Почему в сказках младший брат Иван всегда дурак, а в конце умнее всех?


САКРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ДУРАКА . Можно ли себе представить современного супергероя дурачком? Вряд ли. А вот самое распространённое начало русских народных сказок: “Жили — были трое братьев — двое умных и Иван-дурак” — именно таково. А задумывались ли мы когда-нибудь, почему сказочный герой сплошь и рядом дурачком оказывается? Каков он, этот Иван, и почему он собственно — дурак? Наверняка многие ответят — “потому что недалёкий, простодушный, нерасторопный” и т. д.  Тогда почему героем народной мудрости является лентяй и дурачок? С чего бы это ему помогают высшие и низшие силы и разные там кудесники. А он лежит на печи и никуда не торопится..
А на самом деле почему? Почему в нашем русском фольклоре присутствуют Дураки? Когда они появились? Что выражает образ Дурака? И почему не идиот, не глупец, не придурок, а именно Дурак? Почему в сказках все симпатии не только героинь — Елен Прекрасных и Василис Премудрых простоватого героя, принцесс и царевен, но и самого рассказчика — творца сказки — целиком на стороне такого?. Для начала надо определиться, о каких дураках идет речь. Они ведь бывают разными. И не только в смысле разноуровневого положения на шкале дурости… а, например, с точки зрения значения самого слова. По-нашему, без знания истории происхождения этот образ не может быть правильно понят читателем.  Открыв толковые словари и поискав в Интернете, мы обнаружили, что слово «дурак» изменяло свое значение несколько раз.
По мере возникновения понятий:. 1.Историк Костомаров Н. И., описывая уклад древней России, упоминает о том, что «дураком» именовалась плетка, которой муж наказывал свою жену (устаревшее);. 2. С 14 века в русском языке употреблялось, как славянское нецерковное имя-оберег (Дур, Дурас, Дурак).  До принятия христианства на Руси  детей называли: Первак, Вторак, Третьяк, а также и Другак, то есть «другой», следующий или иной. Оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, естественно, ведь самый младший – самый неопытный и несмышлёный, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак».. 3.
В церковных документах XIV−XVII вв.  слово «дурак» встречается в качестве имени. И именуются так не холопы, а люди вполне солидные: князь Федор Семенович ДуракКемский, князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин, московский дьяк Дурак Мишурин.С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии — Дуров, Дураков, Дурново… Сколько знаменитых людей носили фамилии с корнем «дур»! Это и кавалер-девица Надежда Дурова и целая цирковая династия Дуровых.. 4.  С 16 века, согласно письменным источникам, появляются в фольклоре сказки и в них главный персонаж, как правило, Иван-дурак.. 5.  С 17 века появились шуты-дураки  при дворе монарха (устаревшее). В это же время оно начинает приобретать современное значение – глупый человек.. 6.
В 18 веке слово «дурак» становится обидным, оскорбительным высказыванием, обозначающим умственно неполноценного человека;. 7. С 19 века карточная игра «дурак» становится популярной среди простого народа.. А самое интересное толкование мы нашли  в статье писателя Радия Погодина:. Образ Ивана – дурака в русских народных сказках. Почти в каждой в русской волшебной сказке есть «дурак», который выделяется на фоне остальных героев. . В сказках «дурака» зовут разными именами: Иван, Емеля, Мартынка, Балда, а так же просто Дурак..
Социальный статус «дурака» обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы, иногда он царский сын, но «неумный» или просто дурак, иногда купеческий сын. Он практически всегда третий или самый младший из крестьянских сыновей. Нередко подчёркивается его бедность, ведь ему от родительского наследства не достается ничего или самое ненужное в хозяйстве. Дурака все презирают, все над ним смеются, все его бранят, а иногда и поколачивают. В родной семье он существо отверженное.. Его старшие братья, занятые хозяйством, торговлей, хлебопашеством, умны и практичны, имеют семьи. Наш же герой холост, целыми днями лежит на печи, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается.
Его облик негативен и безобразен: «платьишко на нём худое, весь в саже, волосы дыбом», «по лицу слюни да сопли текут». В общем, ленив  и непривлекателен.. Но почему- то в сказках, например у П. Ершова или » Иван царевич и серый волк», именно старшие братья, отправляясь выполнять поручение, делают это крайне недобросовестно, прячутся и упускают вора.  А ещё чаще просьбами и обещанием купить ему красную одёжу, сапоги, дать ему золота, накормить досыта перекладывают свои обязанности на Иванушку – дурака, который сторожит три дня и три ночи, а сами остаются дома и спят… Иван-дурак правильно выполняет порученное задание, и в итоге получает вознаграждение: Сивку-Бурку вещую каурку, Конька – Горбунка с двумя грациозными лошадями, копьё, палицу боевую, меч — кладенец, чудесную дудочку и т. п.. Приобретение чудесного коня – первая удача.
Именно он открывает ему путь к славе, богатству и успеху. Этот сказочный эпизод раскрывает ещё одну существенную черту характера до поры незаметную окружающим — хитрость. Получив коня, он предусмотрительно утаивает от братьев это событие. Иногда он непросто отмалчивается или отделывается скупыми объяснениями мол «ничего не видел». А в сказке «Конёк-Горбунок» Иванушке достаётся самый неказистый жеребёнок, который, тем не менее, наделён многими чудесными качествами.. Поведение дурака подчас нелепо, что, естественно, вызывает у окружающих презрение и осуждение. Неприятности он сам на себя навлекает, просто притягивает их к себе.
Поступки его кажутся бессмысленными и бесполезными. И ведет себя непростительно глупо по современным меркам, но странным образом эта же самая глупость и непрактичность и выручают его из разных бед.. Для изучения образа важно обратить внимание на вопрос, не что делает главный герой, а как он это делает. Емеля отпускает щуку обратно в воду, Мартынка вместо нужной в хозяйстве вещи за большие деньги покупает кота и собаку. Дурак способен на любовь, милосердие и доброту, когда другие персонажи обустраивают свой материальный мир. За такие качества сказка награждает главного героя. Его не интересуют практические дела, он не замечает голода и холода, его одолевает лень, когда речь идёт о бытовых вещах.
Деньги для дурака не имеют ценности.. В сказке «Сивка-Бурка»  герой выполняет трудное задание и скрывается прочь, никем не узнаваемый. Он не хвастается своей победой, но скрывает её от братьев. А идя на пир к царю, Иван-дурак не преображается, предпочитая предстать перед будущей женой в своём истинном виде. Но именно он, вопреки логике и здравому смыслу, оказывается самым удачливым из трёх братьев. Именно он с помощью волшебных средств успешно проходит все испытания: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает богатство, славу, становится Иваном Царевичем.. Сила дурака в русских народных сказках в его доброте и отзывчивости, в готовности помочь попавшим в беду, в отсутствии жадности.
Дурак делает, не задумываясь о выгоде и последствиях. Такие люди симпатичны и в наши дни. Совершать подвиги Иванушке всегда помогают чудесные силы — благодарные звери: щука, кошка и собака, Конек-Горбунок, Сивка-Бурка.. А героем его можно назвать  потому, что находит нестандартные решения трудных вопросов. Он не приемлет штампованных решений, поэтому, на первый взгляд, он и дурак. Но в результате противоречия между незнанием и поисками решения ему открываются новые знания, новые возможности. А это качество героя.
И еще: Иван – дурак — единственный в сказке, кто говорит из братьев, загадывает и отгадывает загадки, он поэт и музыкант и носитель особой речи.. Главные достоинства Ивана:. Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы.. Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.. В-третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими. Дурак — вовсе не значит глупый. Просто Дурни — люди, которые смотрят на вещи под другим углом, по сравнению с простыми людьми.
И ещё неизвестно,  кто воспринимает окружающий мир правильнее… Дурак — на Руси не порок. К тому же в русских сказках именно Дурни в конце концов оказываются умнее всех!. Попробуем проанализировать слово «дурак» с позиции семиотики,науки о знаках, рассматривающей разного рода явления природы и человеческой культуры как взаимодействия (первым эту тему затронул ещё древнегреческий учёный Кратил (V век до нашей эры), ученик Гераклита:. Д – нечто дающее, способствующее, помогающее.. У – сомнение, недоверие, нечто непонятное.. Р – мужское свойство, энергетическое насыщающее, но и подавляющее, агрессивное свойство..
А – отчаяние, тревога, сигнал тревоги.. К – небольшая отдельная часть чего-то.. В комплексе значение букв-звуков можно интерпретировать так: дурак — это отдельный  человек, обладающий мужеством, непонятным для других, которое направлено в разрез с общим представлением. Он вызывает сомнение, недоверие, но в то же время отчаяние и тревогу. Все перечисленные свойства что-то дают, чему-то способствуют, помогают этому человеку. Этот вывод вполне подтверждают сказки, пословицы и поговорки:. Дуракам везёт!      Дуракам закон не писан.     Дураков работа любит..
Собирательный образ Дурака можно представить таким:. Дурак — герой многих русских сказок, не похожий на других. Он младший сын в семье и никто его в серьёз не воспринимает. Соседи его толком не знают, а говорят о нём только понаслышке, что он всегда лежит на печи и похрапывает, вместо того чтобы помогать по дому.  Он глупый, но  смелый, честный, загадочный, весёлый, добрый, ласковый, отзывчивый, бесхитростный, смекалистый. Внутри ленивого и неухоженного человека скрывается мудрый и симпатичный парень. Дурак обладает широкой, благородной, открытой русской душой. Он хозяин своей жизни и в тоже время баловень судьбы, но при этом рад кусочку хлеба, не стремится к славе, не любит командовать,  не стремится  властвовать.
Благодаря своему нестандартному мышлению, добытым полезным знаниям и непредсказуемым поступкам, проходит все сказочные испытания. Дурак сам придумывает, как выйти из трудных ситуаций, обхитрив тем самым своих врагов и выручив друзей из беды. В итоге он самый умный и удачливый персонаж, который из всех перипетий выходит героем, при этом помогает добрым и злым, а в ответ получает помощь от волшебных сил и вследствие чего получает награду. А всё это происходит потому, что он умеет ладить и находить общий язык с другими персонажами..  «Почему побеждает Иван – дурак?» .  «Он побеждает врагов в силу своего естественного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать — сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки.
Помогают, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру.». Интересны рассуждения А. Синявского о поведении героя -дурака. Критик обращает внимание на то, что фразу «Бог дураков любит» можно объяснить двумя причинами. Во-первых, Дураку просто некому больше помогать, настолько он несчастен и не способен даже сам что-либо сделать; во-вторых, в этом случае Дурак невероятно доверчив к высшим силам, потому что ни советы старших, ни собственный разум, опыт он не использует..  Иван-дурак ничуть не глуп! Да, он наивен и доверчив. Но при этом умен всей мудростью русского народа..
1. Любит народ  дураков  не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши,  видящей цену в совершении добра другими.. 2. Русский народ  с большим уважением относился и относится к дуракам, людям, имеющим свою точку зрения, отличную от общепринятой. Об этом говорит то, что в сказках Иван — дурак всегда остаётся победителем.. 3.Очень долгое время слово дурак обидным не было… Следуя фольклорным традициям Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в произведении «Дурак» дает такую характеристику своему дураку-Иванушке, сыну умных родителей: «Совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет — от этого он и к жизни приспособиться не может…».
В современной сказочной литературе образ дурака представлен многими другими персонажами, например, Страшила, Буратино, Незнайка.. » Так кто же он – этот вечно смеющийся Дурак? Ни в грош не ставящий то, за что обычно цепляются другие, стремясь сохранить свое достоинство, свой статус, самих себя?. Дураку плевать на почет и славу, но именно о нем слагают былины и рассказывают сказки; он всегда рад малости и сыт сухариком, но почему-то именно у него оказывается изобильная скатерть-самобранка; богатство и деньги для него не имеют значения, но вновь – лишь ему достаются все сокровища и, как правило, полцарства в придачу; он не стремится повелевать, но всегда вокруг него –куча помощников, наперебой предлагающих свои услуги; все решения он принимает не по уму и расчету, а по ВДОХНОВЛЕНИЮ и внутреннему порыву, и именно они оказывается единственно верными и приводящими его к удаче.. ….И оказывается, что качества, выражаемые Дураком, всегда нам чем-то симпатичны и близки; выясняется, что они глубоко, буквально изначально заложены в нас, в нашей культуре, в нашем мировоззрении.. Дурак — это и есть Хозяин своей жизни. Это играющий Хозяин. Это всегда радостный и влюбленный в жизнь Хозяин, это Хозяин смеющийся.
Дурак — это и есть смех. Смех Хозяина.. Прикоснувшись к понятию «Дурак», мы вскрываем потрясающей емкости пласт возможностей, открывающихся перед нами.. Вместо бесконечных рассуждений и умничаний по поводу Дурака вспомнить наконец это забытое качество, вернуть своему Дураку его законный Божественный статус.. Поверьте — это вполне возможно, попробуйте — это совсем несложно, и сделайте это играя, ведь Дурак — это непрерывное приключение. Это наш дальнейший путь, наша Божественная игра, это возможность истинного пробуждения и реального, а не иллюзорного существования.. Все, что ты слышишь, — ложь.
Все, что ты видишь, — ложь. Все, что ты говоришь, — ложь Все, что ты знаешь, — ложь. Тебя нет. Ты — сон другого.. Тебя окружает мертвый мир, сотканный тобой изо лжи других. Значит — поступая вопреки знаниям, ты пробуждаешься. Меньше говоря и больше смеясь — проявляешься в этом Мире.
Воспринимая не слова и понятия, а ощущения — оживаешь. Наблюдая не анализируя — прозреваешь. Абсурд — твой ум. Смех — твой голос. Дурак — твое имя. Просыпайся, живой Мир ждет тебя.  .
1. Ищите Дурака, да обрящете. 2. Эволюция развивалась от умного — к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы — тупиковая ветвь эволюции. 3.
Дурак настолько прост, что в него отказываются верить. 4. — Дураку закон не писан, — смеется Дурак. — поэтому он обречен быть свободным. 5. Неудачи преследуют всех. Но Дураков они не могут догнать.
6. Дурак никогда не плюет против ветра, так как ветер у него всегда попутный. 7. Разум — ловушка Дьявола. Дурак — выход из нее, данный Богом. 8. Дурак прекрасный игрок: он никогда не побеждает.
9. Но Дурак непобедим, так как никогда не сражается. 10. — Зачем предаваться греху уныния, — смеется Дурак, — Когда есть другие грехи? 11. Дурак никогда не попадает впросак. Я не такой умный, — смеется он, – чтобы найти это место. 12.
Дурак всегда ходит с открытым ртом — поэтому он всегда сыт. 13. Когда умный, становясь Дураком, просыпается — мир исчезает. Затем Дурак, смеясь, выстраивает его заново. 14. — Большинство умных, — смеется Дурак, — умирает, так и не успев разиться. 15.
— Познай себя, — смеется Дурак, — пока тебя не познали другие. 16. Дурак не верит в чудеса. Он ими пользуется. 17. — Возлюби Дурака в ближнем своем, — предлагает Дурак. 18.
Все люди от Бога, но лишь дурак К Богу. 19. А все ли ты сделал, чтобы стать Дураком? 20. Смех — кратчайший путь от умного к Дураку. 21. Дурак никогда ничего не ищет, так как знает, что если он найдет, то только сам. 22.
Дурак всегда рядом. Когда умный наконец находит его, то потом долго смеется, вспоминая свои поиски. 23. Дурак радостно смеется в себе тому, что умный хочет изменить в другом. 24. Что Дурак ест, то он и есть, А ест он все. 25.
