Торговля индульгенциями: были ли в ней положительные аспекты?


. В данной статье анализируются причины устойчивости явления коррупции к попыткам его искоренения, оценивается эффективность различных методов борьбы с коррупцией и прогнозируются условия при которых антикоррупционное законодательство даст положительный эффект и устойчивую динамику борьбы с коррупцией.. Smolenskiy Mikhail Borisovich, professor, doctor of sociological sciences, candidate of juridical sciences, professor of the Rostov branch of Russian customs academy civil law disciplines department, professor of Don State Technical University «Civil Law» department. E-mail: rta-sf@mail.ru. THE HISTORICAL ASPECT OF CORRUPTION AND STRUGGLE AGAINST IT. Abstract: This article analyzes the reasons for the sustainability of the phenomenon of corruption to attempts it eradicate, assesses the effectiveness of various methods of fighting corruption, and predicts the conditions under which anti-corruption legislation will have a positive effect and a stable dynamics of the fight against corruption.. Keywords: corruption, image of the country, anti-corruption legislation, bribery, corruption prevention.
Смоленский Михаил Борисович, профессор, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор, кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, профессор кафедры «Гражданское право» Донского Государственного Технического Университета. E-mail: rta-sf@mail.ru. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ И БОРЬБЫ С НЕЙ. Аннотация: в данной статье анализируются причины устойчивости явления коррупции к попыткам его искоренения, оценивается эффективность различных методов борьбы с коррупцией и прогнозируются условия при которых антикоррупционное законодательство даст положительный эффект и устойчивую динамику борьбы с коррупцией.. Ключевые слова: коррупция, имидж страны, антикоррупционное законодательство, взяточничество, профилактика коррупции.. Коррупция издревле входит в число наиболее Хозяйствующие субъекты вынуждены учитывать. острых проблем любого государства — высокий в договорной работе коррупционные риски, в том
уровень коррупции ухудшает имидж страны, её числе и при заключении предварительных догово-. инвестиционную привлекательность, способству- ров, предметом которых являются обязательства. ет ее экономической и политической изоляции. сторон по заключению договора в будущем.. Явление коррупции (взяточничество, подкуп и др.) известно человечеству с древних времен. Об этом говорят, в частности, дошедшие до нашего времени письменные документы из архивов Древнего Вавилона, знаменитые законы Хаммурапи, Законы двенадцати таблиц, античные труды древнегреческих философов Платона и Аристотеля.. Другими словами, история коррупции не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации, где бы она ни творилась: в Египте, Риме или Иудее
Еще Аристотель утверждал, что: «Самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться» [1].. Аристотель также называл коррупцию важнейшим фактором, способным привести государство «если не к гибели, то к вырождению». Понятие коррупции в Древней Греции имело в большей степени морально-нравственную окраску, в Древнем Риме имело юридическое значение. В то же время, в Японии и Китае государство рассматривалось как «большая семья», где подарки «старшим» — это норма поведения и своеобразная традиция.. В средневековой Европе коррупция считалась дьявольским соблазном и в то же время процветала торговля индульгенциями, церковными санами — что в настоящее время считается коррупцией. Борьба с коррупцией отождествлялась с борьбой с искушением, что было обусловлено религиозными представлениями того времени.. В период Нового времени, с появлением в Европе централизованных государств, появилась торговля государственными должностями, «парламентская» коррупция, которая в дальнейшем продолжает свое развитие
В это время зарождается представление о коррупции, близкое к современному пониманию этого явления. Макиавелли относил явления коррупцию к процессам, которые «постепенно уничтожали добродетель граждан. В трудах Руссо, Монтескье коррупция. была показана как социальная болезнь, мешающая нормальному функционированию и развитию государства и общества.. В XX веке коррупция рассматривалась как «поведение, отклоняющееся от преобладающих в политической сфере норм и обусловленное мотивацией получения личной выгоды за общественный счет». В дальнейшем многие исследователи понимали под коррупцией девиантное поведение политических элит, влияющее негативно на общество в целом.. Конвенцией Совета Европы понятие коррупции сведено к подкупу, при этом коррупцией считается подкуп государственных служащих, частных управляющих, иностранных должностных лиц и служащих международных организаций
В конвенции ООН коррупция не сводится к подкупу, и включает в себя широкий перечень корыстных служебных злоупотреблений.. Коррупция — социальная болезнь общества, которая обусловлена наличием противоречий между индивидуальными целями членов общества и целями общества. Можно отметить, что все исследователи видят суть коррупции как социального явления в разложении государственной власти.. Широкое распространение получила коррупция в российском государстве — процветанию мздоимства способствовала система «кормления». Понятие взятки («посула») упоминалось еще в Псковской Судной грамоте (1397). Первые ограничения коррупционных действий ввел Иван III, затем Иван Грозный ввел смертную казнь за чрезмерность во взятках (1550), отменил систему «кормлений». Наказание за взятки представляло собой временное или бессрочное тюремное заключение.
Борьба с коррупцией велась Петром I, когда он ввел Воинский устав, где определялась ответственность за получение взятки, нарушение служебного долга и преступления, совершенные за взятку — от вечной ссылки с вырыванием ноздрей и конфискации имущества до смертной казни.. Александр III (1884) установил правила, запрещающие совмещение государственной службы и предпринимательской деятельности.. В Советской России, после революции (1917), взяточничество и покушение на него каралось лишением свободы и принудительными работами на срок от 5 лет. В СССР не признавалось наличие коррупции, и не было специального антикоррупционного законодательства. Однако это не может свидетельствовать об отсутствии в этот период коррупционных проявлений. Исследователи констатируют большое разнообразие форм и видов проявления коррупции в постсоветском обществе [2].. Подводя итог вышесказанному можно констатировать, что, изначально коррупция воспринималась обществом как злоупотребления с точки зрения моральных и этических норм, а по мере становления правового общества ее начали оценивать с точки зрения права
Социальный аспект коррупции подразумевает под этим понятием разложение власти на основе корыстных мотивов. Правительство большинства стран внедряют антикоррупционные меры, к ним относятся различные нормативно-правовые акты и надзор за их выполнением, а также пропаганда антикоррупционного поведения. Таким образом государство мотивирует граждан соблюдать антикоррупционное законодательство.. Однако, несмотря на предпринимаемые антикоррупционные меры, Россия, по итогам 2016 года, заняла 131 место в рейтинге по индексу коррупции, который ежегодно составляет международная организация Тгашрагепсу^егпаНопа!. На одном уровне с Россией в этом списке находятся Иран, Казахстан, Непал и Украина.. В 2016 году в России было выявлено свыше 325 тысяч коррупционных правонарушений, почти каждое четвёртое из выявленных нарушений связано с предоставлением государственными и муниципальными служащими неполных или недостоверных сведений о доходах. Хотя в ФЗ «О противодействии коррупции» говорится
о квалификационных требованиях, в современной России часто приходится сталкиваться с тем, что должность муниципального государственного служащего занимает человек без диплома о высшем образовании или с «купленным» дипломом.. Это указывает на слабую эффективность антикоррупционных мер, применявшихся до последнего времени. Нужно напомнить, что еще в 1999 г. Россией была подписана Конвенция Совета Европы, в 2006 г. ратифицирована Конвенция ООН против коррупции. За последующие несколько лет произошло основательное реформирование законодательной базы, сформирована твердая нормативная основа для осуществления мер по борьбе коррупцией, которая ведется по всем направлениям.. В 2008 году был подписан указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции» от 19.05.2008 г
В соответствии с ним в России был создан Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, утвержден Национальный план противодействия коррупции. В нем говорилось о межведомственной координации антикоррупционных действий, а также о профилактике коррупции, в частности, через развитие общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. План, рассчитанный на два года, обновлялся в 2010, 2012, 2014 и 2016 годах.. В декабре 2008 года принят пакет антикоррупционных законов, в том числе Федеральный закон «О противодействии коррупции». Согласно статье 1 закона № 273-Ф3, коррупция — это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки за-конным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных иму-. щественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».. По новому законодательству было ужесточено регулирование коммерческой деятельности бывших чиновников, а действующих обязали сообщать о фактах склонения их к коррупционным действиям
Уголовная ответственность устанавливается УК РФ, это ст. 201 «Злоупотребление полномочиями»; ст. 204 «Коммерческий подкуп»; ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»; ст. 290 «Получение взятки»; ст. 291 «Дача взятки». КоАП России дополнен ст
19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».. На сегодняшний день в законе существует множество составов правонарушений, непосредственно связанных с проявлениями коррупции. На основе тяжести ответственности коррупционные правонарушения в сегодняшнем законодательстве РФ можно условно разделить на 4 группы: уголовно-наказуемые, административ-. но-наказуемые, гражданско-правовые и дисциплинарные.. Это во многом перекликается с тем, что для улучшения антикоррупционного климата международные организации рекомендуют принять законы о лоббистской деятельности, о защите заявителей о коррупции, об обязательном реагировании правоохранительных органов на результаты общественных и журналистских расследований, принимать участие в международном сотрудничестве по возвращению активов и установлению бенефициарных собственников, принять меры по обеспечению независимости хозяйственной деятельности судов от органов власти, исключить влияние органов власти на избирательный процесс.. Предполагается, что эффективное применение действующего антикоррупционного законодательства в тесном взаимодействии с активной пропагандой антикоррупционного поведения должно способствовать положительной динамике искоренения явления коррупции в России.. 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *