Чего вы больше всего боялись в подростковом возрасте? Как справлялись?


. Детские страхи — одна из самых распространенных проблем, с которой родители обращаются к психологу.  И справляться с ними можно… с помощью рисунков! Как это сделать в домашних условиях, нам рассказала детский и семейный психолог, арт-терапевт, магистр психологических наук Елена Клокель.. Важно отметить, что страх — это естественная эмоция человека, один из основных механизмов защиты и выживания человека. Страх отвечает за безопасность и является неотъемлемой частью адаптации человека к окружающему миру.. До 1 года ребенок боится чужих людей и новой обстановки, пугается резких звуков
В период с 1 до 3 лет появляется страх темноты. Ребенок боится оставаться один.. После 3 лет появляется триада страхов: темноты, одиночества и замкнутого пространства. К 5 годам к ним присоединяются страхи, связанные со сказочными персонажами, боязнь страшных снов, когда ребенок боится засыпать. Ближе к 7 годам появляется страх смерти родителей, страхи, связанные со стихиями. В подростковом возрасте естественными являются страх войны, смерти, магические страхи. Актуализируются социальные страхи (отвечать у доски, быть отвергнутым, быть «никем» и пр.).
Это все естественные возрастные страхи. В какой-то степени они являются показателями нормального возрастного развития ребенка. Но если страхов много, они интенсивно выражены, проявляются длительное время и ухудшают качество жизни ребенка, это является сигналом эмоционального неблагополучия ребенка.. Для того чтобы у ребенка не развивались невротические страхи, очень важно родителям разговаривать с детьми об их проблемах, а не переводить тему или отвлекать внимание на что-то другое.. Недопустимо высмеивать или обесценивать влияние страха на ребенка. Нельзя говорить: «Это же не страшно!», «Чего ты боишься?», «Ничего страшного!». От этого страх никуда не денется, а по-прежнему, и даже с еще большей силой, будет беспокоить ребенка.
Поэтому надо дать возможность ребенку выразить свой страх, дать ему проявиться. А именно для этого и существуют арт-терапевтические техники, которые позволяют ребенку совладать со своим чувством страха.. Благодаря рисованию ребенок может выразить, «выплеснуть» на лист бумаги то, что его беспокоит и создает напряжение. К тому же, детям очень полезно рисовать, происходит развитие интеллектуальных функций ребенка, мелкой и крупной моторики руки, расширяется его эмоциональная сфера и способность радоваться тому, что он создал.. Используя цвет, линии, формы и образы в рисунке, дети могут выразить свои эмоции и чувства, а еще через рисунок дети осваивают правила поведения, учатся общаться с другими людьми и управлять собой. Родители, конечно же, могут использовать арт-техники для оказания помощи и поддержки своему ребенку в нужный момент.. В процессе работы со страхами важно, чтобы ребенок назвал свой страх, создал его образ, например, слепил его из пластилина, теста или нарисовал на бумаге, а потом придумал, что с этим образом можно сделать, как его побороть.
Техника «Нарисуй свой страх» простая, но очень результативная. Ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится. А затем надо изменить этот рисунок — дорисовать, перерисовать или вообще выбросить его.. Существует множество приемов трансформации «страшного рисунка». Родители могут предложить ребенку рядом с объектом страха нарисовать себя большим и сильным,или нарисовать то, что поможет ему справиться со страхом. Также можно добавить в рисунок немного юмора, «приукрасить» объект страха или сделать его смешным. Например, Бабе Яге можно накрасить губки и завязать бантики, а вместо метлы дать ей в руки мороженое.
Для изменения эмоционального состояния можно предложить ребенку добавить цвета и яркости рисунку, заштриховать образ страха, запереть его в клетку и многое другое, что придумает сам ребенок.. Если же ребенок совсем не хочет ничего менять в своем рисунке, спрашиваем у него: «Что ты хочешь сделать с этим рисунком?». И ребенок самостоятельно придумывает способ утилизации рисунка. Его можно смять, порвать и выбросить, спрятать в надежное место, смастерить самолетик и «отпустить свой страх в дальний полет». Нет предела фантазиям ребенка, только он знает, что надо сделать с рисунком, чтобы это сработало и имело эффект.. Также страхи можно лепить из любого пластичного материала (пластилина, теста, глины). Сначала просим ребенка определить, на что похож его страх, потом лепим его, а потом трансформируем страх во что-то менее пугающее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *