С какими опасными ситуациями пассажир может столкнуться в автобусе?


. Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Безопасность в общественном транспорте и автомобиле
Давайте рассмотрим, как безопасно вести себя в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и автомобиле. . Автобус — один из самых распространённых видов транспорта. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров.  . Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.
В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна. . После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара
В зависимости от ситуации двигаться к выходу. . Ситуация затопления салона редка. Однако, оказавшись в ней, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока он частично наполнится водой — выбираться будет легче. . Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности — наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создаёт опасность поражения током
При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. В 1996 г. в Москве несколько раз по этой причине выходило из строя до 40% троллейбусов, что вызывало перебои в обслуживании пассажиров. . Иногда это приводило к травмированию людей. . Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины
Покидать троллейбус (трамвай), находящийся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли. . Метро — транспортное средство повышенной опасности. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать правила пользования метрополитеном.. Первая зона опасности в метро — турникеты на входе. Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок. Для взрослых такой удар практически безопасен, ребёнку он может нанести серьёзную травму
. Вторая зона опасности — эскалатор. Причиной опасной ситуации на нём могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора. Не удержавшись при резкой остановке на ногах, надо сгруппироваться и как можно быстрее встать. В случае резкого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор, перепрыгнув или перекатившись через ограждение и не задерживаясь на нём. Не стоит и самим создавать опасные ситуации на эскалаторе: усаживаться на его ступени, устраивать соревнования по бегу, загораживая при этом проход, ставить на поручни предметы или бросать монеты, другие вещи и наблюдать, как они летят вниз. Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подмётки могут застрять в его гофрированных ступенях
. Третья зона опасности — перрон. Потоки входящих и выходящих пассажиров, к тому же с сумками, чемоданами, рюкзаками, могут создать опасную ситуацию. Зайдя за ограничительную линию и находясь у края платформы, можно упасть на пути. К такому же результату может привести попытка достать самостоятельно упавшую с перрона вещь. Упав на пути, нельзя сразу же подниматься на платформу (под ней находится высоковольтный контактный рельс), надо бежать по ходу поезда к её началу (там есть лестница). Если показался поезд, следует лечь между рельсами головой навстречу поезду, закрыв уши руками и открыв рот
. Четвёртая зона опасности — вагон поезда. Во время его движения возможны резкое торможение и остановка, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление. В движущемся поезде эти ситуации становятся опаснее вдвойне. Надо помнить, что каждый вагон оборудован экстренной связью с машинистом. В любых опасных ситуациях надо пользоваться ею: нажать кнопку, не торопиться, сказать, что произошло, и назвать номер вагона.
Как вести себя в метро:• не надо пытаться пройти в метро бесплатно: удар створок турникета может быть достаточно сильным; • не бежать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной; • не задерживаться на выходе с эскалатора, не создавать давки; • не подходить к краю платформы; • не подходить к вагону до полной остановки поезда; • рюкзак или сумку снять с плеча: они помешают развернуться в вагоне; • не поднимать самостоятельно упавший на рельсы предмет, позвать для этого дежурного по станции; • не паниковать, если поезд остановился в тоннеле; • ждать объявлений и выполнять все распоряжения работников метрополитена; • не спешить заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщить о них дежурному по станции; • помнить: от вашей воспитанности зависит безопасность других пассажиров (брошенная на платформу банановая кожура может для кого-то стать причиной травмы, не придержанная за собой входная дверь вестибюля ударит следующего за вами человека). . Легковой автомобиль. Большинство людей время от времени пользуются этим видом транспорта, даже если в семье нет автомобиля. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:■ многие автолюбители, в отличие от профессионалов, не имеют хорошей подготовки; ■ автомобили обладают высокой скоростью движения; ■ в потоке машин легковой автомобиль может столкнуться с тяжёлым грузовиком, в этом случае его водитель и пассажиры подвергаются большей опасности, чем люди, находящиеся в грузовике. . Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:■ во время движения нельзя открывать двери; ■ нельзя ездить без пристёгнутых ремней безопасности; ■ в машине надо иметь аптечку и огнетушитель; ■ во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю; ■ нельзя отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля
. Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него — полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности. . Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками — в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.
Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство — блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель. . ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. Расскажите об одном из известных вам городских маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая
Опишите подробно маршрут, расскажите об опасных местах, через которые он проходит (перекрёстки, крутые подъёмы, спуски, эстакады на транспортных развязках), режим движения машин на этом маршруте в разное время дня и в различные дни недели. 2. Изложите правила безопасного поведения в автобусе. 3. Расскажите о правилах поведения в троллейбусе и трамвае в сырую, ненастную погоду. 4. Пользуясь городским транспортом, изучите конструкции входных дверей автобусов, трамваев
Расскажите, почему нельзя прислоняться к ним во время движения. Как можно использовать их в качестве аварийного выхода? 5. Расскажите о средствах безопасности в метро. Какие опасные ситуации могут возникнуть в вагоне поезда метро? Расскажите о своих действиях в этих случаях. 6. Изучите схему метрополитена в вашем городе. Найдите возможные варианты объезда для ситуации, когда один из участков перекрыт вследствие аварии
Знаете ли вы, каким видом наземного транспорта можно воспользоваться в случае аварии на станции, которой вы обычно пользуетесь? 7. Расскажите, какие устройства для обеспечения безопасности в легковых автомобилях вы знаете. . ЗАДАЧА 18. Вы едете вечером в поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий дедушка. Вдруг поезд остановился в пролёте между станциями
Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.1. Разбудить дедушку и удалиться вместе с ним в другой конец вагона или укрыться за сиденьями. 2. Открыть коробку и посмотреть, что там. 3
Сообщить машинисту. 4. Выкинуть коробку в окно. . ЗАДАЧА 19. Вы едете в школу в переполненном вагоне метрополитена и находитесь у двери. Вдруг у вас закружилась голова и заболел живот
Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.1. Выйти на ближайшей станции и посидеть. 2. Выйти на ближайшей станции и зайти к врачу. 3. Поехать в поликлинику. 4
Попросить кого-нибудь уступить вам место. . ЗАДАЧА 20. Вас с мамой пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29 °С. От станции метрополитена вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаёте, что автобусы начнут ходить только через два часа
Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия.1. Стоять на остановке и ждать автобус. 2. Пойти через лес. 3. Попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине
4. Вернуться домой. 5. Попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус). . ЗАДАЧА 21. Вы с другом едете в метро
В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зелёный сигнал семафора. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.1. Отправиться искать сотрудника транспортной полиции. 2. Остановить пассажира от необдуманного поступка. 3
Посмотреть, что будет дальше. 4. Подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции. . ЗАДАЧА 22. Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза
Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.1. По внутренней связи передать информацию машинисту. 2. Попытаться открыть двери вагона и окна, чтобы поступал свежий воздух. 3. Найти под сиденьем в вагоне огнетушитель
4. Сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью ко взрослым. 5. При остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути. . ЗАДАЧА 23. Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой
Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со столбом освещения. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.1. Кричать, давать советы водителю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *