Что, по мнению Н.В. Гоголя, первая беда России?


Литературная викторина по творчеству Н.В. Гоголя (вопросы и ответы с иллюстрациями).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ .  «ГИМНАЗИЯ №1 г. ВОЛОКОЛАМСКА». 143600, Московская область, г. Волоколамск, улица Школьная, 12. Телефон:  8 (49636) 2-15-35. E-mail: vlk_gimn_1@mail.ru.
Литературная викторина. по творчеству Н.В.Гоголя.. Учащиеся 10 «А» класса. Гимназии № 1 г. Волоколамска. Учитель Ивушкина О.П.. 1.
В каком селе родился Гоголь?. Н.В.Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы (на границе Полтавского и Миргородского уездов). «Мать Гоголя имела двоих детей до его рождения, но они являлись на свет мертвыми. Поэтому, в ожидании новых родов, она переехала в Сорочинцы, где жил знаменитый в то время малороссийский врач Трофимовский. Между прочим, она дала обет, если у неё родится сын, наименовать его Николаем, в честь чудотворного образа, называвшегося Николаем Диканьским. Родители Гоголя просили священника села Диканьки молиться до тех пор, пока дадут ему знать о счастливом событии и попросят отслужить благодарственный молебен».
.                                                                                           П.А.Кулиш .  «Трахимовский  был знаменитый на всю округу доктор, к нему в Сорочинцы много даже из других губерний съезжалось. При доме был у него флигелек для приезжих больных, где они останавливались. Вот в этом-то самом флигельке, —  так о две комнаты, — Мария Ивановна Гоголь остановилась и разрешилась благополучно сынком. – Мария Ивановна приехала в то время, когда много в большом доме было гостей, и ее поместили для спокойствия во флигеле, а на третий день с новорожденным уже их перевели в дом»..                                           В.А.Гиляровский со слов местных.
 старожилок на   родине Гоголя. 2. Какое произведение Гоголь посвятил своему месту рождения?. Своему месту рождения  — Великим Сорочинцам Гоголь посвятил повесть  «Сорочинская ярмарка» . «Такою роскошью блистал один из дней жаркого августа тысячу восемьсот… восемьсот… Да, лет тридцать будет назад тому, когда дорога верст за десять до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку».
. 3.   Какая двойная фамилия была у отца писателя?. Гоголь происходил из старинного малороссийского рода; в смутные времена Малороссии некоторые из его предков приставали и к польскому шляхетству, и еще дед Гоголя, Афанасий Демьянович, писал в официальной бумаге, что «его предки, фамилией Гоголь, польской нации», хотя сам он был настоящий малоросс, и иные считали его прототипом героя «Старосветских помещиков». Прадед, Ян Гоголь, питомец киевской академии, «вышедши в российскую сторону», поселился в Полтавском крае, и от него пошло прозвание «Гоголей-Яновских». Именно эту фамилию носил  отец писателя.  Сам Гоголь, по-видимому, не знал о происхождении этой прибавки и впоследствии отбросил ее, говоря, что ее поляки выдумали..
[вопрос о происхождении Гоголя с отцовской стороны вырисовывается перед нами в таком виде: какой-то могилевский полковник Гоголь, – не Остап, а никому не ведомый Андрей, – получил поместье от польского короля Яна-Казимира, уже за шесть лет перед тем отрекшегося от престола; в двух очень близких к этому Андрею Гоголю поколениях потомство представлено священниками, что немножко странно для дворян; никакой фамилии у потомков этого могилевского полковника Гоголя в документах не значится;  только дети Яна по имени отца получают фамилию «Яновские»; брат Афанасия Кирилл со всем священническим потомством остается почему-то только с этой фамилией, без прибавки «Гоголь»; Гоголь-Яновским оказывается один Афанасий со своим потомством. На основании этого можно думать, что по отцу Гоголь-писатель вовсе не происходил от старинного украинского панства, а был происхождения духовного, дворянство же впервые получил его дед Афанасий Демьянович, сделавший себе карьеру женитьбою на дочери бунчуковского товарища Лизогуба. Он, возможно, слышал о некоем могилевском полковнике Гоголе, но даже не знал его имени; предъявил наскоро сфабрикованный документ о своем якобы происхождении от могилевского полковника Гоголя, получил дворянство и прибавку «Гоголь» к своей настоящей фамилии «Яновский»]. из книги В.Вересаева Гоголь в жизни. 4. Какой писатель занимал всё воображение гимназиста Н.Гоголя?. А.С.Пушкин занимал воображение гимназиста Н.Гоголя, что подтверждают подлинные свидетельства современников:.
«Вы писали про одну новую балладу и про Пушкина поэму «Онегина»; то прошу вас, нельзя ли мне их прислать? Еще нет ли у вас каких-нибудь стихов? То и те пришлите…». Гоголь – отцу, в конце сент. – нач. окт 1824г. из Нежин. «Страстный поклонник всего высокого и изящного, Гоголь на школьной скамейке тщательно переписывал для себя на самой лучшей бумаге с рисунками собственного изобретения выходившие в то время в свет поэмы «Цыгане»… «Братья-разбойники» и главы «Евгения Онегина».
. «В школе Гоголь мало выдавался, разве под конец, когда он был нашим редактором лицейского журнала. Сначала он писал стихи и думал, что поэзия – его призвание. Мы выписывали с ним и с Прокоповичем журналы, альманахи. Он заботился  всегда о своевременной высылке денег. Мы собирались втроем и читали «Онегина» Пушкина, который тогда выходил по главам  Гоголь уже тогда восхищался Пушкиным…». А.С.Данилевский по записи В.И.Шенрока .
5. Что было главным украшением Миргорода?. Главное украшение Миргорода – миргородская «удивительная лужа».. И дело не только в том, что повесть очень густо насыщена местными полтавскими реалиями (начиная со знаменитого описания миргородской «удивительной лужи»), «единственной, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Домы и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее». 6. Н.В.Гоголь, собирая материалы по средневековью истории Украины, вместо научного труда создал героическое произведение… Какое?.
 В своей работе над «Тарасом Бульбой» Гоголь использовал большое количество исторических исследований: он изучал знаменитую «Историю руссов» Г.А.Полетики, авторство которой долгое время приписывалось белорусскому архиепископу Георгию Кониескому, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, «Описание Украйны» Боплана, читал рукописные списки украинских летописей – Самовидца, Грабянки. Но важнейшим источником  в работе Гоголя над повестью были украинские народные песни.  Гоголь черпал из украинской народной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Народная песня оказала огромное влияние на язык повести на всю её художественно-изобразительную систему.. 7. Сюжеты каких произведений, по свидетельству Н.В.Гоголя, он получил от Пушкина? . Сюжетом «Мертвых душ» Гоголь, как известно, был обязан  Пушкину, давно внушавшему ему мысль написать большое эпическое произведение. Об этом вспоминал Гоголь в своей «Авторской исповеди».

Пушкин рассказал Гоголю историю похождений некоего авантюриста, скупавшего у помещиков умерших крестьян, вернее документы на них, с тем, чтобы заложить их  как живых в опекунском совете и получить под них изрядную ссуду. И Гоголь сделал этого господина главным героем своего романа, назвав его Павлом Ивановичем Чичиковым.. Начало работы Гоголя над «Ревизором» определяется его письмом к Пушкину от 7 октября 1835 года с просьбой дать сюжет: . «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если же сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами. …
 Сделайте же милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, куда смешнее черта! Ради бога, ум и желудок мой оба голодают..  Гоголь – Пушкину 7 окт. 1835г..  Пушкин подсказал Гоголю сюжет мнимого ревизора (приезжего чиновника ошибочно принимают за ревизора, генерал-губернатора и т.д.), который имел в ту пору широкую литературную популярность, и которым Пушкин намеревался воспользоваться сам.. «Гоголь при разговоре, между прочим, заметил, что первую идею к «Ревизору» подал ему Пушкин, рассказав о Павле Петровиче Свиньине, как он, в Бессарабии, выдавал себя за какого-то петербургского важного чиновника и только зашедши уже далеко (стал было брать прошения от колодников), был остановлен. – «После слышал я, — прибавил он, — еще несколько подобных проделок, напр., о каком-то Волкове». . «Известно,что Гоголь взял у Пушкина мысль «Ревизора» и «Мертвых душ», но менее известно, что Пушкин не совсем охотно уступил ему свое достояние.
В кругу своих домашних Пушкин говорил, смеясь: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя» . П.В. Анненков «Гоголь в Риме». 8.  В каких петербургских произведениях Гоголя появляются призраки?.  Призраки появляются в Петербургских повестях «Портрет» и  «Шинель» . «Произнесши это, художник вдруг задрожал и побледнел: на него глядело, высунувшись из-за поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо. Два страшные глаза прямо вперлись в него, как бы готовясь сожрать его; на устах написано было грозное повеление молчать»..
«И видит: старик пошевелился и вдруг приподнялся на руках и,  высунув обе ноги, выпрыгнул из рам…»  .  «По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, . медвежьи шубы – словом, всякого рода меха и кожи, какие только придумали люди для прикрытия собственной. Один из департаментских чиновников видел своими глазами мертвеца и узнал в нем тотчас Акакия Акакиевича …»   . 9.  Н.В.Гоголь о «Ревизоре»: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе». О каком «единственном «честном лице» идет речь?.
Он писал в «Театральном разъезде»: «Да. если бы хоть одно честное лицо было помещено в комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь». Положительное начало в «Ревизоре» — смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то «честное лицо», которое определяет смысл комедии.. 10.  Отчего умер Акакий Акакиевич Башмачкин?. А значительное лицо, довольный тем, что эффект превзошел даже ожидание, и совершенно упоенный мыслью, что слово его может лишить даже чувств человека, искоса взглянул на приятеля, чтобы узнать, как он на это смотрит, и не без удовольствия увидел, что приятель его находился в самом неопределенном состоянии и начинал даже с своей стороны сам чувствовать страх..   Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич. Он не слышал ни рук, ни ног.
В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим. Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу. И добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. Так сильно иногда бывает надлежащее распеканье! На другой же день обнаружилась у него сильная горячка. … Наконец бедный Акакий Акакиевич испустил дух..
11. Что, по мнению Гоголя, является второй (после дураков) бедой России?. В России две беды — дураки и дороги. 12.  Как определил Н.В.Гоголь жанр своего произведения «Мертвые души»?. На начальном этапе работы Гоголь назвал своё произведение романом. Характерно замечание Гоголя в письме к Пушкину: «Сюжет растянулся на предлинный  роман. » Это слово «роман» мелькает ещё несколько раз в гоголевских письмах.
Одновременно в письмах  начинает проскальзывать и другое слово «поэма». Например, 12 ноября 1836 года он сообщает Жуковскому из Парижа о том, как идет работа над новым произведением: «каждое утро, в прибавление к завтраку,  вписывал я по три страницы в мою поэму…»  Гоголю всё ещё не ясно, в какую жанровую форму выльется его художественный замысел. 28 ноября того же 1836 года он пишет Погодину: «Вещь, над которой сижу  и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго ещё буду обдумывать, непохожа  ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов, название ей «Мертвые души» — вот всё, что ты должен покамест узнать об ней». Однако впоследствии Гоголь все более убежденно склоняется к мысли, что его новое произведение – поэма. . воплотили в себе и иронию, и художественную проповедь. Безусловно, в этом-то и состоит мастерство Гоголя.
Он сумел перемешать черты, присущие разным жанрам, и гармонично соединить их под одним жанровым определением . Одним сравнением России с адом в первом томе Гоголь помогает нам понять, что Россия должна воспрянуть духом и из ада пройти в чистилище, а затем в рай. Такие несколько утопические и гротесковые идеи Гоголя, его всеуничтожающие и поистине гомеровские сравнения могли быть выражены только в поэме, такой мистической и необычной по своему сюжету, как у Данте.. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы «Мертвые души», можно сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная комедия» состоит из трех частей.
В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины — Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте «Божественная комедия», которая называется «Ад».Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный — образ России. С этим образом связано «высокое лирическое движение», которым в поэме по временам заменяется комическое повествование.Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни..
13. Продолжите крылатые гоголевские фразы «Нет уз святее …», «Чему смеетесь…», » Эх, тройка! Птица тройка…». «Нет уз святее товарищества!» ( Тарас Бульба).  » Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»  (Городничий «Ревизор»). «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?» ( «Мертвые души»). Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления в Гимназию, к одному из тамошних учителей; затем он поступил в гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 г. по июнь 1828 г.), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии.
Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в несколько дней подготовлялся к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. В плохом обучении была, по-видимому, виновата и сама гимназия высших наук, на первое время дурно организованная; например, преподаватель словесности был поклонник Хераскова и Державина и враг новейшей поэзии, особенно Пушкина. Недостатки школы восполнялись самообразованием в товарищеском кружке, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы (Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние; А. С. Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Н. Прокопович; Нестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился). Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах.