да куда там! — ответила прихожанка.
— На работе проблемы, со здоровьем плохо, в семье — одни искушения. И слава Богу!». Скорбеть нужно, наоборот, если таких испытаний с нами не происходит. Можно считать, что этот пост прошел мимо вас и духовная весна пока не наступила.. Целью говения является очищение сердца человека, приготовление его ко встрече с Воскресшим Христом, нашей Пасхой. Для этого нужно немного — разорвать на себе цепи грехов, победить свои греховные наклонности. Впрочем, это дело всей жизни, совершаемое постепенно.