Умный борется с сатаной. Дурак лишь смеется, слыша это имя. 26. Ищи Дурака в сердце своем. 27. Когда Ницше сказал: Бог умер! — он поторопился. Ведь Дурак остался.
28. Конец света не наступит, пока есть хоть один Дурак. 29. Умный меряет себя от земли до головы, а Дурак от головы до Неба. 30. Не мир создал Дурака, а Дурак мир. 31.
Заставь Дурака Богу молиться — такой хохот раздастся сверху. 32. Дурак всегда влюблен. 33. — Чем ты владеешь, то владеет тобой, — смеется Дурак, Заглядывая в свой пустой карман. — Если ты не владеешь ничем, то у тебя есть все, — продолжает он, доставая оттуда бутерброд. 34.
Карман у Дурака всегда полон, потому что — дыряв. 35. Дурак моргнет — и мир другой. 36. — Хороший Бог, — смеется Дурак, — это Бог, о котором рассказывают анекдоты. 37. Бог с Дураком играют в прятки.
Дурак не ищет. Но все время находит. 38. Все, Что умный может представить, Дурак может создать. 39. Дурак может все. Но хочет лишь то, что имеет.
40. — В мире спящих, — смеется Дурак, — умный — это Король. Но тому, кто проснулся. Король не Нужен. 41. — Как слепой не поймет зеркала, — добавляет Дурак, — так спящий — Дурака. 42.
— Когда люди соглашаются со мной, мне всегда хочется извиниться. 43. — Кодекс Дурака — это зеркало, — смеется Дурак — если его читает осел, то и видит… 44. — Чем громче смех — тем ближе к Богу, — смеется Дурак. 45. — Спроси меня.
— улыбается Дурак, — и я совру. 46. — Быть умным — самая смешная из привычек, — смеется Дурак. 47. — Валяют Дурака многие, — хохочет Дурак, — но поваляться вместе с ним решаются единицы. 48. — Неприятности приходят и уходят, — смеется Дурак, — а их творцы остаются.
49. — А ты попробуй — посмейся с умным выражением лица, — предлагает Дурак. 50. — Подойди к зеркалу, — смеется Дурак, — и ты увидишь мир, в котором живешь. 51. — Выброси зеркало, — смеется Дурак, — и может быть, ты увидишь себя. 52.
— Ты всегда держишь себя в руках? — удивляется Дурак. — Как же в них войдет что-то? 53. — Жизнь, — смеется Дурак. — это один день, проведенный в гостях у самого себя. 54. — Есть две трагедии в жизни человека, — вспоминает Дурак, — это когда он не может получить желаемое и когда наконец получает. 55.
— Смех – прекрасный способ вести беседу, — хохочет Дурак. 5б. — Рядом со мной можно научиться лишь одному, — смеется Дурак, — забывать. 57 — Забыть, — хитро улыбается он, — значит вспомнить. 58. — Дурак никогда не спорит. С кем спорить? — хохочет он.
59. — Ты в тупике? — смеется Дурак, — вот и славно, оттуда я лучше виден. 60. — Умный, — смеется Дурак, — это свеча для спящих. 61. — Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, — авторитетно заявляет Дурак, отрезая себе еще кусочек. 62.
— Потерять, — говорит Дурак, — значит найти. 63. Дурак — это ключ от дверей, за которыми нет ничего. 64. Дурак — это ключ от дверей, за которыми есть все. 65. — Не важно, что делаешь, — смеется Дурак, — важно, что делаешь.
66. — Но не делай того, — добавляет он, — что можешь не делать. 67. — Хочешь быть свободным? — спрашивает Дурак, — тогда забудь это слово. 68. — Смейся и кланяйся чаще, — говорит Дурак, — иначе тебя примут за умного. 69.
— Тебя хвалят? — улыбается Дурак, — прости их. 70. — Если вы не понимаете моего смеха, — хохочет Дурак, — как же вы можете понять мои слова? 71. — Добро? — удивленно спрашивает Дурак, — ах, да!… Это то, что с кулаками… — хохочет он. 72.
— Если ты мыслишь, — смеется Дурак, — значит, ты очень даже не Дурак. 73. — Сколько нужно ума, чтобы не казаться Дураком, — добавляет он, хохоча. 74. — Ты очень умный, — хохочет Дурак, — поэтому ты прежний… 75. — Человек вечно преследует сияющее существо, спасаясь от существа черного, — говорит, чихая, Дурак, такую пыль подняли, бегая вокруг меня…
76. — Чем меньше желание говорить, — смеется Дурак, — тем больше удается сказать. 77. — Рабы не мы, мы не рабы — едва сдерживая смех, читает Дурак, — а как насчет удовольствий? 78. — Я действительно ничего не значу, — смеется Дурак. Но сколько мне пришлось изучить для этого. 79.
— Наполняйте себя знаниями. Накачивайте! — хохочет Дурак, — ведь чем-то вас должно рвать перед очищением[1]. 80. — Ты знаешь путь?- смеется Дурак, — и у тебя даже есть карта? — хохочет он, — не иначе как из крапленой колоды. 81. — А ты попробуй, — предлагает Дурак, ощути свое падение как прыжок. 82.
— Хочешь одурачить мир? Скажи ему правду, — смеется Дурак. 83. — Истина прячется в ее отсутствии, — добавляет он, улыбаясь 84. — Счастье не надо искать, — смеется Дурак, — им надо жить. 85. — Умный — это самоубийца, — говорит Дурак. 86.
— Зачем мне думать? — удивляется Дурак, — я знаю! 87. — А откуда ветер знает, — хохочет он, — в какую сторону дуть? 88. — В одно ухо входит, в другое выходит, — смеется Дурак, — и так весь день. С ума сойти можно! 89. Круглый Дурак совершенством своей формы отражает совершенство вселенной. 90. — Мне тоже в суп может попасть муха, — радостно улыбаясь, уверяет Дурак.
91. — Ты хочешь увидеть? — смеется Дурак. — Закрой глаза. 92. — Хочешь понять говорящего? — веселится он, — перестань его слушать. 93. — Не будет флюгера, — смеется Дурак, — исчезнет ветер.
94. — Посмотрев на луну, Дурак включает ее, как лампочку. 95. — Ум — это лопата, — смеется Дурак, — чем он острее, тем глубже могила. 96. — Вначале было слово, — вспоминает Дурак, — а потом слова, слова, слова… 97 — Пишешь? — смеется Дурак.
— Пиши. Но не забывай — чем чище бумага, тем чище задница. 98. — Ломай палку, ломай, — смеется Дурак, — может, и получится у тебя один конец. 99. — Хорошо прицелься, — предлагает Дурак, — и, если тебе повезет, ты промахнешься. 100.
— Ты попал в цель? — смеется Дурак. — Ищи дыру в собственном теле. 101. — Хочешь быть счастливым? — хохочет Дурак. — Хоти! 102. — Если ты человек честный, — говорит Дурак, — значит, ты всегда лжешь. 103.
— Чем ближе к правде, — смеется он, — тем дальше в лес. 104. — Всякое утверждение ложно, — хохочет Дурак, — это тоже. 105. — Если ты знаешь, куда идешь, ты храбрец, — смеется Дурак, — ведь ты и вправду можешь туда попасть. 106. — Обстоятельства, — важно надувает щеки Дурак, — это я.
107 — Ты действительно хочешь жить? — смеется Дурак. — Ну, что ж — тогда попробуй умереть. От смеха. 108. — Ты всего лишь снишься себе, — хохочет Дурак. 109. — Невозможно? — смеется Дурак.
— Вот-вот. Как раз то. Что нужно. 110. — Бог великий шутник, — говорит Дурак. — Но смеется он лишь после того, как я открываю рот. 111 — Надежда, — хохочет Дурак, — это леденец на палочке, которым ты пытаешься изнасиловать Бога.