Почему на территории Москвы не застраиваются болотистые места?


Москва преобразилась, пополнилась большим количеством новых станций метро и автомагистралей. Растут новые микрорайоны на территории старых промышленных зон. Но тем не менее, даже сейчас в городе остаются места, откуда хочется побыстрее переехать. В статье рассказываем о худших районах столицы. .
Начинает наш рейтинг «лучший из худших» районов Москвы — Гольяново. Его главный минус — удаленность от центра, даже названия улиц — Уральская, Алтайская, Уссурийская, Сахалинская, Камчатская — словно намекают об этом. . Район образовался в рамках масштабного расширения Москвы в 1960 году на месте располагавшейся здесь деревни. Район с севера ограничен промзоной и лесопарком Лосиный остров, с юга — Щелковским шоссе, а с востока — Московской кольцевой автодорогой. Гольяново типичный советский район — оно практически полностью застроено советскими пяти и девятиэтажками. Метро в районе присутствует — здесь располагается Щелковская — конечная станция Арбатской (синей) линии.
. Но вместе с Щелковской в районе располагается одноименный междугородний автовокзал — крупнейший автобусный вокзал в столице. Вокзал активно привлекает сюда большие транзитные потоки людей, пыль, грязь, а в 90-е годы был точкой входа в город многочисленных преступников-гастролеров. С учетом транзитного трафика всего одна станция — это не так много для почти 200-тысячного района. Другой минус — соседство с промзоной Калошино, небольшой по размеру, но крайне токсичной с точки зрения производимых выбросов. Там расположена, в частности, крупная ТЭЦ-23 Мосэнерго. .
Район исторически складывался как социально неблагополучный. Дешевые цены на аренду квартир привлекали сюда многочисленных мигрантов. Так как район располагается недалеко от Черкизона, некогда крупнейшего московского рынка, там часто селились продавцы с рынка. В 90-е годы здесь брала свои корни знаменитая Гольяно-Измайловская ОПГ, ставшая прообразом героев популярного фильма «Бригада». Но Черкизона больше нет, активность ОПГ сошла на нет — социальная структура района постепенно выравнивается и становится типовой для удаленного московского спальника. . Однозначным плюсом района является и большая зеленая зона — в район входят масштабные территории национального парка Лосиный Остров, одного из самых крупных лесных массивов Москвы и области.
Поэтому жить здесь, конечно, можно — есть как и существенные минусы, так и определенные плюсы. . Если взглянуть на карту, то расположение микрорайона (входит в район Печатники) может показаться отличным. Не так далеко от третьего транспортного кольца, на берегу Москвы реки, напрямую недалеко до Коломенского заповедника, районов Марьино и Люблино. Но крутой изгиб Москвы-реки и железнодорожная ветка на востоке привели к естественной изолированности района. Вроде бы близко, но транспортная доступность удручает. .
История района началась в 1950-е годы одновременно со строительством Курьяновской станции аэрации. Станция предназначалась для очистки сточных вод, стекающихся сюда из доброй половины районов города, расположенных выше по течению реки. Даже сейчас станция остается крупнейшей в Европе по объему перерабатываемой воды. Соответственно, сам микрорайон формировался как рабочий поселок сотрудников аэростанции. . Ещё одна местная фишка — преобладающая двухэтажная застройка. Такой вид застройки был выбран для того, чтобы завлечь на работу на грязный промышленный объект молодых специалистов — по советским правилам, сотрудники могли рассчитывать на получение квартиры.
Удивительно, но застройка того периода хорошо сохранилась в районе до наших дней. Небольшие двухэтажные дома на 4 квартиры, деревянные заборы, небольшие палисадники и террасы у жителей первых этажей — вы можете встретить подобные районы на окраинах многих российских городов, но для многоэтажной Москвы они являются музейной редкостью. Изолированность района, отсутствие метро и соседство с обширной промышленной зоной привели к удивительному эффекту — московские застройщики обделили район своим вниманием и сохранили в относительной близости к центру аутентичные советские пейзажи. . Дополняют картину СИЗО №6 — единственный женский следственный изолятор на территории Москвы. Екатерина Васильева, Pussy Riot, сестры Хачатурян и другие известные на всю страну девушки коротали здесь свои дни в ожидании приговора суда. Долгое время в Курьяново также функционировало общежитие, которое могло похвастаться самыми низкими ценами за койко-место на территории Москвы — 100 рублей за ночь.
Это массово привлекало в район соответствующую аудиторию — мигранты вдесятером селились в комнатах, рассчитанных на двух человек. Наконец, чуть севернее микрорайона находится промышленная зона Печатников — ранее здесь располагался автозавод «Москвич» (АЗЛК), а теперь — множество более мелких промышленных предприятий, а также крупнейшая в Москве нелегальная свалка. . Мост через Москву-реку, который планируется построить в рамках проекта Юго-Восточной хорды, должен дать микрорайону желанный выход на Каширское шоссе и улучшить взаимосвязь с остальной Москвой. Поэтому через какое-то время здесь стоит ожидать и застройщиков — санитарная зона вокруг станции аэрации была сокращена ещё в 2008 году. . Если вы вдруг окажетесь в Бирюлево, то никогда не подумаете, что оказались в гетто.
Аккуратная застройка панельными советскими многоэтажками (ими застроено три четверти Москвы), чистые и аккуратные улицы, много зелени — этакий эталонный спальник. Но изолированность района и здесь сделала свое дело. . С запада Бирюлево ограничено Курским направлением железной дороги, с востока — Бирюлевским лесопарком, а с юга напрямую премыкает к МКАД. До ближайшего метро — Царицыно — нужно ехать на автобусе не менее 15 минут. Кроме того, сам район рассечен напополам ещё одной железнодорожной веткой — Павелецкой. Это не один, а два района — Бирюлево Западное и Бирюлево Восточное — и железнодорожные пути, застроенные по бокам гаражными массивами, образует ещё один естественный барьер для передвижения людей.
. Ещё в конце 19го века в этих местах располагались сплошные леса и болота. Но вскоре, после строительства железной дороги, Бирюлево стало постепенно разрастаться как поселок при одноименной железнодорожной станции, позднее появились другие промышленные предприятия. В 1960 году при масштабном расширении столицы Бирюлево вошло в состав Москвы — одновременно с этим в районе началось активное строительство. Район заселяли москвичами, выселенными из окрестных деревень Сабурово, Орехово, Ленино-Дачное, а также некоторых центральных районов. Их дома стали жертвами разрастающейся Москвы — новые квартиры могли дать за пределами родного района. Отдельную категорию составили так называемые лимитчики — приезжие из провинции, не имевшие права постоянного проживания и прописки в городе.
Они должны были восполнить нехватку рабочей силы на московских заводах (ЗИЛ и другие). «Понаехавшие» работали на самых тяжелых производствах, на которых отказывались работать коренные москвичи. . Уже тогда район приобрел неблагоприятную славу деревенского, провинциального. . Уже после перестройки, привлеченные относительно низкими ценами на недвижимость и близостью многочисленных складов (а значит, рабочих мест), район начали осваивать мигранты. Славянское население, наоборот, при появлении денежной возможности, старалось переехать в другой район.
. Бирюлево — отличная иллюстрация недостатков радиально-кольцевой схемы планирования метро. Плотность станций в центре высокая, а вот ближе к МКАД серая и зеленая линии расходятся в разные стороны, минуя Бирюлево. Начать строительство ветки метро в Бирюлево планируют лишь после 2023 года — позднее, например, чем Троицкая ветко или метро во Внуково. По официальной версии, строить метро в Бирюлево целесообразно лишь после завершения строительства Большой кольцевой линии, чтобы равномерно распределять пассажиров между несколькими линиями метро. По мнению скептиков, метро в Москве строится лишь там, где есть перспектива построить и продать жилье. Раз Бирюлево было полностью застроено ещё в советские годы, девелоперский интерес здесь минимален, а значит, и с метро можно подождать.
. Если каждый из описанных выше район «прославился» чем-то одним, но имеет и свои преимущества, то Капотня — эталон плохого района. Здесь плохо все. Ещё в советские годы, когда купли-продажи жилья не существовало, местные жители мечтали обменять трехкомнатную квартиру в Капотне — на комнату или однушку в любом другом районе Москвы. . Капотня как район сформировалась на месте одноименной деревни как район при Московском нефтеперерабатывающем заводе (сейчас принадлежит Газпромнефти). Деревня получила свое название в честь основного занятия жителей, которые коптили рыбу, вылавливаемую в Москве-реке.
Сейчас здесь коптят уже не рыбу, а воздух — нефтезавод является одним из самых грязных предприятий столицы. Но его важность для столичной экономики велика — завод обеспечивает половину потребления топлива огромного мегаполиса — и пока все планы перенести завод за границу Москвы так и не удавалось реализовать. Относительно недавно лишь удалось погасить огромную факельную установку, предназначенную для сжигания возникающего в процессе производства нефтепродуктов попутного газа. . Раньше факельная установка была главной достопримечательностью района — и освещала своим светом ночную Капотню. . Уникально и географическое положение района — район расположен на юго-востоке столицы.
С запада его окружает Москва река — она течет с запада на восток и к этому моменту успевает впитать в себя всю канализационные стоки и выбросы всей столицы. На востоке расположена промзона нефтеперерабатывающего завода и огромный рынок Садовод, куда переехали многие торговцы с Черкизона. Наконец, с юга район упирается в Московскую кольцевую автодорогу. Мост через Москву-реку отсутствует — как результат, выехать из района в сторону центра Москвы можно только по одной единственной дороге — путь на автобусе до ближайшего метро Братиславская составляет около получаса. . Иногда кажется, что московские власти смирились с тем, что сделать с Капотней ничего нельзя. В свое время именно в Капотню предлагали выселять злостных неплательщиков коммуналки со всей Москвы (по закону, людей нельзя выселять в никуда и нужно предоставить жилье в том же городе) — в обжежития при нефтезаводе.
В Капотне даже улицы не имеют названия, а только порядковые номера — 1й квартал Капотни, 2й квартал Капотни и т.д. Поэтому не стоит удивляться, что сегодня в Капотне проживает всего 30 тысяч человек — для Москвы, которую во время административной реформы 1992 года целенаправленно нарезали на примерно равные районы по 100 тысяч человек — это достаточно необычная ситуация. . Перспективы появления метро в Капотне, простите за каламбур, покрыты густым туманом. Наиболее очевидный вариант — строительство метромоста через Москву-реку и продление сюда зеленой ветки от Алма-Атинской сложен из-за высокой стоимости строительства, низких ожидаемых пассажиропотоков и технологической стоимости (большого требуемого градуса искривления путей). Поэтому метро в этих местах не запланировано даже в отдаленной перспективе. Зато спасением для района может стать планируемое строительство Южной рокады — большая автодорога с философским названием «Рублево-Капотня» предполагает строительство автомобильного моста через Москву-реку, который наконец-то свяжет Капотню с правобережным районом Братеево.
Это существенно сократит время в пути до станции «Алма-Атинская» зеленой ветки. Если ещё и реализуется планы по переносу Московского НПЗ за МКАД, то это может означать новую жизнь для одного из самых депрессивных мест на карте столицы. . Если Капотня — худший район в пределах МКАД, то Некрасовка в принципе один из худших районов в Москве вообще. Ужасная экология и застройка многоэтажными человейниками — у района есть все шансы, чтобы пройти путь описанный Ильей Варламовым путь из пяти шагов от нового района до гетто. . Некрасовка часто называют последним районом «старой» Москвы — она была включена в состав столицы в 2011 году, незадолго до масштабного присоединения двух новых округов (Новой Москвы).
Расположена Некрасовка к востоку от подмосковного города Люберцы (граница между Люберцами и Некрасовкой весьма условна), и состоит из двух частей — Старой (на юге) и Новой (на севере) Некрасовки, соединенных между собой узким перешейком. . Новая Некрасовка (включает два наиболее крупных микрорайона — ЖК Некрасовка Парк и ЖК Некрасовка) начала застраиваться после 2011 года на месте бывших Люберецких полей аэрации. Данные поля были возведены в начале 20 века для очистки канализационных стоков Москвы по примитивной технологии — сточные воды, поступавшие сюда через большой Люберецкий канал, проходили почвенную очистку (пропускались через слой песка огромной площади), собирались снова в коллектор и возвращались обратно в Москву-реку. По подобной (песок + щебень) технологии обычно организуют очистку канализационных стоков во многих частных домах, в которых отсутствует возможность подключиться к централизованной канализации. С ростом Москвы и увеличением объемов канализационных стоков такая технология требовала вовлечения в оборот все большего и большего количества дорогостоящих земель была признана несовременной, в результате чего вместо полей аэрации была построена Люберецкая станция аэрации, а рядом с ней — поселок работников станции. Именно эта территория получила название Некрасовки (Старой Некрасовки).
Люберецкие поля аэрации (сейчас это Новая Некрасовка) в течение длительного времени были законсервированы.. Однако, как уже было сказано выше, в 2011 году земли бывших фекальных полей были включены в состав Москвы, рекультивированы и на их месте началось строительство многоэтажных микрорайонов. . Кстати, похожая история случилась с Люблинскими полями аэрации, расположенными на территории нынешних московских районов Марьино и Люблино. С вводом Курьяновской станции аэрации потребность в них отпала, а на рекультивированной территории были построены парки и жилье. В память о скоплении здесь канализационных стоков осталось лишь название улиц — Верхние и Нижние поля. Новые поколения жителей этих районов думают, что улицы получили свои названия в честь существовавших здесь когда-то сельхозугодий.
Хотя на самом деле здесь располагались ранее немного другие поля. . Но жизнь на территории рекультивированных полей аэрации — не единственный минус экологии района. К северо-западу от района в промзоне Руднево расположен мусоросжигательный завод №4. Лишь относительно недавно был закрыт санитарный утилизационный завод «Эколог», где сжигались биологические отходы — проще говоря, трупы животных и ампутированные человеческие конечности. В Старой Некрасовке продолжает действовать Люберецкая станция аэрации. Наконец, прямо в черте района, впритык к жилым домам ЖК Некрасовка Парк расположен законсервированный полигон ТБО Некрасовка.
Проще говоря, это бывшая свалка, заваленная землей. Сейчас она выглядит как огромная, высотой с многоэтажный дом холм, заросший деревьями и прочей растительностью. «Гора» подходит прямо вплотную к жилым домам, а многие местные жители уже протоптали там тропы и используют как импровизированный парк для организации пикников. . Ко всем местным экологическим бедам стоит добавить расположение района на промышленном юго-востоке Москвы и неблагоприятную розу ветров — летние ветра в Москве обычно дуют с северо-запада на юго-восток, а зимние — с юго-запада на северо-восток. . Как результат — все юго-восточные районы собирают у себя продукты жизнедеятельности огромного мегаполиса.
В числе главных «вкладчиков» — уже знакомый нам нефтеперерабатывающий завод в Капотне. Осенью 2014 весь юго-восток Москвы накрыли облака едкого дыма — предполагалось, что источником был расположенный в Видном Московский коксогазовый завод. Сейчас завод уже закрыт, но другие неблагоприятные предприятия и розу ветров никто не отменял. . Некрасовка сегодня — один из самых активно застраивающихся районов Москвы. На долю района приходится до 7% предложения всей московской недвижимости. Здесь строят жилье эконом-класса в том числе по госзаказу, здесь получают квартиры московские очередники.
Для этого сюда активно тянут метро — вот-вот должна открыться Некрасовская линия, которая должна резко улучшить транспортную ситуацию в районе. Впрочем, в бочке меда можно найти достаточное количество дегтя. Линия не будет иметь прямо пересечения с Кольцевой линией и центральными станциями — пересесть с нее можно будет либо на Большую кольцевую линию (станция Нижегородская), либо на очень загруженную Таганско-Краснопресненскую линию (станция Лермонтовский проспект). Пока не до конца понятно, как распределятся потоки — вполне вероятно, что основная масса людей продолжит использовать более быстрый по времени вариант с фиолетовой веткой — самой перегруженным участком метро в Москве. То есть с открытием метро для жителей Некрасовки ничего не изменится — если ранее они ездили до Лермонтовского проспекта на автобусе, то теперь — по собственной линии метро. Но есть ещё одна опасность — новая станция метро станет ближайшей не только для некрасовцев, но и для жителей некоторых районов Железнодорожного и Балашихи. А эти города все последнее время также активно застраивались человейниками.
А это значит, что все эти люди, которые ранее ездили через разные станции и ветки метрополитена, начнут формировать стихийный транспортно-пересадочный узел в самой Некрасовке. . Сложная транспортная ситуация, экологические проблемы, одни из самых дешевых цен на недвижимость в «старой» Москве. И самое главное — большое количество высотных панельных домов эконом-класса. И хотя нормы по инсоляции и расстояниям между новостройками соблюдены, социальная инфраструктура тоже постепенно возводится, все равно район имеет все шансы для превращения в классическое многоэтажное гетто на окраине крупного города. Теория этого процесса хорошо описана у урбаниста всея Руси, но уже сейчас можно сказать, что в районе достаточно большое количество инвестиционных квартир — многие москвичи изначально покупали квартиры здесь, не планируя в них жить. А это значит, что район постепенно будет наполняться мигрантами, формируя не самую благоприятную социальную среду.
В общем, район весьма своеобразный, но его административный статус как района Москвы позволяет ему рассчитывать на соответствующее финансирование и инфраструктуру, а значит, он будет однозначно выигрывать у соседних районов, являющихся территориями Московской области. . Короткой строкой следует упомянуть прочие анклавы Москвы за МКАД — поселок Северный, Молжаниновский район. Но они, а также Зеленоград и районы «Новой Москвы» изначально всеми воспринимались как обособленные от Москвы территории — поэтому включать их в этот рейтинг, на наш взгляд, нецелесообразно. . Иногда к перечню неблагоприятных территорий Москвы добавляют также Печатники — Курьяново, к примеру, является частью этого района. Против Печатников — большая промзона (здесь раньше располагались основные сборочные мощности автозавода Москвич), за — близость к центру и хорошие перспективы рекультивации промзоны.