Что в романе Евгений Онегин было на голове Татьяны на балу?


Танцы занимают в «Евгении Онегине» важное место: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. Бал в эпоху Онегина начинался польским полонезом. В «Евгении Онегине» полонез не упоминается ни разу. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята» т. е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина [8]. Умение танцевать мазурку считалось в светском обществе обязательным. В числе достоинств Онегина было и то, что он смолоду «легко мазурку танцевал «..
Вошел. Полна народу зала; . Музыка уж греметь устала;. Толпа мазуркой занята; . Кругом и шум и теснота; (I, XXVIII). В описание бала входят лирические отступления автора. Пушкин – молодой, веселый, жизнелюбивый человек, В строфах ХХХII и ХХХIII он делится с читателем своими чувствами и воспоминаниями: .
Дианы грудь, ланиты Флоры. Прелестны, милые друзья! . Однако ножка Терпсихоры. Прелестный чем-то для меня… . Такое игривое и, вообще-то, несерьезное восприятие женской красоты доступно и Пушкину, и Онегину – так относились к «милым дамам» в свете.. Это – мир светских раутов, обедов, подстриженных парков с «муравой», гостиных, балов; мир, где не любят, а играют в любовь, — мир Онегина.
. Огромный город, столица Российской империи, просыпается на заре:. Встает купец, идет разносчик, . С кувшином оттенка спешит…. Поднимаются люди, у которых есть дело. Им нужно встать утром, чтобы работать, чтобы день не прошел зря. А Онегину некуда торопиться, незачем вскакивать с постели.
. Но шумом бала утомленный. И утро в полном обрамя . Спокойно спит в тени блаженной. Забав и роскоши дитя . Проснется за полдень и снова. До утра жизнь его готова, .
Однообразна и пестра.. И завтра тоже, что вчера [10]. . Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя, быт, одежда, времяпроведение которого раскрывают читателю его интеллектуальный облик.. Наступает утро 12 января по старому стилю – именины Татьяны. Ожидается весёлый праздник именин, но «Татьяне вовсе не весело; Онегин тоже, скрепя сердце, согласился поехать на праздник – кто же будет здесь веселиться?». С утра дом Лариных гостями .
Был полон; целыми семьями. Соседи съехались в повозках, . В кибитках, в бричках и в санях,. В передней толкотня, тревога, . В гостиной встреча новых лиц,. Лай мосек, чмоканье девиц, . Шум, хохот, давка у порога,.
Поклоны, шарканье гостей, . Кормилиц крик и плач детей.. Эти строки из сна Татьяны и из описания собравшихся на бал соседей. Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле вот они какие «один враг с собачьей мордой, другой с петушьей головой… вот череп на изящной шее вертится в изящном колпаке…» . Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рожденные фантазией. Её тонкий, хотя и суеверный ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей, она не смогла бы объяснить, почему ей кажется неизбежной ссора Онегина с Ленским…
Ничего таинственного, необычного нет, оказывается, в сне Татьяны: просто любящее сердце помогло ей понять и предупредить приближающееся несчастье….          А чудовища из сна – вот они, наяву: «С своей супругой дородной. Приехал толстый Пустяков…». Всего две строчки сказаны о Пустякове, а больше ни чего и не надо, супруга дородная, сам толстый, а фамилия чего стоит: Пустяков… . «Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков…». Фамилия объясняет, как он управляет своими мужиками: Гвоздин – от выразительного глагола гвоздь..
Среди гостей Лариных: . «Скотинин, чета седая,. С детьми всех возрастов, считая . Еще полвека назад Фонвизин в мечтах своих отнял имение у своей сестрицы, Простаковой, да и самому Скотинину пришлось убраться восвояси, но жив, здоров, обзавелся женой, многочисленными чадами. . Уездный франтик Петушков, . Мой брат двоюродный Гуянов,.
В пуху, в картузе с казырьком . (Как вам конечно он знаком)…. «Уездный франтик Петушков» — и мы зрительно ощущаем этого пустопорожнего шалопая, » с петушиным хохолком, в пестром одеянии, с дурным французским выговором и без единой мысли в голове. Буянов – герой поэмы Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед». Поэтому наш Пушкин и называет его двоюродным братом, раз он – создание дяди. Но самая страшная фигура завершает галерею: . И отставной советник Флянов,.
Тяжелый, сплетник, жалкий плут, . Обжора, взяточник и шут.. И как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»?  У Лариных все общество в сборе, только «своя семья»… Онегин раздражен, а тут еще Татьяна   бледнеет и краснеет, чуть не плачет, чуть не падает в обморок – это совсем уж выводит Евгения из себя. Но он жалеет Татьяну, проявляя нежность души: «Он молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен…». . На одну только минуту Онегин позволил себе быть искренним, отдаться чувству, но он уже недоволен собой, растет его раздражение.
Пир между тем подходит к концу, гости начинают развлекаться, кто как может:. Довольный праздничным обедом, . Сосед сопит перед соседом,. Подсели дамы к камельку; . Девицы шепчут в уголку,. Столы зеленые раскрыты… .
Подобные развлечения надоели Онегину еще в Петербурге, а здесь и подавно. Показана одна из фигур мазурки: к кавалеру (или даме) подводят двух дам (или кавалеров) с предложением выбрать. Выбор себе пары воспринимался как знак интереса, благосклонности или (как истолковал Ленский) влюбленности. Второй танец с незнакомыми воспринимался как вопиющее нарушение всех правил этикета. Так, герои романа подобным образом нарушили бальный этикет Ольга Ларина и Онегин [14].. К минуте мщенья приближаясь, . Онегин, в тайне усмехаясь,.
Подходит к Ольге – Быстро с ней . Вертится около гостей…. … Все в изумление. Ленский сам . не верит собственным глазам.. Увидев, что его месть удалась, Онегин не остановился, как следовало бы, а продолжал развлекаться: .
…Онегин с Ольгою пошел;. Ведет ее, скользя небрежно, . И наклоняясь ей шепчет нежно,. Какой-то пошлый мадрегал, . И руку жмет и запылал. Румянец ярче. Ленский мой.
Все видел: вспыхнул сам не свой… .  Приглашение Онегиным Ольги на последний танец– котильон, она приблизила трагическую развязку – дуэль. . Две пули – больше ни чего –.  Вдруг разрешат судьбу его.  . Мир мечты приходит в соприкосновение с миром реальности – и разрушается.
Бал заканчивается трагично для Ленского. Ольга и Онегин считают, что ничего страшного не произошло, завтра все забудут о событиях  на бале, все пойдет по-старому. До смятения, страданий, горести Ленского никому нет дела..  На балу у Лариных танцует уже совсем другой Онегин. Разочарованный, уставший от светских развлечений и охладелый душой, он решает вновь прибегнуть к хорошо знакомой ему «науке страсти нежной», чтобы «позлить» Ленского, результатом чего становится дуэль и смерть юного поэта, и отъезд Онегина из деревни. Московский бал. Татьяна не могла понравиться людям, воплощающим светский мир.
Но Пушкин верен себе: и здесь, в московской гостиной, он посылает на помощь Татьяне своего друга:. У скучной тетке Таню встретят, . К ней как-то Вяземский подсел. И душу ей занять успел… .  И не может Татьяна, привыкшая к свободной жизни естественным человеческим отношениям, смериться с шумной московской и бестолковой жизнью, с показными чувствами, с миром. …где кажут франты записные .