Туляк, герой Цусимского сражения, командир крейсера «Светлана». Кто это?


Previous Entry | Next Entry. Цусимское сражение 14 – 15 мая 1905 года стало позором Российской империи и трагедией русского военно-морского флота, который в течение двух дней был почти полностью уничтожен. Однако в ходе этой  битвы не осрамили свою честь  русские офицеры и моряки.
Подавляющее большинство из них храбро сражалось, предпочитая героическую смерть позорной сдаче в плен. Одним из героев Цусимы стал наш земляк Сергей Павлович Шеин.. На пользу РоссииРод его – один из древнейших и славнейших в русском дворянстве. Стоит вспомнить хотя бы воеводу Михаила Борисовича Шеина, защитившего Смоленск от поляков в ходе 18-месячной  осады ими города (1609 – 1611 гг.), а позже несправедливо обвиненного в измене и казненного по приказу царя Михаила Федоровича. Не менее героя-воеводы  известен в истории и первый русский генералиссимус Алексей Семенович Шеин, удостоенный этого звания и золотого кубка от Петра I за успехи во Втором Азовском походе (1696 год).Шеины значились в дворянских родословных книгах нескольких губерний Российской империи, в том числе и в Тульской. Имение коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина  находилось в сельце Колпна Новосильского уезда (в 1925 году этот уезд  был передан из Тульской в Орловскую губернию. – Прим.
А.П.).Усадьба была расположена в живописном месте, на берегу речки Колпны, притока Зуши (не путать с современным райцентром Колпной. – Прим. А.П.). Позже по фамилии владельцев населенный пункт получил название деревня Шеина (в настоящее время, к сожалению, полностью вымершая).У Павла Васильевича и Натальи Акимовны Шеиных родилось десять детей, многие из которых, воспитанные в духе русских православных традиций, всю жизнь старались  принести пользу  России – каждый в своей сфере деятельности.. Капитан Шеин и его «Светлана»Сергей,  появившийся на свет 8 августа 1857  года, выбрал военно-морскую службу. Получив образование в Морском корпусе, он довольно быстро сделал карьеру: адъютант управляющего Морским министерством, капитан 2-го ранга, старший офицер крейсера «Рюрик», морской агент во Франции, командир канонерской лодки «Храбрый» и, наконец, с 6 апреля 1903 года, уже в звании капитана 1-го ранга, Сергей Павлович Шеин  был назначен командиром крейсера «Светлана».Этот корабль, спущенный на воду в декабре 1896 года, строился первоначально как яхта Великого Князя Алексея Александровича, главы Морского ведомства, но превратился в броненосный крейсер 1-го ранга, который в ходе начавшейся Русско-японской войны был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.Сергей Павлович Шеин командовал не только  «Светланой», но и одним из подразделений этой эскадры – разведочным отрядом.Пройдя 18 000 миль (33 000 километров) от Кронштадта до побережья Кореи, 30 крейсеров и миноносцев 2-й Тихоокеанской эскадры  утром 14 мая 1905 года встретились со сторожившим их,  гораздо большим по численности, Японским  соединенным флотом (три эскадры с более чем сотней кораблей).Ход Цусимского сражения, катастрофического по своим последствиям для русского флота, я описывать не буду. Расскажу лишь об эпизодах участия в нем броненосного крейсера «Светлана».Для начала процитирую отрывок из донесения одного из оставшихся в живых офицеров «Светланы», лейтенанта Сонцова: «Около двух часов дня  14 мая сзади и слева от наших крейсеров показались японские  крейсера, которые открыли огонь по разведочному отряду и по транспортам.
Около трех часов дня крейсер «Светлана» получил подводную пробоину в отделении динамо-машин. Отделение это быстро наполнилось водою, которою залило находившиеся здесь два артиллерийских орудия и минный погреб, все четыре динамо-машины и носовую 400-тонную помпу…».Погибло в первом бою два человека.. Неравный бойОсновные события для крейсера «Светлана» развернулись уже на следующий день, когда командир поврежденного корабля С.П. Шеин  решил подойти ближе к берегу Кореи, чтобы завести под пробоину пластырь, затем откачать воду и прорываться во Владивосток вдоль корейского берега.Около семи часов утра 15 мая  потерявший скорость русский крейсер был настигнут двумя японскими крейсерами и миноносцем. На «Светлане» в незатопленных забортной водой погребах оставалось всего 120 снарядов. Военный офицерский совет, собранный Шеиным, постановил: «Вступить в бой. Когда будут израсходованы снаряды, затопить крейсер».
Об этом решении было объявлено экипажу корабля.Крейсер «Светлана» мужественно принял неравный бой. Он мог отвечать на огонь японских крейсеров «Нийтака» и «Отава» только из тех немногих орудий, пороховые погреба которых не были затоплены. Русский корабль получил еще несколько пробоин у ватерлинии и вскоре потерял ход – осколки вражеского снаряда повредили главные паропроводы обеих машин. Многочисленные осколки превратили все катера и шлюпки в решето. После этого крейсер  стал для японцев неподвижной мишенью.Артиллеристы  «Светланы» расстреливали свои последние снаряды. Не желая, чтобы врагу достались секретные документы,   капитан  1-го  ранга   С.П. Шеин  приказал выбросить их за борт в мешках с грузами.
В начале одиннадцатого были открыты кингстоны и отдраены двери в водонепроницаемых переборках жилой палубы. Командир русского корабля до последней минуты находился на капитанском мостике, пока не погиб от разрыва японского снаряда. Раненых, привязанных к пробковым матрасам, осторожно спустили на воду с противоположного от врага правого борта. Команда бросалась в воду с тонущего крейсера со спасательными поясами.Японцы вели огонь по «Светлане» до полного ее погружения,  и многие русские моряки погибли от взрывов вражеских снарядов уже в воде. Только спустя полтора-два часа подошедший к месту боя вспомогательный крейсер «Америка-Мару» начал спасательные работы. Японцы спасли семь офицеров, семь кондукторов и 273 нижних чина. Погибших моряков и офицеров со «Светланы» оказалось 177 человек (некоторые скончались от переохлаждения, проведя в морской воде несколько часов.